Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Ангара (ледокол)

27-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

(O)

«Ангара»
Флаг
Класс и тип судна традиционно произвольно относят к типу «ледокол», хотя по классификации начала ХХ века — это ледокольный пароход (грузопассажирский), а по классификации середины ХХ века — ледокольно-транспортное судно
Порт приписки Иркутск
Спущен на воду 25 июля 1900 года
Выведен из состава флота 1962
Статус Музей (с 1990)
Основные характеристики
Водоизмещение 1400 т
Длина 61 м
Ширина 10,7 м
Высота 7,6 м
Осадка 4,7 м
Двигатели четыре огнетрубных котла локомобильного типа, одна паровая машина тройного расширения
Движитель 1 гребной винт
Пассажировместимость 160 человек
Регистровый тоннаж 250 т
Изображения на Викискладе

«Ангара» — паровой ледокол российского и советского флотов, в настоящее время корабль-музей, один из пяти дореволюционной постройки. Самый старый из сохранившихся ледоколов в мире[1].

Дореволюционная служба и Гражданская война

Штурвал ледокола «Ангара», в музее на борту ледокола

«Ангара» была спущена на воду 25 июля 1900 года в селе Лиственичном, куда её доставили в разобранном виде из Ньюкасла, где ледокол был изготовлен на стапелях верфей «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко». Заказчиком судна выступал Комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого приобрёл у «Армстронга» паром-ледокол «Байкал». Оба судна предназначались для обеспечения паромной переправы железнодорожных составов через Байкал, как временная мера до постройки путей вокруг озера. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал», который не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см. До постройки Кругобайкальской магистрали в 1906 году «Ангара» вместе с «Байкалом» совершала регулярные рейсы через Байкал. После этого, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии.

В 1916 году паром вновь вышел в плаванье в связи с оживлением движения на Кругобайкальской магистрали. После Октябрьской революции пароход был национализирован и переоборудован для пассажирских перевозок. С началом Гражданской войны судно было вооружено двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулемётами и стал совершать рейды по уничтожению чехословацких войск на берегу Байкала. Осенью 1918 года, в связи переходом власти в руки белых, «Ангара» вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.

6 января 1920 года, во время бегства «белых» на борту «Ангары» произошло массовое убийство 31 заложника из тюрьмы г. Иркутска.

По распоряжению командовавших на пароходе подполковника А. И. Сипайло и начальника гарнизона станции Байкал штабс-капитана Годлевского, арестованных раздели до нижнего белья и по одному выводили на палубу. Казак Лукин сзади ударял жертву по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда. Оглушённую жертву сбрасывали за борт[2].

Убитые были сторонниками Политцентра, противостоявшего правительству Колчака. В числе убитых оказались видные эсеровские деятели Б. Д. Марков, П. Я. Михайлов, Н. П. Петров, Я. Ф. Терещенко, М. П. Храбров и Я. Я. Аунен. Среди погибших оказался отец выдающегося историка Сибири академика А. П. Окладникова учитель П. С. Окладников, служивший в Иркутске прапорщиком 56-го Сибирского стрелкового полка.

В мае, когда на Байкал вернулись советские войска, «Ангара» вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами. Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года.

Предвоенные годы, Великая Отечественная война и послевоенные годы

25 декабря 1929 года[3] ледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и едва не затонул[4]. В 19311932 годах, в связи с полученными повреждениями, судно прошло капитальный ремонт. Второй капитальный ремонт «Ангара» должна была пройти в мае 1941 года, он был отложен в связи с Великой Отечественной войной. Во время войны ледокол перевозил баржи с рыбой, и ходил до 1949 года, когда был поставлен на второй капитальный ремонт. Из-за осложнений с использованием старого стапеля, «Ангара» смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года. Однако уже спустя два года, зимой 1962 года, пароход был исключён из состава флота в связи с моральным износом. До 1967 года судно находилось в отстое, позднее оно было переведено в Иркутское водохранилище, где использовалось местным отделением ДОСААФ. В 1975 году общество отказалось от ледокола и он должен был быть разрезан на металл, но этому помешало только то, что судно село на мель при переводе в порт. Ледокол находился в полузатопленном состоянии до 1987 года, когда по инициативе ВООПИиК принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей. Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года «Ангара» была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив иркутского микрорайона Солнечный[1].

Существуют планы организации на базе «Ангары» музея «Ворота на Байкал»[1].

Галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ Ледокол и паровоз. // Иркутский репортер, 04 июня 2011. Проверено 12 августа 2011. Архивировано из первоисточника 13 августа 2011.
  2. Из заключения следователя Иркутского Губернского Рев.трибунала, 3 августа 1920 года по делу об убийстве на озере Байкал 31-го.
  3. Авария ледокола «Ангара» // Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. № 299 (1899) 28 декабря 1929 года, стр. 1
  4. Р.н Подробности аварии ледокола «Ангара» // Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. № 301 (1901) 31 декабря 1929 года, стр. 4

Ссылки

  • Официальный сайт музея
  • Ирина Акимова. Ледокол «Ангара»: «Судно село на мель и это его спасло» (рус.). Корабел.ру (20 декабря 2013). Проверено 24 декабря 2013.

Ангара (ледокол).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28