21-10-2023
Здание | |||
Большой (Старый) Эрмитаж
Большой Эрмитаж |
|||
|
|||
Страна | Россия | ||
Город | Санкт-Петербург | ||
Координаты | |||
Архитектурный стиль | Классицизм | ||
Автор проекта | Ю. М. Фельтен | ||
Основатель | императрица Екатерина II | ||
Строительство | 1771—1787 годы | ||
Статус |
|
||
Сайт | Официальный сайт | ||
Большой (Старый) Эрмитаж на Викискладе |
памятник архитектуры (федеральный)
Большой Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1771—1787 годах архитектором Ю. М. Фельтеном, явился продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной и предназначался для размещения дворцовых художественных коллекций. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля.
Содержание |
Новое здание по своим размерам значительно превышало здание Малого Эрмитажа, вслед за которым оно и возводилось, поэтому и возникло наименование – Большой Эрмитаж . В ХIX веке после сооружения Л. Кленце Нового Эрмитажа здание стали именовать также Старый Эрмитаж, что хронологически не верно.
В 1770 году был издан указ о строительстве здания в линию с Эрмитажем. Строительство под руководством Ю. М. Фельтена началось в феврале 1771 года и велось в несколько этапов, поскольку необходимо было разобрать пришедшие в негодность расположенные на участке дома М. Д.Олсуфьева и Р. М. Кошелева.
Проектирование и строительство расположенных вдоль Зимней канавки лоджий Рафаэля началось в 1783 году. Последующие перестройки велись зодчими Л. Шарлеманем 2-м, О. Монферраном.
По решению императора Николая I в середине XIX века вся Парадная анфилада отдаётся под коллекции. Устройство новых интерьеров шло под руководством А.И. Штакеншнейдера. Надворная анфилада обустраивалась для наследника Николая Александровича, однако в связи с его скорой смертью не использовалась по назначению. Помещения стали служить запасными комнатами для иностранных гостей, прибывавших к царскому двору.
Выстроенный в линию с фасадами Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, фасад Большого Эрмитажа более лаконичен и строг. Зодчий сумел гармонично вписать новую постройку в ряд уже существующих, подчеркнув представительность Северного павильона и пластическую выразительность основного сооружения ансамбля – Зимнего дворца. Комнаты и залы размещены двумя продольными анфиладами – в сторону набережной и на сторону двора. В 1805-1807 годах под руководством Дж. Кваренги создаётся новая планировка Парадной анфилады Большого Эрмитажа, архитектурное убранство которой в 1851 году было переделано А.И. Штакеншнейдером. В интерьерах широко применена позолота, цветной камень, ценные породы дерева, живопись и лепной декор измельчённого рисунка. Обращают внимание двери с уникальной отделкой в технике буль.
Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года – Царскосельский арсенал.
В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.
Надворная анфилада
Зал Тициана
Тициан
Св. Себастьян
Джулио Романо
Любовники
Возведённая в 1792 году Джакомо Кваренги галерея с копиями рафаэлевских фресок повторяет (с некоторыми отступлениями) известное сооружение Папского дворца в Ватикане. Перед отъездом из Италии в Россию зодчий произвёл обмер ватиканской галереи. Строительные работы велись под наблюдением каменных дел мастера Дж. Лукини. В процессе строительства обнаружилось несоответствие размеров новой галереи и размеров прибывших из Италии холстов с живописью, что привело к отстранению от работы Дж. Лукини. Оскорблённый Дж. Лукини учинил Кваренги скандал и грозился публично в его жизни при свидетелях.
Расположенная в восточном ризалите Большого Эрмитажа лестница перестраивалась в 1840-х годах архитектором Николаем Ефимовым и служит для прохода со стороны Дворцовой набережной в Эрмитажный театр , Лоджии Рафаэля и связывает все три этажа Большого Эрмитажа.
С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер). Лестница богато отделана натуральным и искусственным мрамором. Вестибюль украшают четыре монолитные колонны из красного шокшинского порфира. На потолке – живописный плафон французского художника Г. Ф. Дуайена, ранее находившийся здесь же, в бывшем Овальном зале Фельтена. Советская лестница, расположенная также рядом с Павильонным залом Малого Эрмитажа, – одна из лучших работ Штакеншнейдера.
Большой Эрмитаж.