10-08-2023
Гражданство | |
---|---|
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти |
23 декабря 1985 (71 год) |
Место смерти | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Сезоны | |
Команды | |
Гран-при |
19 |
Очки |
8 |
Дебют | |
Последняя гонка |
Принц Бирабонгзе Банудей Банубанд (тайск. พระวรวงศ์เธอ พระองค์เจ้าพีรพงศ์ภาณุเดช, англ. Birabongse Bhanutej Bhanubandh, 15 июля 1914, Бангкок — 23 декабря 1985, Лондон) — тайский автогонщик, участник довоенных гонок Гран-при и Чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 в 1950—1954 гг. Принц Сиама (ныне Таиланд). В Европе был известен под именем Принц Бира (англ. Prince Bira).
Содержание |
Сын принца Бханурангси Савангвонгсе — принц Бирабонгзе прибыл в Европу в 1927 году, чтобы завершить образование в Англии в Итонском колледже и Кэмбриджском университете. Принц Бира вместе со своим двоюродным братом принцем Чула Чакрабонгсе (Принц Чула) основали команду White Mouse Racing (рус. Белая Мышь Рейсинг). Первую свою гонку Принц Бира провёл в 1935 году в Бруклэндсе, пилотируя Riley Imp. Свою машину Бира раскрасил в голубой и жёлтый цвета. Позже в том же году Принц Чула дал Принцу Бира один из новых гоночных автомобилей ERA — R2B, прозванный Romulus. Бира финишировал вторым в первой же своей гонке за рулём Romulus, несмотря на необходимость останавливаться для ремонта. В оставшихся гонках сезона Бира был в числе пилотов, выступавших на самых мощных машинах, заняв ещё одно второе место и пятое на Гран-при Донингтона.
В 1936 году принцы решили, что результаты прошедшего сезона заслуживают покупки второй машины ERA. Они приобрели Remus для использования на британских этапах и оставили Romulus для международных гонок. Принц Чула также приобрёл Maserati 8CM для White Mouse Racing. Бира выиграл в дальнейшем 4 гонки сезона за рулём ERA. Кроме того, выступая за рулём Maserati, он финишировал 5-м в Донингтоне и 3-им в Бруклэндсе.
К сожалению, выступления в 1936 году стали кульминацией карьеры Принца Бира и White Mouse Racing. После перехода Дика Симана в 1937 году в Mercedes, тайцы купили его Delage и все запчасти к нему. Несмотря на некоторые доработки и приглашение опытного гоночного инженера Лофти Инглэнда — будущего менеджера команды Jaguar, машины были неконкурентоспособны и во многих случаях Бира был вынужден гоняться на старых и теперь уже существенно устаревших ERA. Кроме того, деньги, потраченные на доработку Delage уменьшили средства команды. В это время Бира показывал приличные результаты в британских гонках. Международные же более дорогостоящие гонки стали для принца настоящим несчастьем.
После Второй мировой войны Принц Бира вернулся в автогонки. В 1947 году он одержал победу в Гран-при де Фронтир в Шимэ. В 1949 году принц выступал не только в европейских гонках, но и в Аргентине. В Мар-дель-Плате он финишировал вторым, вслед за Хуаном Мануэлем Фанхио.
В начале 1955 года Бира одержал последнюю свою победу в гонках — Гран-при Новой Зеландии в Ардморе. Вскоре он неожиданно принял решение завершить карьеру. Затем принц вернулся в Таиланд, где несколько лет занимался бизнесом. Потом он жил в Швейцарии, поддерживая таиландских спортсменов. Последние годы жизни провёл в Англии. Умер 23 декабря 1985 года в Лондоне на станции метро «Баронс Корт».
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Год | Команда | Шасси | Двигатель | Ш | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | Enrico Platé | Maserati 4CLT/48 |
Maserati 4CLT 1,5 L6S |
P | ВЕЛ Сход |
МОН 5 |
500 |
ШВА 4 |
БЕЛ |
ФРА |
ИТА Сход |
8 | 5 | ||
1951 | Частная заявка |
Maserati 4CLT/48 |
OSCA T4500 4,5 V12 |
P | ШВА |
500 |
БЕЛ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ИТА |
ИСП Сход |
— | 0 | |
1952 | Equipe Gordini | Simca-Gordini T15 |
Gordini 1,5 L4 |
Е | ШВА Сход |
500 |
БЕЛ 10 |
42 | 0 | ||||||
Gordini T16 | Gordini 2,0 L6 |
ФРА Сход |
ВЕЛ 11 |
ГЕР |
НИД |
ИТА |
|||||||||
1953 | Connaught Engineering |
Connaught A | Lea-Francis 2,0 L4 |
D | АРГ |
500 |
НИД |
БЕЛ |
ФРА Сход |
ВЕЛ 7 |
ГЕР Сход |
ШВА |
27 | 0 | |
Scuderia Milano | Maserati A6GCM |
Maserati A6 2,5 L6 |
P | ИТА 11 |
|||||||||||
1954 | Officine Alfieri Maserati |
Maserati A6GCM |
Maserati 250F 2,5 L6 |
P | АРГ 7 |
500 |
17 | 3 | |||||||
Частная заявка |
Maserati 250F |
БЕЛ 6 |
ФРА 4 |
ВЕЛ Сход[1] |
ГЕР Сход |
ШВА |
ИТА |
ИСП 9 |
Бирабонгзе Банудей Банубанд.