21-04-2023
Внешние изображения | |
---|---|
Статистика (1948—2002 гг.) |
Алия́ (ивр. עלייה, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») — репатриация евреев в Израиль, а до основания государства Израиль — в Палестину. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в Законе Израиля «О возвращении». Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́ («спуск», «нисхождение»).
Еврей, совершающий алию, называется на иврите словом оле́ (в женском роде ола́, мн. ч. — оли́м), эти слова иногда используются и в русских текстах.
Подавляющее большинство израильских евреев сегодня — либо олим, либо потомки совершивших алию.
Содержание |
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное желание возвратиться к Сиону и в Палестину.[1] Эти надежды и устремления отражены в Библии: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис.2:3) и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые впоследствии основали город Цфат в Галилее.[2] В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Израиле в четырёх святых городах (Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии), а во второй половине XVIII века целая хасидская община из Восточной Европы поселилась в Святой земле.[3]
В 1882 году еврейское население Эрец-Исраэль составляло около 30-35 тысяч жителей и было ультра-религиозным. Евреи жили в древних святых городах — Иерусалиме, Тверии, Цфате и Хевроне. В Иерусалиме евреи составляли большинство населения. Сравнительно маленькие общины были и в некоторых других городах.
Первая большая волна современной иммиграции в Палестину, известная как Первая алия, началась в 1882 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от еврейских погромов в Восточной Европе.[4] В 1882—1903 годах в Палестину, тогда провинцию Османской империи, переселилось около 35 тысяч евреев.[4] Большинство из них принадлежало к палестинофильским движениям Ховевей-Цион (Любящие Сион) и Би́лу (билуйцы) и прибыло из Восточной Европы (главным образом Российской империи); небольшое число прибыло также из Йемена. По большей части это были ортодоксальные евреи.
Среди городов, основанных в этот период, — Петах-Тиква, Ришон ле-Цион, Реховот, Рош-Пина и Зихрон-Яаков.
Поселенцы испытывали множество затруднений: нехватка средств, тяжёлые природные условия, недостаток соответствующего сельскохозяйственного опыта, болезни и т. п. В разрешении этих затруднений большую роль сыграл барон Эдмон де Ротшильд, взявший несколько основанных городов под свою опеку и помогавший поселенцам финансами и специалистами.
Вспышка антисемитизма в Российской империи вызвала волну еврейских погромов, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года. В период 1904—1914 годов в Палестине поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы.[4]
Как и иммигранты первой алии, большинство переселенцев второй алии были ортодоксальными евреями, не разделявшими идей сионизма.[5] В то же время, многие из поселенцев этого периода были увлечены социалистическими идеями, создав в Палестине политические партии и рабочие организации. Они основали в 1909 году первый киббуц — Деганию, положивший начало киббуцному движению,[6] и сформировали первую организацию еврейской самообороны, Ха-Шомер, для защиты еврейских поселений от враждебных действий со стороны арабов и бедуинов.
В это время был основан пригород Яффы Ахузат-Баит, который перерос впоследствии в город Тель-Авив. В этот же период широко распространился возрождённый иврит, на котором стали выходить газеты и литература.
С началом Первой мировой войны Вторая алия практически прекратилась.
В результате к 1917 году в Палестине проживало примерно 85.000 евреев.[7]
Во время Первой мировой войны по инициативе В. Жаботинского и И. Трумпельдора в составе британской армии был сформирован «Еврейский легион», который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины. В ноябре 1917 года секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа»[8].
В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».[9]
В 1919—1923 годах, как следствие Первой мировой войны, установления в Палестине британского мандата и Декларации Бальфура, в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период были основана федерация профсоюзов, Гистадрут и еврейская организация самообороны Хагана.
В 1924—1929 годах в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Значительную роль сыграл экономический кризис в Польше в сочетании в проводимой там политикой вытеснения евреев из бизнеса (поэтому эту волну иммигрантов прозвали «алия Грабского», по фамилии тогдашнего премьер-министра Польши). В 1924 году были введены ограничения на иммиграцию в США, что заставило евреев ехать не в США, а в Палестину.
Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания (что послужило причиной названия «алия киосков»), а также лёгкую промышленность.
Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.
В 1929—1939 годах, с подъёмом нацизма в Германии, в Палестину приехали 250 тысяч евреев, 174 тысячи из которых — в 1933—1936 годах. После 1936 года возросшие ограничения на иммиграцию, наложенные британскими властями, сделали эту волну эмиграции нелегальной, называемой «Алия Бет».
