Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Видеоэффект

17-10-2023

(перенаправлено с «Видеоэффект»)
Перейти к: навигация, поиск

Спецэффе́кт, специа́льный эффе́кт, комбинированная съёмка (англ. special effect, сокр. SPFX, SFX или FX) — совокупность технологий кинематографа и телевидения, в результате которых на экране получается изображение, не существовавшее в действительности, но для зрителей не отличающееся от снятого в павильоне или на натуре[1].

Спецэффекты также часто применяются, когда естественная съёмка сцены слишком затратна по сравнению со спецэффектом (например, съёмка масштабного взрыва). Спецэффекты применяются и для улучшения или модификации уже предварительно отснятого материала (например, для наложения погодной карты как фон для телеведущего, рассказывающего о прогнозе погоды).

Спецэффекты условно разделяют на две группы — визуальные и механические эффекты. К визуальным относятся оптические эффекты (комбинированные съёмки), а также компьютерная графика. Механические (физические) спецэффекты — это обработка материалов перед съемкой. Сюда относится моделирование, пиротехника и технические приспособления, специальный грим. Существуют также звуковые спецэффекты.

Методы исполнения спецэффектов также применяются при создании монтажных переходов между соседними монтажными кадрами, такие как «вытеснение», «наплыв» и «затемнение».

Зелёный экран (хромакей), разновидность технологии спецэффектов

История

Предтечей спецэффектов в кинематографе были спецэффекты в фотографии. Первый фотоснимок со спецэффектом появился в 1856 году: Оскар Рейландер создал коллаж из 30 негативов[2]. Одновременно с ним подобными опытами занимался Генри Пич Робинсон. В кинематографе создателем классических спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съемке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке пленки, кашировании и других трюках был Жорж Мельес. Он не был знаком с экспериментами фотографов и совершил своё открытие случайно, когда во время съёмки он остановил камеру, а через некоторое время продолжил снимать с той же точки. При просмотре фильма обнаружилось, что трамвай неожиданно превратился на экране в катафалк.

Первым фильмом, в котором спецэффекты играли существенную роль, считается трехминутная лента Мельеса «Замок Дьявола» (фр. Le manoir du diable, 1896), в которой зрителю были продемонстрированы появления, исчезновения и трансформации людей и предметов в антураже готического замка. Некоторые примеры ранних спецэффектов получены с помощью колоризации — ручного раскрашивания кадров.

Технологии создания оптических спецэффектов

Изменение частоты киносъемки

  • Стоп-камера. Используется в сценах, где требуется показать внезапное появление или исчезновение объекта или изменить естественный интервал между двумя событиями.
  • Наплыв — в начале и середине XX века этот прием использовался для имитации «превращения» одного объекта в другой[3]. На один и тот же отрезок кинопленки на том же фоне снимается сначала один объект с постепенным уменьшением экспозиции (закрытием диафрагмы объектива или — чаще — уменьшением угла раскрытия обтюратора), а затем — другой с постепенным увеличением экспозиции. В итоге на экране изображение одного объекта плавно замещается другим. В современном кино приём чаще используется для обозначения отрезка времени, прошедшего между какими-либо действиями. Например, целая горящая свеча в процессе наплыва превращается в огарок.
  • Ускоренная киносъёмка или «рапид». Ускоренная съёмка применяется для замедления движения на экране. Такой эффект бывает нужен для создания нереальной атмосферы: например сна персонажа фильма или имитации невесомости. При создании спецэффектов ускоренная съёмка применяется для придания достоверности в случае использования уменьшенных макетов. В этом случае движение выглядит на экране достоверным, несмотря на небольшие размеры макета[4]. Таким способом снимались, например, некоторые эпизоды фильма-катастрофы «Экипаж».
  • Замедленная киносъёмка, или «ускоренное воспроизведение». Эффект, обратный рапиду — съемка ведётся на меньшей скорости, а затем прокручивается в нормальном или ускоренном темпе. Незначительное ускорение используется в сценах поединков, когда надо снять стремительные движения, которые актеры просто не успевали бы выполнять. Сильное ускорение может использоваться для создания комического эффекта или для отражения больших отрезков времени (например, сцена уборки в фильме «Реквием по мечте»).
  • Покадровая (цейтраферная) съёмка. Метод используется в основном при работе с куклами в сочетании с ротоскопированием; широко применялся в середине XX века при создании фильмов о чудовищах (например, «Кинг-Конг»). Эта же технология применяется для изготовления кукольных и пластилиновых мультфильмов (анимации). Цейтраферная съемка позволяет сделать видимыми медленные процессы, невидимые глазом: рост растений, суточное движение светил и т. п[5].
  • Обратная съемка заставляет объекты двигаться на экране в направлении, обратном тому, которое происходило в момент съёмки. К приёму прибегают для достижения комического эффекта или для упрощения каких-либо действий. Например, когда нужно снять человека, запрыгивающего куда-то вверх, проще снять прыжок вниз, который на экране будет выглядеть так, как задумано. Примеры такой съёмки часто встречаются во многих художественных фильмах, например эпизод погони за персонажем Александра Калягина по комнатам в картине «Здравствуйте, я ваша тётя!» снят при обратном ходе киноплёнки. Таким образом достигается иллюзия прыжков героя на стол спиной вперёд.

