22-04-2023
Долгая счастливая жизнь | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
Геннадий Шпаликов |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Длительность |
76 мин |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0271467 |
«Долгая счастливая жизнь» — художественный фильм, снятый Геннадием Шпаликовым в 1966 году.
Лента, ставшая единственной режиссёрской работой Шпаликова, получила главный приз «Золотой щит» на 1-м Международном кинофестивале авторского кино в Бергамо.
Автобус, везущий с завода вечернюю смену, внезапно тормозит: водитель подсаживает голосующего на дороге мужчину. В салоне Виктор (Кирилл Лавров) оказывается рядом с Леной (Инна Гулая). Между молодыми людьми завязывается ни к чему не обязывающий и в то же время доверительный разговор: Лена рассказывает о своей подростковой влюблённости, Виктор — о том, как детстве жил на высокогорной станции.
Автобус въезжает в город и останавливается возле драматического театра. Сегодня там многолюдно — афиша извещает, что в их небольшой городок приехал МХАТ, будет показан «Вишнёвый сад». Лена приглашает на спектакль нового знакомого, но ответить он не успевает — их разъединяет толпа. Виктор отправляется в парикмахерскую, а когда возвращается — действие уже началось, билетов нет, и проникать в театр ему приходится через окно.
Виктор смотрел в окно на проплывающую мимо баржу, <…> думая, что всё ещё впереди, и с ним произойдёт, случится то самое главное и важное, что должно случиться в жизни каждого человека, и он был убеждён в этом, хотя терял он каждый раз больше, чем находил.
— Геннадий Шпаликов. Фрагмент сценария[1]
|
Он находит Лену, между ними возобновляется разговор обо всём на свете и, расставаясь, оба верят, что впереди их ждёт долгая счастливая жизнь. Однако утром, когда Лена с чемоданами и маленькой дочкой появляется в доме приезжих, где остановился Виктор, что-то неуловимо меняется. Совместный утренний завтрак в столовой плавбазы проходит напряжённо. Когда ситуация становится совсем неловкой, Виктор говорит, что ему надо позвонить. Поднимается и уходит.
Спустя некоторое время Виктор едет в автобусе, направляющемся из города в сторону аэропорта, и смотрит на реку, по которой долго-долго тянется баржа.
Сразу после выхода на экран фильм вызвал недоумение не только у зрителей, но и у специалистов в области кино. По словам главного редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус, на премьере в 1966 году картину приняли недружелюбно: «сюжет был исчерпан, а баржа плыла и плыла, бесконечно долго, у современников нервы не выдерживали»[2]. Киновед Георгий Капралов в рецензии на страницах «Правды» поставил в упрёк сценаристу неумение объяснить и глубоко проанализировать «некую жизненную коллизию»[3].
О том, что лента стала событием не только в биографии Шпаликова, но и в истории отечественного кино, начали говорить через десятилетия. Так, Дмитрий Быков («Новая газета») отметил, что, несмотря на цитаты и заимствования (та же баржа навеяна эстетикой Виго), в картине прослеживается собственная, шпаликовская манера[4]. О режиссёрском даре Шпаликова, умноженном на кинематографический профессионализм, написали в предисловии к сборнику его сценариев Евгений Габрилович и Павел Финн[5].
Отдельного анализа удостоилась работа оператора Дмитрия Месхиева. Наталия Адаменко («Киноведческие записки») подробно объяснила, как операторские приёмы — световые контрасты, отражения, дым, диффузионы — позволили установить эмоциональный контакт со зрителями. По мнению Адаменко, создатели «Долгой счастливой жизни» находились на пороге новых открытий в кинематографе — «ассоциативность поэтического образа и образа изобразительного, как никогда, приблизились друг к другу»[6].
О выразительности кадров, которые «сотканы из множества нюансов и полутонов», упоминалось в рецензии журнала «Искусство кино»[7]. Историю несостоявшейся любви, напоминающую эскиз с чистыми, прозрачными красками, увидел в ленте и обозреватель издания «Экран-90»[8].
Элла Корсунская, много лет проработавшая редактором на «Мосфильме», рассказывала, что получение премии в Бергамо было воспринято на студии как триумф. Режиссёрский дебют заслуживал продолжения, но когда Геннадий Шпаликов направил в худсовет заявку на постановку фильма «Скучная история», который планировал снять в той же тонкой, щемящей стилистике, что и «Долгая счастливая жизнь», то получил отказ[9].
Картина Шпаликова стала финальной точкой в развитии кинематографа оттепели, констатировал киновед Валерий Фомин[10]. Это подтвердил и Андрей Кончаловский, который обнаружил в «Долгой счастливой жизни» и предчувствие эпохи застоя, и прощание с романтическими идеалами юности[11].
Актёр | Роль |
---|---|
Инна Гулая | Лена |
Кирилл Лавров | Виктор |
Елизавета Акуличева | буфетчица |
Олег Белов | приятель Лены |
Лилия Гурова | горничная в доме отдыха |
Наталия Журавель | кондуктор автобуса |
Марина Полбенцева | Марина |
Виктор Перевалов | театрал-безбилетник |
Павел Луспекаев | Павел |
Елена Чёрная | девушка с гармонью |
Георгий Штиль | пожарный |
Оля Тарасенкова | дочь Лены | Лиза
Алексей Грибов | эпизод из «Вишнёвого сада» | Фирс
Сергей Блинников | эпизод из «Вишнёвого сада» | Симеонов-Пищик
Алла Тарасова | эпизод из «Вишнёвого сада» | Раневская
Леонид Губанов | эпизод из «Вишнёвого сада» | Петя Трофимов
Фильмы по сценариям Геннадия Шпаликова | |
---|---|
|
Долгая счастливая жизнь (фильм).