Возросшие ограничения на еврейскую иммиграцию в Палестину, наложенные британскими властями, сделали значительную часть эмиграции нелегальной. Эта алия получила название «Алия Бет» или Хаапала́ (ивр. העפלה, «дерзновение»). Нелегальная иммиграция организовывалась подразделением Хаганы под названием «Мосад ле-Алия Бет» и Иргуном. Переправка евреев в Палестину проводилась главным образом по морю и в меньшей степени по суше через Ирак и Сирию.
В «Алие Бет» принято выделять два этапа.
Американский сектор не накладывал ограничений на передвижение между лагерями — американские, французские и итальянские власти смотрели на это сквозь пальцы. Британцы же всячески противодействовали этому движению, накладывая ограничения на передвижения из лагерей и организуя морскую блокаду, препятствуя иммигрантам высаживаться в Палестине.
Несмотря на борьбу британских властей с нелегальной иммиграцией, за 14 лет в Палестину таким образом переправилось 110 тысяч евреев.
В 1948—1952 годах еврейское население Израиля увеличилось с 600 тыс. до 1,5 млн. Сотни тысяч евреев стали беженцами из арабских стран, спасаясь от погромов и преследований.
Со дня провозглашения еврейского государства 14 мая 1948 года[10] и до конца года в Эрец Исраэль прибыло более 100 тыс. репатриантов. До конца 1951 года в страну репатриировало 690 тыс. человек — и их число превысило численность ишува накануне провозглашения государства. Декларация независимости Государства Израиль фактически открыла ворота для евреев со всего мира, провозгласив: «Государство Израиль будет открыто для репатриации евреев и для собирания диаспор».
Первыми прибыли европейские евреи, пережившие Холокост и находившиеся в лагерях перемещенных лиц. Вслед за ними стали прибывать — нередко почти в полном составе — еврейские общины стран Востока. Так, в рамках операции «Эзра и Нехемья» репатриировались почти все евреи Ирака (120 тысяч человек). Были проведены также операции по репатриации евреев из Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Румынии, Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Репатриация продолжалась и в последующие годы — вплоть до наших дней. Были периоды спада и роста алии, были даже периоды, когда число тех, кто покидал страну, превышало число репатриантов. В 1956 году возобновилась алия из стран Восточной Европы, а после Шестидневной войны 1967 года заметно выросла алия из стран Запада и началась репатриация евреев из Советского Союза.
Шестидневная война вызвала подъём национального сознания советских евреев.[11][12][13] 10 июня 1968 года, через год после разрыва отношений с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить советским евреям эмигрировать из страны. В конце 1960-х — начале 1970-х годов политика Советского Союза в отношении репатриации в Израиль смягчается. Вместе с этим, до начала 70-х годов израильская цензура запрещала публикацию каких-либо материалов, связанных с еврейской репатриацией из СССР. С 1969 года по 1975 год в Израиль прибыло около 100 тыс. репатриантов из СССР.
В 1980-е годы наблюдался спад алии.
Название операции взято из библейского стиха: «Вас Я поднял на орлиных крыльях» (Исх.19:4). 52 тысячи евреев Йемена были вывезены из этой страны в ходе операции «Волшебный ковёр». Йеменские евреи называли прибывшие за ними самолеты «орлиными крыльями».
В 1949—1950 годах Израиль эвакуировал по воздуху из Йемена 50 тысяч евреев местной общины, стекавшихся со всех концов страны в лагерь «Избавление». Операция получила название «Ковёр-самолёт» или «На орлиных крыльях». Начиная с сентября 1949 года самолёты ежедневно перевозили в Израиль по 500 йеменитов. До конца 1949 года в Израиль прибыло 35 тысяч беженцев из Йемена. Последний рейс приземлился в Израиле в сентябре 1950 года.[14]
Община «Бета Исраэль» (эфиопских евреев) существует в Эфиопии со времен разрушения Первого Храма, находясь почти в полной изоляции от остального еврейского мира.
За двухтысячелетнюю историю эфиопские евреи неоднократно пытались добраться до Иерусалима. Однако, вплоть до 1979 года лишь очень немногим это удалось. В 1979—1984 годах через Судан в Израиль прибыло около 7 тысяч эфиопских евреев. На пути в Судан и в лагерях беженцев в этой стране, от голода и болезней погибло около 4 тысяч эфиопских евреев. Многие детали этих сложных и опасных операций по сей день засекречены.
