Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Гром (эсминец)

08-07-2023

Эскадренный миноносец «Гром»
Германский эсминец «B 98» пытается буксировать захваченный «Гром», 1917 год.
Основная информация
Тип Эскадренный миноносец
Государство флага  Россия
Принадлежность ВМФ Российской империи
Верфь Металлический завод (Санкт-Петербург)
Заказан к постройке 11 октября 1913 года
Строительство начато Ноябрь 1913 года
Спущен на воду 28 июня 1915 года
Введён в эксплуатацию 17 мая 1916 года
Выведен из состава флота 14 октября 1917 года
Современный статус Погиб во время Моонзундской операции.
Параметры
Водоизмещение 1 260 т
Длина 98,0 м
Ширина 9,3 м
Осадка 2,98[1]—3,0[2] м
Бронирование Нет
Технические данные
Силовая установка 2 паровые турбины
Мощность 30 000 л. с.
Скорость 35,0 узлов
Дальность плавания 1 680,0 миль
на скорости 21,0 узел
560,0 миль на 35,0 узлах
Экипаж 150 (в том числе 8 офицеров)
Вооружение
Артиллерийское вооружение 4 102-мм орудий
Зенитная артиллерия 1 63-мм пушка
Торпедно-минное вооружение 3 трёхтрубных 457-мм ТА (с марта 1916)

«Гром» — эскадренный миноносец типа «Орфей», построенный по программе «усиленного» судостроения на 19131917 годы (так называемая «большая» судостроительная программа), и принадлежащий первой серии эскадренных миноносцев типа «Новик»[3].

Содержание

История

11 октября[1] (28 сентября по старому стилю) 1913 года «Гром» был зачислен в списки судов Балтийского флота, и в ноябре заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге.

28 июня 1915 года «Гром» был спущен на воду, и 17 мая 1916 года[4] вступил в строй, где вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота.

Во время Первой мировой войны «Гром» нёс дозорную и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота в Балтийском море[5]. В 1917 году «Гром» принимал участие в февральской революции.

В 13.40 «Храбрый» снялся с якоря, чтобы осмотреть побережье острова Эзель. Через 5 минут германский линкор открыл огонь по кораблям дозора и одним из первых же залпов попал в эсминец «Гром». Снаряд влетел в машинное отделение эсминца и не взорвался, но все-таки вывел из строя обе турбины. Эсминец получил крен на левый борт и окутался паром.

В 13:45 14 октября 1917 года «Гром», находящийся в составе дозора на Кассарском плёсе, попал под залп германского линкора «Кайзер», открывшим огонь по кораблям дозора. Снаряд попал в машинное отделение эсминца, но не взорвался. Из строя были выведены две турбины, «Гром» получил крен на левый борт. Когда в 15:30 в пролив Соэлозунд вошли германские корабли, «Гром» получил ещё несколько попаданий, и на нём начался пожар. Экипаж и офицеры спешно покинули корабль, оставив на борту секретные документы, в том числе карты минных заграждений.

Перед тем как оставить пролив, германский эсминец «B 98» высадил на «Гром» офицера и пятерых матросов. Над «Громом» был поднят германский флаг. Убедившись, что увести его не получится, немцы были вынуждены оставить (предварительно спустив флаг[6]) тонущий эсминец[5]. Вскоре «Гром» затонул.

Легенда о подвиге Фёдора Самончука

Относительно гибели эсминца существует альтернативная версия, которой придерживались советские историки, и которую ставят под сомнение нынешние[7][8]. Согласно этой легенде, во время эвакуации личного состава на канлодку «Храбрый», на борт «Грома» вернулся минный старшина Фёдор Евдокимович Самончук. Увидев приближающийся германский миноносец («G-7», 1911 года)[9], он дождался пока тот подойдёт вплотную, и торпедировал его с небольшой дистанции. После чего Самончук закинул в артиллерийский погреб «Грома» горящий факел (чтобы корабль не достался врагу[10]). Взрывной волной Самончука снесло за борт[11], и долгое время его считали погибшим, когда как он попал в плен, из которого бежал (дважды[12]), и вернулся на родину лишь спустя несколько лет[13] (по другим данным, Фёдор Евдокимович уже в 1918 году вернулся на родную Пинщину[14]). В июле 1952 году[13] (22 июля 1955 года[12]) Указом Президиумом Верховного Совета СССР Фёдор Самончук был награждён Орденом Боевого Красного Знамени.