Комбинированная съёмка

  • Рирпроекция.

Снятый заранее фон проецируется на экран, перед которым играют актеры. Наиболее частое применение — в сценах, где герои ведут автомобиль. В этом случае автомобиль — декорация, построенная на съёмочной площадке, а придорожный пейзаж спроецирован на экран[6].

  • Фронтпроекция 

Метод совмещения изображения актёров и проецируемого сквозь них на высокоотражающий экран фона съёмкой через полупрозрачное зеркало, установленное под углом 45° к оптической оси съёмочного объектива. Таким способом объективы киносъёмочного и кинопроекционного аппарата оптически совмещаются, исключая видимость теней от актёров на экране.

  • Блуждающая маска.

Метод совмещения основного объекта съемки с нужным фоном при помощи применения киносъёмочного аппарата, позволяющего производить съемку одновременно на две кинопленки[7].

  • Хромакей

В современном кинопроизводстве на смену рирпроекции, фронтпроекции и блуждающей маске пришла цифровая технология, аналогичная телевизионному «хромакей» (англ. Chroma key), позволяющая точно совмещать любые изображения.

  • Двойная экспозиция

Упрощённый вариант блуждающей маски и разновидность техники «наплыва». Необходимые элементы доснимаются на пленку с уже отснятой последовательностью кадров. В наиболее сложных сценах используется многократная экспозиция, когда на одну и ту же плёнку снимают три раза и более. Недостатком такой технологии является обязательное наличие чёрного фона в конечном изображении. В противном случае через изображение доснятых объектов будет просвечивать фон. Такая техника применяется для создания многослойных изображений, как это сделано в сценах фильма «Летят журавли» оператором Урусевским. Усложнённым вариантом многократной экспозиции является съёмка с использованием неподвижных масок. Техника мультиэкспонирования применялась в первых трёх фильмах из серии «Звёздные войны» для съёмки массовки (не хватало статистов).

  • Комбинированная печать 

Совмещение изображений, снятых разными киносъёмочными аппаратами в разных местах при помощи оптической комбинированной печати приспособленным для этого кинокопировальным аппаратом[8]. Например, если на экране необходимо показать взрыв в определённых декорациях, то для этого сначала на одну плёнку снимают фон для взрыва, затем на другую плёнку снимают взрыв в безопасных условиях вне требуемой декорации. Затем изображения взрыва и фона совмещают оптической печатью с двух исходных негативов на одну позитивную плёнку. Таким образом у зрителя создаётся впечатление взрыва в необходимых для режиссёра декорациях.

  • Контроль движения камеры (Motion control).

Разновидность техники многократной экспозиции, сочетающей элементы блуждающей маски. Для такого вида съёмки применяются роботизированные кран-тележки и панорамные головки, позволяющие многократно с высокой точностью повторять движения камеры, запрограммированные оператором или записанные компьютером во время первой экспозиции[9]. В несколько экспозиций снимаются объекты и фон при одновременном движении камеры по траектории любой сложности, а полученные изображения совмещаются. В современных фильмах контроль движения в сочетании с использованием «хромакея» позволяет накладывать нарисованные на компьютере фоны на сцены с движущейся камерой.

