11-05-2023
Михаил Берзинг | |
---|---|
Дата рождения | 6 июля 1955 |
Место рождения | Ленинград, СССР |
Дата смерти | 19 марта 2020 (64 года) |
Место смерти | Москва, Россия |
Гражданство | СССР→ Россия |
Жанр | живопись |
Учёба | Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина |
Медиафайлы на Викискладе |
Михаил Игоревич Берзинг (6 июля 1955, Ленинград — 19 марта 2020, Москва) — российский художник, живописец.
Михаил Берзинг родился в 1955 году в Ленинграде. В 1978 году поступил в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (мастерская монументальной живописи А. А. Мыльникова) и в 1983 окончил его, дипломная работа «Петр I — основатель российского флота».
С 1984 г. активно участвовал в молодёжных, московских, республиканских и всесоюзных выставках.
С 1987 года он стипендиат и с 1989 г член Союза Художников Советского Союза, Ленинградское отделение
В 1989 г. был в творческой командировке на Байкале, в Туве и в Венгрии, в 1991 — во Франции (Сов, Гар, Окситания) и Германии (Дюссельдорф).
В 1990-е годы активно сотрудничал с художественными галереями в Москве («Сарт», «Марс» и др.), Санкт-Петербурге («Анна» и др.), Харькове («Вернисаж»)
Михаил Берзинг умер в 2020 году в Москве. Прах захоронен на Охтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Произведения Михаила Берзинга можно было увидеть на художественных выставках в СССР и России («Мир и молодежь», 1988, ЦДХ; всесоюзная выставка произведений молодых художников «Молодость страны» ЦДХ, 1989[1]; персональная выставка в выставочном зале журнала «Юность», Москва, 1990[2]), в Бразилии, Китае, Франции (Сов, Гар, Окситания, 1991), Венгрии, Германии («Без границ», Дюссельдорф, 1991) и США.
В 2011-12 г.г. работа Михаила Беринга «Переход» экспонировалась в рамках Четвертой тематической экспозиции коллекции Московского музея современного искусства «Искусство есть искусство есть искусство»[3][4] (Петровка 25, 25 ноября, 2011 — 29 июля, 2012).
Посмертные выставки. В конце 2020 года триптих Михаила Берзинга «Дома и солнце» поступил в коллекцию Калининградского областного музея изобразительных искусств и занял центральное место на тематической выставке «Мир за окном» (февраль 2021 г.)
В это же время «Стенной проем» (диптих) и «Пустая клетка» были показаны в рамках Юбилейного выставочного проекта «110 лет. Музей во времени»[5] Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.
Эти работы были написаны в конце 80-х во Всесоюзном Доме творчества «Сенеж» и отобраны комиссией СХ для участия во Всесоюзных выставках. Они были показаны на нескольких выставках, но дальнейшая их судьба была неясна. Как только коллекция бывшей Конфедерации (до 1992 года – собрание Союза художников СССР) оказалась в ведении Министерства культуры РФ (2017 г.), она была каталогизирована[6] и объекты стали передаваться региональным музеям.
Работы находятся в многочисленных музеях и частных собраниях всего мира — в Московском музее современного искусства, Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых, Калининградском областном музее изобразительных искусств, Нью-Йоркской галерее Еврейского искусства, частных коллекциях в Турку (Финляндия), Дюссельдорфе (Германия), Филадельфии, Sauve (Occitanie, France) (Франция), Москве, Санкт-Петербурге, Харькове.
Ранние работы Михаила Берзинга некоторые исследователи связывают с гиперреализмом[7], что представляется ошибочным. Сам художник считал себя постконцептуалистом: ассоциативность, жесткая логика построений, элемент интриги… Вначале рождается идея («несуществующий и чисто пластический момент»), затем к ней присоединяется интуиция – и создается среда, рождается парадокс.[2] Михаил признается: «Делаю то, что мне непонятно». «Создание нового доступно не интеллекту, а только инстинкту игры, который действует из внутренней необходимости. Творческий разум играет с тем, что любит» (К. Юнг). Михаил «играет», создавая картины, и нас вовлекает в свою новую реальность, ошеломляет и обескураживает.
Мы видим продуманную композицию и каллиграфический ритм, который Берзинг создает, используя объемы и линии, предметы и поверхности, текстуры и материалы, тени и отражения. Они аранжированы как музыкальные ноты. Текстуры и материалы на его картинах переданы иллюзионистски; кирпич, стекло, камень, дерево, бумага, металл, стены и булыжники с многочисленными зазубринами, царапинами и трещинами, пятнами краски и ржавчины. Это создается за счет особой фактуры красочного слоя, сочетания пастозности и лессировок, тени и света.
Михаил Берзинг смог установить в своих картинах тонкое равновесие между абстракцией и реальностью, что особенно прослеживается в его поздних работах («Набережная Мойки». 2009, «Набережная Фонтанки», 2009).
Художнику присущи не только эйдетическая память, но и ярко выраженное эйдетическое мышление и (от др.-греч. εἶδος — ментальный образ, визуальное мышление). Его способ осмысления своих картин и способ их коммуникации отчетливо визуальный, не литературный, не нарративный.
В последние годы жизни Михаил Берзинг много занимался графикой и т. н. метафизической фотографией.
Дома и солнце. Левая часть триптиха. 1987
Дома и солнце. Центральная часть триптиха. 1986
Дома и солнце. Правая частьтриптиха. 1987
Пустая клетка. 1986
Стенной проем, диптих (левая часть). 1988
Стенной проем, диптих (правая часть). 1988
Фрагмент пейзажа. 1990
Среда обитания. 1990
Падение самолета II. 1990
Отношение. 1990
Структура. 1993
Композиция-III. 1995
Фрагменты-III. 1995
Набережная Мойки. 2009
Отношение - II. 2009
Набережная Фонтанки, 2009
Берзинг Михаил Игоревич.