Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом[3] и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́) была родом из семьи швейцарских банкиров.
Годар получил начальное образование в Ньоне (Швейцария), затем с 1948 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона[4]. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию. Будучи студентом, много времени проводил в кинематографических клубах Парижа, во французской синематеке. В 1951 году начал писать статьи о кино в специализированном журнале.
В 1954 году дебютирует как кинорежиссёр короткометражным фильмом «Операция бетон». В 1960 году у Годара выходит первый полнометражный фильм «На последнем дыхании», ознаменовавший собой появление новой волны в кинематографе. Следующий фильм Годара «Маленький солдат» (1960) был запрещён цензурой и увидел свет только спустя три года.
Годар активно участвует в майских событиях 1968 года, является одним из идейных вдохновителей «нового левого движения», снимает ряд пропагандистских фильмов.
Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен».
В 1990-х Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино». Фильм «Моцарт — навсегда» (1996) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.
В последнее время Годар часто принимает участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, «На десять минут старше».
В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большинство списков лучших фильмов года.
Этапы творчества
Творчество Ж.-Л.Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссера на новый уровень развития политических воззрений и философского осмысления мира.[5]
Характерные приемы: съемки «парящей» камерой по концепции А.Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.
Характерные темы: герой-бунтарь, находящийся в поисках новых правил жизни, политические события в стране, понимание режиссером того, что существующая система ненавистна, жертвы социальных механизмов.
Характерные темы: яркий радикализм и революционная агрессия.
3. Группа «Дзига Вертов» (1967—1970)
«Здесь и там»(1976), «Владимир и Роза»(1971), «Борьба в Италии»(1971), «Правда» (1970), «Ветер с Востока»(1970).
Характерные приемы: вскрытие и деконструкция нарративности.
Характерные темы: пытается применить идеи социализма в процессе создания кино (снимает коллективно, отсутствует один автор, свободная дистрибьюция), аналитика существующих в обществе проблем.
4. Студия «Sonimage» (1973—1979) — Сотрудничество с Анн-Мари Мельвиль
«Номер два»(1975), «Как дела»(1978).
Характерные темы: исследование новых технологий (цифрового телевидения) в целях обретения новых средств выразительности, воспроизведение реальности в кино, обращается к способам фиксации реальности, вопросу достоверности видео и фотографии, допущения того, что в виртуальном формате реальность соразмерна той, в которой мы живем.
5. Поздний этап (с 1980-х гг. по н.в.)
Характерные приемы: переходит от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, использует возможности нового языка.
Характерные темы: сложные социальные вопросы, исследование природы образов, поиск изображения, отсылающего к ментальным образам зрителя (которые появляются в обход аналитическому восприятию и являются процессом постоянного осознания мира).
Обвинения в антисемитизме
Годара часто обвиняют в антисемитизме. В частности, о его антисемитских взглядах и высказываниях пишут его биографы Колин Маккаби, Ричард Броди и Антуан де Бек. Известно также, что Годар является отрицателем Холокоста[6].
В 1978 году во время чтения лекции в Монреале Годар сообщил, что он происходит из семьи, где сочувствовали и симпатизировали нацистам. Годар заявил:
Мой дед не был антисионистом, но был ярым антисемитом. Я так же горячо выступаю против сионизма, как мой дед в своё время выступал против евреев.
Годар также называл Израиль «раковой опухолью Ближнего Востока» и открыто поддерживал теракты-самоубийства палестинских террористов[7].
1967 — «Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)
Виноградов В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или "Мертвецы в отпуске". М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012.
Жан-Люк Годар. Страсть: между чёрным и белым. Б.м.: Совместное издание Министерства иностранных дел Франции и Министерства культуры Швейцарии к ретроспективному показу фильмов Жана-Люка Годара в Советском Союзе, 1991.
Борьба на два фронта. Жан Люк Годар и группа Дзига Вертов. 1968—1972. М.: Свободное Марксистское Издательство, 2010