Компьютерная графика

Технологии создания физических спецэффектов

  • Макетная съёмка — способ комбинированных съёмок, при котором натурные объекты заменяются уменьшенными моделями — макетами[10]. Для получения на экране достоверного изображения, макетные съёмки производят с повышенной частотой до 80—100 кадров в секунду. В противном случае на экране получится эффект «карточного домика». К примеру, «Звезда смерти» в «Звёздных войнах» была меньше двух метров в диаметре. В некоторых случаях при съёмке макетов используется покадровая съёмка для придания движения объектам. Одним из первых примеров использования макетов можно считать фильм 1927 года «Метрополис» в котором покадровая съёмка придала движение «городу будущего»[10].
  • Дорисовка и Домакетка — способ киносъёмки, при котором натурная часть кадра совмещается с рисунком или макетом[11]. Большое распространение получил способ дорисовки на стекле, позволяющий снимать совмещённое изображение в одну экспозицию. Эта технология впервые опробована в 1907 году американским кинооператором Н. Доуном[12]. При использовании макета совмещение с натурными объектами также может происходить в одну экспозицию, если уменьшенный макет располагается ближе к объективу аппарата. Такой макет может быть также подвесным, изображая верхнюю часть большой постройки. Подвесной макет использовался в отечественном фильме «Гостья из будущего» для имитации фантастических построек[13]. Однако, чаще применяют съёмку в две или более экспозиций, снимая макет в павильоне, а натурную часть кадра — на «живом» объекте[14].
  • Аниматроника. Применяется, когда необходимо создать сложный макет, покадровая съемка которого невозможна. Робот-аниматроник — это модель, запрограммированная на все необходимые движения, включая мимику. Скелет и сервомоторы, управляющие моделью, скрыты под искусственной кожей.
  • Пиротехника. Всевозможные взрывы, задымления и возгорания создаются на съемочной площадке под строгим контролем специалистов.
  • Специальный грим. Применяется для превращения актеров в различных чудовищ (оборотни, вампиры и т. п.), а также для показа ранений и других необычных изменений внешности.
  • Bullet time. Мишель Гондри добившейся успеха в телевизионной рекламе, первым применил данный эффект в ролике водки Smirnoff, после растиражированный в фильме «Матрица» (The Matrix, 1999). Аналогичный пример данного спецэффекта можно видеть в начале фильма «Пароль Рыба-Меч», в сцене с взрывающейся около банка заложницей или в фильме «Обитель зла в 3D: Жизнь после смерти», когда перед столкновением самолёта с горой, Элис «зависает» в воздухе.

Фильмы, ставшие вехами в развитии спецэффектов

В СССР и России

Примечания

  1. Коноплёв, 1975, с. 132.
  2. Rickitt, Richard. Special Effects: The History and Technique. — 2nd edition. — Billboard Books, 2007. — ISBN 0-8230-8408-6.
  3. Кинематограф. Искусство и техника, 2011, с. 56.
  4. Коноплёв, 1975, с. 305.
  5. Фотокинотехника, 1981, с. 417.
  6. Коноплёв, 1975, с. 313.
  7. Коноплёв, 1975, с. 316.
  8. Коноплёв, 1975, с. 326.
  9. Система контроля движения камеры (рус.). Статьи о кино. журнал DTcinema (11 мая 2011). Проверено 1 августа 2014.
  10. 1 2 Коноплёв, 1975, с. 305.
  11. Коноплёв, 1975, с. 307.
  12. Этапы развития комбинированных съёмок, 2011, с. 45.
  13. Эпизод с Вертером. 1 серия (рус.). Нездоровая критика любимого фильма. «Миелофон». Проверено 28 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 18 октября 2012.
  14. Коноплёв, 1975, с. 310.
  15. 10 Films That Revolutionized Computer Graphics.

Литература

  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — 447 с.
  • Б. Коноплёв. Цех комбинированных съемок // «Основы фильмопроизводства». — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1975. — С. 326. — 448 с.
  • Дмитрий Масуренков Этапы развития комбинированных съёмок (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 2. — С. 43—46.
  • Дмитрий Масуренков Кинематограф. Искусство и техника (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 6. — С. 55—57.
  • Всеволод Якубович Моя профессия — кинооператор комбинированных съёмок (рус.) // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2006. — № 5.

Ссылки

  • Из истории комбинированных киносъемок. Мастера визуальных эффектов
  • История спецэффектов в кино. Первая часть статьи
  • д/ф Лаборатория Спецэффектов / Science of the Movies: Контроль за движением (Discovery Science)

Видеоэффект.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28