22-05-2023
Весёлая вдова | |
The Merry Widow | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Эрих фон Штрогейм, |
В главных ролях |
|
Композитор |
Франц Легар |
Кинокомпания | |
Длительность |
137 минут |
Бюджет |
$608,016 |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0016104 |
«Весёлая вдова» (англ. The Merry Widow) — американский художественный фильм Эриха фон Штрогейма, созданный в 1925 году.
Содержание |
Экранизация оперетты Франца Легара «Весёлая вдова» комапнией «Метро-Голдвин-Мейер» заведомо была ориентирована на экстраординарный кассовый успех, который, кроме популярности самой оперетты, должны были обеспечить имя режиссёра, чья репутация после «Алчности» пошатнулась в глазах продюсеров, но укрепилась в глазах зрителей, а также участие «звёзд» — Мэй Мюррей и Джона Гилберта.
Штрогейм не любил работать со «звёздами», он не хотел, чтобы принца Данило играл Гилберт (предпочитал Нормана Керри, сыгравшего главную роль в "Карусели"), и особенно был огорчён назначением на главную женскую роль танцовщицы Мюррей; но, снимая фильм по заказу киностудии, он не был волен в выборе актёров. Съёмки проходили в постоянных конфликтах с исполнителями главных ролей, и если с Гилбертом Штрогейму в конце концов удалось найти общий язык, позже они даже стали друзьями, то с Мэй Мюррей, вообще отличавшейся крайне скандальным характером, это оказалось невозможно. Как утверждает Скотт Эйман, именно с неё впоследствии был списан характер Нормы Десмонд в фильме Билли Уайлдера «Бульвар Сансет»[1]. Мюррей в процессе съёмок искала любой возможности продемонстрировать публике свой талант танцовщицы; поскольку режиссёр решал иные задачи и строго ограничивал танцевальные эпизоды, это вызывало постоянное недовольство «звезды» и ежедневные жалобы на него дирекции киностудии; и хотя отстранить Штрогейма от работы над фильмом Мюррей, несмотря на все усилия, не удалось, конечный результат представлял собою компромисс между режиссёрским замыслом и амбициями танцовщицы[2].
Фильм не воспроизводит в точности сюжет оперетты; по некоторым подсчётам, оригиналу соответствует лишь пятая часть фильма, всё остальное в порядке «адаптации» было сочинено Штрогеймом и Бенджамином Глезером. Государство Монтенегро (Черногория) в фильме превратилось в Монтебланко (Белогорию), богатая вдова банкира Ганна Главари — в танцовщицу Салли О'Хара, которой ещё только предстояло, во второй половине фильма, стать богатой вдовой. Штрогейм, предпочитавший трагедию, хотел, чтобы в финале принц Данило погиб на дуэли, но такой мрачный конец отвергло руководство студии, и «Весёлая вдова» получила довольно натянутый хэппи-энд[3].
В окончательном варианте фильма некоторые сцены были значительно сокращены, в том числе развлечения принцев в публичном доме и брачная ночь Салли и Садоя. Фильм сопровождала музыка Легара, но без вокала — все вокальные номера были заменены оркестровыми — и в новой аранжировке.
Коммерческий успех «Весёлой вдовы» в полной мере оправдал ожидания, и в активе Штрогейма этот фильм стал самым кассовым.
В небольшое государство Монтебланко приезжает на гастроли американская танцовщица Салли О'Хара со своей балетной труппой; в неё влюбляются наследный принц Монтебланко Мирко и его кузен принц Данило. Молодые люди наперебой ухаживают за танцовщицей, скрывая свою принадлежность к королевской семье, она же отдаёт предпочтение Данило. Свободный от предрассудков принц готов жениться на Салли, но этому браку решительно противится король Никита I: танцовщица его племяннику не пара; абсурдную идею жениться на простолюдинке высмеивает и кронпринц.
В день назначенной свадьбы, в то время как король и королева убеждают принца не совершать столь опрометчивый поступок, напоминают ему о долге перед отечеством и удерживают его во дворце, Мирко приходит к Салли и сообщает ей, что свадьба не состоится и что Его Величество просит девушку покинуть страну — сейчас же и навсегда. Он пытается вручить танцовщице 50 тысяч франков, будто бы переданные ей принцем Данило в качестве компенсации. Салли отказывается верить и выгоняет Мирко; в подвенечном платье она ждёт Данило, но тот не приходит. Поддавшись давлению и уговорам, Данило пишет Салли письмо с объяснениями, но королева, пообещав тотчас переслать его девушке, сжигает письмо.
К отчаявшейся Салли приходит ещё один её поклонник — немолодой и непривлекательный, но очень богатый барон Садоя; его огромное состояние держит на плаву всё королевство. Став его женой, обещает барон, Салли обретёт богатство и власть, королю и королеве придётся чествовать её во дворце... И Салли выходит замуж за барона. Но в брачную ночь супруг внезапно умирает от остановки сердца, и Салли наутро становится богатой вдовой.
Проведя год в трауре, в самом строгом уединении, Салли едет в Париж, где своей красотой и обаянием производит сенсацию и получает прозвище Весёлая Вдова. А король Никита отправляет в Париж принца Мирко с заданием вернуть в страну миллионы Садои, без которых Монтебланко грозит бакнротство. Салли теперь баронесса Садоя, и сам кронпринц готов предложить ей руку и сердце. О своём намерении жениться Мирко сообщает кузену, и Данило вслед за ним едет в Париж.
Все трое встречаются в знаменитом парижском ресторане «Максим»; на зло бывшему жениху Салли с видимым удовольствием принимает ухаживания Мирко; Данило с горя напиваетися до бесчувствия. Ободренный благосклонностью баронессы, Мирко во время верховой прогулки делает ей предложение, и Сали соглашается стать кронпринцессой; но тут они замечают лежащего на земле пьяного Данило. Не вынеся насмешек Мирко, Данило сбивает его с ног, и тот вызывает кузена на дуэль.
В ночь перед дуэлью Салли находит принца Данило в «Максиме» и просит отказаться от поединка. Истолковав её просьбу как опасение за жизнь Мирко, Данило обещает сделать всё, что в его силах. Он демонстративно стреляет в воздух; Мирко, в свою очередь, стреляет в кузена — и не промахивается.
Тяжело раненного Данило выхаживает Салли; тем временем умирает король Никита; Мирко отправляется в Монтебланко на похороны отца, и его убивает человек, которого он когда-то оскорбил. И так как Мирко был едиенственным сыном короля, престол наследует Данило, а Салли становится королевой.
Продюсеры: Эрих фон Штрогейм, Ирвинг Тальберг
В фильме использована музыка Франца Легара в аранжировке Уильяма Экста.
Фильмы Эриха фон Штрогейма | |
---|---|
|
Весёлая вдова (фильм, 1925).