Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Гайтаев, Билу-Хаджи

25-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Билу-Хаджи Гайтаев

Шейх Билу-Хаджи Гайтаев
Род деятельности:

Шейх

Дата рождения:

1852(1852)

Место рождения:

Урус-мартан, Чечня, Северо-Кавказский имамат

Гражданство:

Северо-Кавказский имамат
Российская империя
СССР СССР

Дата смерти:

1925 (73 год)

Место смерти:

Ростовская область, СССР

Отец:

Гойта-Мулла

Билу-Хаджи Гайтаев (1852 год, Урус-мартан, Чечня, Северо-Кавказский имамат — 1925 года, Ростовская область, СССР) — известный чеченский богослов. один из лидеров национально- освободительного движения чеченского народав 1921—1925 годов[1]. Представитель тейпа Гендаргеной

Биография

Билу-Хаджи Гайтаев принадлежал к известной части чеченского духовенства. Родился он в 1852 году в селении Урус-Мартан. Ещё в юношеские годы окончил знаменитое на всю Чечню медресе в ауле Брагуны и прошел курс мусульманского права в Старом Юрте. Как ученый алим, несколько раз совершивший хадж в Мекку, был избран кадием Урус- Мартана.

Гражданская война

Билу-Хаджи принял активное участие в событиях гражданской войны. Он примкнул к сторонникам Советской власти и принял участие в её утверждении. В 1918 году, когда на Тереке вспыхнул контрреволюционный мятеж Георгия Бичерахова, Билу-Хаджи и Шахмирза Цицаев повели отряды урус-мартановцев на помощь грозненскому пролетариату. Чеченцы заняли позиции в районе Беликовского моста. Очевидцы вспоминают, как Билу-Хаджи, стоя во весь рост, корректировал огонь повстанцев по позициям белоказаков. Его балахон (верхняя мужская одежда чеченцев) был прострелен в нескольких местах, но сам он не получил ни одной царапины.

В период деникинщины Билу-Хаджи укрывал у себя раненых красноармейцев, снабжал отряды красных повстанцев оружием и продовольствием.

1919 год

В марте 1919 года деникинская армия, стремясь сломить сопротивление чеченцев, Получив сообщение о начале деникинского наступления, вооруженные отряды урус-мартановцев собрались на северо-восточной окраине села. Здесь к ним с речью обратился Билу-Хаджи:

«Деникин требует выдачи красноармейцев, наших гостей, которые поверили нам и пришли в наши дома, Среди нас есть люди, которые уговаривают нас остаться дома, утверждая, что русские сами разберутся в своих делах. Мы не можем с этим согласиться, во-первых, потому что Деникин и наш враг, во-вторых, выдав наших гостей, мы опозорим свой народ в глазах наших соседей. Тот, кто сегодня падет на поле боя, будет

считаться погибшим за газават! За мной!»

В Результате гойтинского боя рукопашных схваток Билу-Хаджи был ранен в ногу. Несмотря на это, он принял участие в бою за Алхан-Юрт.

Коммунизм

После окончания гражданской войны политическая обстановка в Чечне постепенно стабилизировалась, остатки белогвардейских банд были ликвидированы, и народ приступил к строительству нового общества.

Однако новая Советской власть, (коммунисты) обещания свои (дать право чеченцам жить по шариату и по своим адатам), не выполнила. Она наоборот начала преследовать тех, с кем вчера, плечом к плечу, воевала против общего врага.

1925 год

1925 году один из командиров, назвавшись старшим оперуполномоченным ГПУ, окружив Урус-мартан предъявил ультиматум:

«Если село немедленно не разоружится и не выдаст группу мулл во главе

с Билу-Хаджи Гайтаевым, оно будет уничтожено».

После долгих дебатов старейшины Урус-мартана решили оружие сдать при условии, что войска не войдут в Урус-Мартан, но людей не выдавать.

Командование ГПУ приняло условие урус-мартановцев. Была заключена устная договоренность, на основании которой население начало сдавать оружие.

на третий день, когда Урус-Мартановцы сдали всё оружие, кроме холодного, им объявили, что войска не уйдут до тех пор, пока не будет выдан Билу-Хаджи Гайтаев. обстрел села возобновился.

Билу-Хаджи через посредником предложил командованию ГПУ прекратить обстрел аула, сообщив о его твердом намерении сдаться.

Утром Билу-Хаджи центре села обратился к собравшимся людям и попросил простить его за то, что стал невольным виновником их страданий. Попрощавшись со всеми, Билу-Хаджи вошел в один из домов, где уже находились представители ГПУ, и сдался.

Смерть

Урус-мартановцы пытались спасти Билу- Хаджи. Его сын Шепа писал письма в различные инстанции, обращался за помощью к Н. Гикало, работавшему тогда секретарем Северо-Кавказского крайкома ВКП/б/. Но усилия не увенчались успехом. М. Цицаев, ездил в Москву и побывал на приеме у М. И. Калинина. Глава Советского государства заверил его, что он разберется в деле Гайтаева и примет меры по его спасению.

Когда Цицаев приехал в г. Ростов-на-Дону, где содержался Билу-Хаджи, ему сказали, что его уже расстреляли. начальник тюрьмы, сказал Цицаеву:

«Я не знаю, был ли он

виноват, но могу сказать, что умер он как настоящий мужчина»[2]

Память

  • Одна из улиц с Мартан-Чу названа именем Б. Х. Гайтаева[3].
  • Про Билу-Хаджи, исполнитель народных песен того времени Гада-пондарча, сложил песню.

См. Также

Тейп Гендаргеной в истории Чечни

Примечания

  1. Стр. 195 — Депортация народов
  2. Из статьи Ю. Эльмурзаева 1989г.
  3. Улица Б-Х.Гайтаева на карте с Мартан-Чу р-н Урус-Мартановский Чеченской республики

Ссылки

  • Шейх Билу Хаджи
  • История Чечни
  • История Урус-Мартана

Гайтаев, Билу-Хаджи.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28