Операция «Моше» продолжалась с 21 ноября 1984 года по 5 января 1985 года. В течение этих шести недель в Израиль прибыло около 7 тысяч новых репатриантов из Эфиопии.
Но исход евреев из Эфиопии не прекратился: эфиопские евреи продолжали прибывать в Судан. В 1985—1989 годах было проведено ещё несколько тайных операций, в ходе которых воздушным путем было доставлено в Израиль ещё около 3 тысяч человек. В январе 1990 года в столице Эфиопии Аддис-Абебе открылось израильское посольство. В Аддис-Абебу начали стекаться тысячи эфиопских евреев, требовавших вывезти их в Израиль. В 1990—1991 годах в Израиль репатриировалось ещё около 8500 человек.
Из-за жестокой гражданской войны в Эфиопии, евреям, скопившимся в Аддис-Абебе, грозила смертельная опасность. Правительство Израиля, Армия обороны Израиля, «Джойнт» и Еврейское Агентство провели 24-25 мая 1991 года операцию, в ходе которой за 36 часов в Израиль было переправлено 14 310 эфиопских евреев.
Это была крупнейшая операция, в ходе которой в Израиль было привезено наибольшее число евреев в кратчайший срок. После завершения операции «Шломо» в Израиль репатриировалось ещё около 5 тыс. евреев из Эфиопии. Сегодня всё эфиопское еврейство, насчитывающее около 50 тыс. человек, находится в Израиле.
С приходом к власти в СССР М. Горбачёва были облегчены правила на эмиграцию из СССР. В октябре 1989 года правительство США ввело ограничения на приём беженцев из СССР. По этой причине, основной поток эмиграции евреев был направлен в Израиль . В это время в Москве в рамках работы израильской консульской группы (дипломатические отношения между СССР и Израилем ещё не были восстановлены) начали действовать представители «Сохнута» (Еврейского агентства) и организации «Натив». Началась подготовка к массовой репатриации евреев СССР в Израиль. Появились многочисленные курсы по изучению иврита — ульпаны (как организованные правительством Израиля, так и частные). Возникла «Сионистская организация СССР» во главе с Л. Городецким.
Немало росту репатриации способствовали и проявления антисемитизма. Организация «Память» во главе с Д. Д. Васильевым проводила в 1987—1990 годах многочисленные акции против т. н. «жидо-масонского заговора». В 1987 году руководители «Памяти» даже были приняты первым секретарём Московского ГК КПСС Б. Н. Ельциным, однако не получили поддержки властей. Особенно выросла активность «Памяти» перед выборами народных депутутов в Верховный Совет СССР в 1989 году. Весной 1990 года получили распространение провокационные, ничем не подтверждённые слухи о грядущих еврейских погромах.
С 1989 года началась массовая репатриация из СССР. В 1989—1990 годах в Израиль прибыло более 200 тыс. репатриантов из СССР (лишь за декабрь 1990 прибыло 35 тыс. человек).
Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели к высокому уровню репатриации. Затем, прежде всего в связи с исчерпанием демографического ресурса, а также в связи с усилением террора после подписания «мирных соглашений в Осло» 1995—1996 годах уровень репатриации уменьшился. Всего за период «Большой Алии» в Израиль прибыло более 1,4 млн евреев из СССР и постсоветского пространства.
Правительство[15] не было готово к приёму большого количества репатриантов. Чтобы улучшить ситуацию с жилищным фондом перед небывалым ростом населения за счёт новоприбывших, началось массовое строительство в периферийных районах и возведение т. н. «караванных» посёлков (то есть временных городков из временных домиков со всеми удобствами). Ответственным за эту программу был министр строительства Шарон. Наибольшее количество нового жилья было построено в т. н. районах развития в Галилее и Негеве — в Кармиэле, Нацрат-Илите, Йокнеаме, Беэр-Шеве, Офакиме и др. населённых пунктах. Наибольшее количество жилья было возведено в Ашдоде. Население города в настоящее время приближается к 200 тыс. человек.
В 1993 году религиозной организацией «Слово жизни» основан фонд «Операция Жаботинский» (англ. «Operation Jabotinsky», в честь В. Е. Жаботинского), для оказания помощи евреям из бывшего Советского Союза по иммиграции в Израиль с использованием Швеции как страны транзита[16].