В 1957 году режиссёром Яном Фридом был снят фильм «Балтийская слава» о событиях операции «Альбион» (включая эпизод с боем на Кассарском плесе)[15]. Прототипом главного героя фильма Фёдора Лютова стал Фёдор Самончук, правда по сюжету он погибает, взорвав эсминец «Гром» вместе с собой.

Также подвиг Самончука описан в художественном романе Валентина Пикуля «Моонзунд» (Самончук в романе представлен старшиной Трофимом Семенчуком).

Тактико-технические характеристики

Энергетическая установка

На «Громе» были установлены четыре паровых котла «Вулкан», каждый из которых располагался в отдельном отсеке, и две паровые турбины «Кертис-АЕГ-Вулкан», суммарной мощностью в 30 000 л. с.. Так же на турбинах «Кертис-АЕГ-Вулкан» имелась блокировка маневровых клапанов, что повышало их надёжность при эксплуатации.

Вооружение

После модификации 1916 года, когда на «Гром» была установлена более совершенная зенитная пушка, вооружение его выглядело следующим образом (до 1916 года орудий главного калибра было всего два, а торпедных аппаратов — четыре):

  • Главный калибр: Четыре 102/60-мм орудия разработки Обуховского завода (при техническом содействии фирмы «Виккерс»)[16];
  • Одна 63-мм зенитная пушка;
  • Два 7,62-мм пулемёта;
  • Три трёхтрубных надводных 457-мм торпедных аппарата (ТА)[17];
  • и до 80 мин заграждения.

Примечания

  1. ↑ Класс «Орфей»  (рус.). Российский Императорский флот в первой мировой войне.(недоступная ссылка) Проверено 6 октября 2009.
  2. Эскадренные миноносцы типа "Новик"  (рус.). Военно-Морская Коллекция. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 6 октября 2009.
  3. Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 3. — ISBN 5-902863-10-4.
  4. Указатель кораблей (эскадренных миноносцев типа "Новик")  (рус.). "Эскадренный миноносец "Новик"". Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 8 октября 2009.
  5. ↑ Балтика: На задворках Великой войны (рус.) // Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок. — М: АСТ, 2002.
  6. Косинский А. М., фон Чишвиц А. Г. Моонзунд 1917. Последнее сражение русского флота : Великая забытая война. — Эксмо, 2009. — ISBN 978-5-699-33085-0.
  7. Операция «Альбион», октябрь 1917 года (рус.) // Больных А. Трагедия ошибок. — АСТ, 2002. — ISBN 5-17-002146-1.
  8. Операция "Альбион"  (рус.). Морская крепость Императора Петра Великого.(недоступная ссылка) Проверено 1 марта 2010.
  9. "Лейтенант Ильин" Россия 1914 г.  (рус.). Корабли. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 1 марта 2010.
  10. ЦГАВМФ, Ф. 29, Д. 37, Л. 18.
  11. Моонзунд (рус.) // Флот в первой мировой войне : В двух томах. / под ред. Н. Б. Павловича. — М: Воениздат, 1964. — Т. 1. — С. 293.
  12. ↑ Самончук Павел Федорович, ЛНВМУ, 1960 г.в.  (рус.). Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 1 марта 2010.
  13. ↑ 4. Моонзунд и Муху-вяйн (рус.) // Рудный В. А. Истинный курс и другие достоверные истории. — М: ДОСААФ, 1978.
  14. Забытый герой Моонзунда  (рус.). Портал Беларусь Сегодня (14.08.2007). Проверено 1 марта 2010.
  15. Информация о фильме «Балтийская слава» на Кино-Театр.ру. (рус.)
  16. 102/60 мм  (рус.). Проект Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.(недоступная ссылка) Проверено 31 августа 2009.
  17. 45-см торпедный аппарат образца 1913 г.  (рус.). Проект Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.(недоступная ссылка) Проверено 31 августа 2009.

Гром (эсминец).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28