Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Бирюков, Виктор Ефимович

12-10-2023

Виктор Ефимович Бирюков
Род деятельности:

заместитель председателя Госплана СССР

Дата рождения:

24 марта 1912(1912-03-24) (101 год)

Место рождения:

Рузаевка,
Российская Империя

Гражданство:

 СССР
 Россия

Супруга:

Ирина Георгиевна Бирюкова

Дети:

сыновья Юрий и Александр

Награды и премии:

Виктор Ефимович Бирюков (24 марта 1912, Рузаевка, Российская Империя) — заместитель председателя Госплана СССР, соратник А. Н. Косыгина и Н. К. Байбакова. Имеет 70 лет трудового стажа в транспортной сфере, в том числе 24 года — в Госплане СССР. Главный инженер Московской железной дороги с 1954 по 1963. Внёс значительный вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали. Старейший железнодорожник России. Помимо железной дороги занимался проблемами развития автомобильного, водного и авиационного транспорта. По оценке экспертов — архитектор системы государственного планирования единой транспортной сети СССР.[1][2][3]

Содержание

Биография

Родился 10 (24) марта 1912 в многодетной семье паровозного машиниста на крупном железнодорожном узле Рузаевка Пензенской губернии, ныне Республика Мордовия. Через несколько лет семья перебралась на Украину, на станцию Конотоп. В 16 лет Виктор окончательно определился с выбором профессии и в 1928 поступил в транспортный техникум. Трудовую деятельность начал слесарем по ремонту паровозов.

Окончил Конотопский железнодорожный техникум и Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Служил в 19331935 в Красной Армии на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны.

В 1943, будучи начальником паровозного депо Малоярославец, по просьбе машиниста Елены Мироновны Чухнюк (впоследствии Героя Социалистического Труда) отремонтировал «израненный» на фронте паровоз, фактически не подлежавший ремонту и восстановлению.[4] Вскоре был назначен начальником Брянского отделения паровозного хозяйства, на этом посту встретил Победу в 1945.

На Московской железной дороге (включая отделения, вошедшие в 1959 в её состав) отработал около 30 лет. С 1946 — первый начальник Брянского отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Затем начальник Московско-Киевского отделения.

В 19541963 был главным инженером Московской железной дороги. На этот пост его назначил первый начальник МЖД Леонид Анатольевич Карпов. По его поручению Бирюков сконцентрировался на строительстве объектов инфраструктуры, восстановлении и электрификации дороги, много занимался Большой московской окружной.

В 1963 по рекомендации министра путей сообщения СССР Б. П. Бещева был переведён в Госплан СССР и назначен начальником подотдела планирования железнодорожного транспорта. Прошёл путь до заместителя председателя Госплана СССР по транспорту, в то время Н. К. Байбакова.[1]

В период работы в Госплане Бирюков занимался строительством Байкало-Амурской магистрали (1974—1987), Волго-Балтийского канала, вокзалов, аэропортов, взлетно-посадочных полос, внутренних водных и морских путей, магистральных газопроводов (Уренгой—Помары—Ужгород), автомобильных дорог, электрификацией важнейших железнодорожных направлений, информационно-вычислительными центрами, а также международным сотрудничеством в транспортной сфере.[4]

В 1976 наметился спад в развитии железнодорожного транспорта, сократился среднесуточный пробег грузового вагона и локомотива. Правительство СССР провело коллегию Министерства путей сообщения с участием начальников дорог. Лично Бирюкову Косыгин поручил подготовить предложения и постановление, в котором указать конкретные меры для выхода из кризиса. В итоге появился документ стратегического планирования о «Мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976—1980 гг». Предписывалось, в частности, устранить недопоставки транспорту локомотивов, грузовых вагонов, запасных частей. Реализация этого постановления сыграла большую роль в наращивании перевозочных ресурсов и обеспечивала значительное увеличение перевозок грузов и пассажиров. С конца 1970-х годов по заданиям Госплана Бирюков ежегодно разрабатывал предплановые предложения к основным направлениям развития транспортной системы страны.[1]

Бирюков стоял у истоков строительства пансионата МЖД «Берёзовая роща» в Мытищинском районе Подмосковья (открыт в марте 1978),[3] в 19751976 оказал содействие строительству дачного кооператива московских железнодорожников в районе станции Домодедово.

После Госплана Бирюков работал в отделе транспортных проблем Академии наук СССР.[2]

Ликвидацию плановых основ в экономике Бирюков считает одной из ключевых ошибок постсоветских реформ.[1]

Бирюков был членом Московского горкома КПСС, удостоверение которого бережно хранит по сей день.[5]

Автор автобиографической книги «Жизнь особого назначения», выдержавшей с 2004 по 2009 три издания.[5] Предисловие к книге написал президент ОАО «РЖД» Г. М. Фадеев, работавший с Бирюковым более 20 лет. Инициативу в написании книги и содействие в её издании оказал тогдашний начальник МЖД В. И. Старостенко.[1] Редактирование книги осуществила член Союза писателей РФ Татьяна Пашкова. Оригинальное название книги впервые появилось в одноимённом очерке журналиста Николая Самохвалова, опубликованном в газете «Московский железнодорожник» в 2002, к 90-летию Бирюкова. На юбилее в управлении МЖД тогда присутствовал Н. К. Байбаков.[4]

Почётный ветеран Московской железной дороги.

За всю трудовую карьеру Бирюков не нажил ни автомобиля, ни дачи.

24 марта 2012 Виктор Ефимович Бирюков в добром здравии в ресторане «Прага» отметил 100-летний юбилей. Его поздравили руководители Москвы, ОАО «РЖД» и Московской железной дороги.[3][5]

К этому событию в Музее Московской железной дороги у Павелецкого вокзала открылась юбилейная экспозиция, где представлены документы, фотографии, личные вещи и рабочий инвентарь старейшего российского железнодорожника, часть которых относится к первой половине ХХ века. Консультировал экспозицию сам В. Е. Бирюков.[5]

С лета 2012 года электровоз ЧС7-043 приписки эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича стал носить имя «Виктор Бирюков».

Награды

  • Медаль «За оборону Москвы», 1944

Семья

Несколько лет назад Виктор Ефимович овдовел.

С женой Ириной Георгиевной прожил более 70 лет. У супругов — двое сыновей, внуки и правнуки.

Старший сын — Юрий Викторович, доктор медицинских наук, профессор;

Младший сын — Александр Викторович, в прошлом сотрудник МИД РФ.

С молодости Виктор Бирюков увлекается физкультурой и спортом, никогда не курил, сторонился всяческих излишеств, вёл здоровый образ жизни.[5]

Примечания

  1. ↑ Виктор Бирюков: "Не надо бояться слова «план» | Номер газеты «Гудок» от 20.10.2004 | Газета «Гудок»
  2. ↑ «Жизнь особого назначения» — Транспортный сервер Москвы
  3. ↑ В ногу с эпохой
  4. ↑ http://zdr.vashagazeta.com/pub/20/119311/?print=y
  5. ↑ Старейшина магистрали

Бирюков, Виктор Ефимович.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28