Русскоязычные евреи составили более 17 % населения Израиля и более 20 % еврейского населения страны. В некоторых городах они составляют даже более 40 % жителей. Количество СМИ на русском языке в Израиле превышает количество СМИ на иврите по данным пресс-секретаря Посольства Израиля в РФ. Существуют телеканалы, газеты, журналы, книги на русском языке, и израильские власти не чинят препятствий их возникновению.
Русскоязычные израильтяне представлены в Кнессете партией «Наш дом — Израиль».
В 2004 году в Израиль прибыло около 22 тысяч новых репатриантов, что на 1 тыс. меньше, чем в 2003 году.
За 2005 год в Израиль репатриировалось 23 тысячи человек (+4,4 %). Впервые с 1989 года доля репатриантов из бывшего СССР составила менее половины — примерно 10 100 человек (48,1 %). Из них почти 4000 из России и около 3000 с Украины, что на 18 и 21 % меньше, соответственно, чем в 2003 году. Из остальных крупных групп репатриантов, прибывших в 2004 году, примерно 3700 человек (17,6 %) из Эфиопии, примерно 2000 (9,5 %) из Франции и около 1900 (9,0 %) из США.
В 2006 году в Израиль приехало 19 900 иммигрантов, что примерно равно количеству в 2005.[17]
С начала сентября 2010 года и до конца августа 2011 года в Израиль из стран СНГ, Северной и Латинской Америки, Европы и Азии прибыли 18500 репатриантов. Это на 12 % больше по сравнению с предыдущим периодом (2009—2010), когда в Израиль из этих регионов репатриировались 16500 человек. Ещё 2700 олим прибыли из Эфиопии. Из стран СНГ за этот период прибыли 8290 репатриантов (рост 19 %)[18] .
Следует, однако, заметить, что части репатриантов не удаётся устроиться в Израиле, вследствие чего они покидают страну. Так в России к 2006 году проживало около 50 тыс. граждан Израиля.[19]
В 2009 году, Лишкат а Кешер — агентство, рассматривающее анкеты потенциальных репатриантов перед собеседованием с консулом (в случае Алии в стране исхода) или представителем Лишкат а Кешер (при Алии в Израиле), добавило новый пункт в анкету репатриантов, такой как религия. В случае указания любой религии, кроме иудаизма, репатриант получает отказ в Алии. В случае же указания иудаизм, необходимо подтвердить это на собеседовании.
Эта мера была принята, для ограничения числа иммигрантов, приезжающих в Израиль в поисках «лучшей жизни», чем в стране Исхода. Официальное обоснование такого ограничения, по версии Лишкат а Кешер звучит так: «Еврей, принявший христианство (или любую другую религию), перестает быть евреем по вероисповеданию. Закон о возвращении распространяется на иудеев, то есть евреев по вере и на потомков евреев по вере». При этом, при повторном заполнении анкеты репатриант тоже получит отказ.
Сионизм | ||
---|---|---|
Идеологии | ||
Организации |
Ховевей Цион • Билу • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гехалуц • Гистадрут • Еврейское агентство • Еврейский национальный фонд • Керен ха-Йесод • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Бриха • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед • Центральный сионистский архив |
|
Прочее |
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Старый ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Великий Израиль • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Стена и башня • Израильские поселения |
Алия | ||
---|---|---|
Досионистская алия | Возвращение к Сиону • Старый ишув | |
До создания Израиля | Первая алия • Вторая алия • Репатриация во время Первой Мировой Войны • Третья алия • Четвёртая алия • Пятая алия • Алия молодёжная • Репатриация во время Второй Мировой Войны • Бриха • Новый ишув | |
После создания Израиля | Операция «Волшебный ковёр» • Операция Эзра и Нехемия • Исход евреев из мусульманских стран • Репатриация из Польши в 1968 • Алия из СССР в 1970-е • Операция «Моисей» и Соломон • Репатриация в 1990-е из стран бывшего СССР • Репатриация из Латинской Америки в 2000-е | |
Концепции | Иудаизм • Сионизм • Закон о возвращении • Земля Обетованная • Эмиграция из Израиля • Галут • Еврейский мессианизм | |
Связанные темы | Моссад ле-Алия Бет • Еврейская История • Еврейская диаспора • История евреев в Израиле • Ишув • История Израиля • Израильские евреи • Антисионизм • Иврит • Религиозный сионизм • Палестинские евреи • Джойнт |
Алия (репатриация в Израиль).