18-10-2023
Автомобильная промышленность Турции производит легковые и коммерческие автомобили (в том числе пикапы и фургоны), микроавтобусы, грузовые автомобили, спецтехнику, большие и средние автобусы. Также, в больших объёмах, комплектующие к ним и автозапчасти.
Автопром является ведущей отраслью машиностроительной промышленности Турции, в настоящее время в нём заняты 400 тыс. человек. Страна занимает 16-е место в мире по производству автомобилей, и крупнейший производитель легковых автомобилей в Европе; производство автомобилей возросло за десять лет (с 2002 по 2013) с 374 тыс. до 1,3 млн. Крупнейший поставщик автомобильных компонентов в мире[1].
На автопром приходится 16 % экспорта (в 2013 году было экспортировано 828 тыс. автомобилей).
Автомобильный сектор зародился в 1950—1960-х годах, когда на защищённом властями от импорта внутреннем рынке началось производство автомобилей по лицензии компаний Ford, Renault и Fiat.
С начала 1980-х годов начался период либерализации сектора, в первой половине 1990-х стартовали первые поставки зарубеж.
Во второй половине 1990-х годов, с ростом благосостояния граждан, стал расти внутренний рынок и появилась возможность массово экспортировать автомобили на внешние рынки, особенно в страны Евросоюза, что дало значительный толчок к развитию турецкой автомобильной отрасли[2][3].
В 1959 году начала производство компания Ford Otosan, в 1963 году — Otokar, в 1964 году — BMC и Askam, в 1966 году — Karsan, MAN, Otoyol и A.I.O.S., в 1968 году — Mercedes-Benz Türk, в 1971 году — Oyak-Renault и TOFAŞ, в 1987 году — Temsa, в 1994 году — Toyota, в 1997 году — Honda и Hyundai Motor.
Экономические кризисы конца 1990 — начала 2000-х годов ярко иллюстрируют колебания количества произведённых в стране транспортных средств:
1998 год — 344,5 тыс. штук,
1999 год — 297,8 тыс. штук,
2000 год — 430,9 тыс. штук,
2001 год — 270,7 тыс. штук,
2002 год — 346,5(?374) тыс. штук,
2003 год — 533,6 тыс. штук,
2004 год — 823,4 тыс. штук,
2005 год — 879,4 тыс. штук,
2006 год — 987,5 тыс. штук[4],
2007 год — 1,1 млн штук,
2008 год — 1,147 млн штук,
2009 год — 869,6 тыс. штук (17-е место в мире и 7-е место в Европе)
2013 год — 1 125 534.
В 2000 году отрасль произвела продукции на 8,4 млрд долл.
В 2002 году в автосборочной промышленности было занято более 26 тыс. человек, а с учётом производителей автокомплектующих и других субподрядчиков — около 150 тыс. человек. В том же году отрасль произвела продукции на 6,1 млрд долл. и экспортировала на 3,7 млрд долл.
К 2010 году в отрасли было занято 265 тыс. человек.
Почти все крупнейшие турецкие автопроизводители являются совместными предприятиями:
Более 85 % производства приходится (2009) на четыре ведущие компании — Ford Otosan, Oyak-Renault, Tofaş-Fiat и Toyota (они же входят в число 10 ведущих турецких компаний-экспортёров).
В стране расположено 13 автозаводов, на них производят или собирают автомобили Renault (310 000 машин), Ford (265 000 машин), FIAT (255 000 машин), Hyundai (100 000 машин), Toyota (70 000 машин), Honda (15 000 машин), Opel, Daimler, Isuzu и MAN.
Ведущими автомобилестроительными центрами Турции являются:
Около 95 % производства приходится на лёгкие транспортные средства, включая легковые автомобили, пикапы и микроавтобусы, остальное — на грузовики и автобусы. В секторе легковых автомобилей лидируют Oyak-Renault, Tofaş, Toyota, Hyundai и Honda, в секторе пикапов — Ford Otosan, Tofaş и Karsan, в секторе микроавтобусов — Ford Otosan, Otokar и Karsan, в секторе лёгких и средних грузовиков — Mercedes-Benz, Ford Otosan, Temsa, BMC и Anadolu Isuzu.
В Турции изготавливаются и автобусы местных марок, таких как BMC, Temsa и Otokar[5]. В секторе больших и средних автобусов лидируют Mercedes-Benz, Anadolu Isuzu, MAN, Temsa и Otokar.
|
|
|
|
|
|
Автобус производства Otokar | Автобус производства BMC | Автобус производства Temsa | Автобус производства Mercedes-Benz Türk | Автобус производства MAN Türk | Автобус производства A.I.O.S. |
Турецкий автомобильный сектор экспортировал, главным образом в Европу:
в 2007 году — 818,3 тыс. транспортных средств,
в 2008 году — 910,3 тыс.,
в 2009 году — 629 тыс. (продукции на 16,9 млрд долл., 17,4 % от общего экспорта страны),
в 2013 году — 828 тыс. автомобилей в такие страны как Германия, Франция, Италия, Великобритания, Румыния и США.
Экспортированы около 76 % (2009) произведённых транспортных средств (в первой половине 2010 года — около 73 %).
Четыре ведущие компании — Ford Otosan, Oyak-Renault, Tofaş-Fiat и Toyota — входят в число 10 ведущих турецких компаний-экспортёров.
Главными рынками сбыта турецких автокомплектующих являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, Польша, Бельгия, США, Испания, Румыния, Россия, Иран и Словакия, а крупнейшими товарными группами — части двигателя, коробки передач, резиновые комплектующие, колёса и комплектующие к ним, тормозные системы, сцепления[2].
Крупнейшими центрами по производству автокомплектующих и запчастей являются ил Коджаэли, где в 1999 году была создана специализированная промышленная зона TOSB, и Бурса, где расположен завод компании Robert Bosch.
В секторе производства автокомплектующих и запчастей в Турции работают такие гиганты, как Robert Bosch, ZF Friedrichshafen, Mahle[en], Brose Fahrzeugteile и Continental AG (Германия), Valeo и Michelin (Франция), Denso, Fuji Heavy Industries и Toyota Boshoku[en] (Япония), Autoliv (Швеция), Magneti Marelli и Pirelli (Италия), Bekaert[en] (Бельгия), Gestamp Automocion (Испания), Auto Sueco (Португалия), Mayer's Cars and Trucks (Израиль), Kennametal и Hayes-Lemmerz (США).
В 2009 году подсектор автомобильных комплектующих и запчастей произвёл продукции на 13,3 млрд долл. и экспортировал на 7,3 млрд долл. (третья часть всего автомобильного экспорта).
Турция, как крупнейший поставщик автомобильных компонентов в мире, снабжает ими заводы АвтоВАЗ и КАМАЗ. Причем КАМАЗ приобретает у Турции ключевые детали для своих машин, в том числе карданные валы.[1]
Автомобильная промышленность Турции.