23-09-2023
Дун | |
Дунские девушки и мужчина в праздничынх нарядвх. Уезд Липин в Гуйчжоу. |
|
Самоназвание |
Gaeml [kɐm] |
---|---|
Современный ареал расселения и численность | |
Всего: 3,7 млн чел. |
|
Язык | |
Религия | |
Родственные народы |
Дун (дуны, кам; кит. упр. 侗族, пиньинь: Dòng Zú; самоназвание: Gaeml [kɐm]) — кам-суйский народ на юге Китая численностью около 3 млн человек.
Содержание |
Живут на юге Китая:
Говорят на дунском (камском) языке, который принадлежит к кам-суйской группе тай-кадайской языковой семьи. Существуют южное и северное наречия, иногда считаемые отдельными языками. До 1958 года у дунов не было своей собственной письменности, и они использовали китайские иероглифы. Затем была создана латинизированная письменность на основе южного диалекта и фонетики жунцзянского говора[1].
Инициали:
Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
b | [p] | bi | [bj] | nd | [ʔd] | zh | [tʂ] | ny | [ɲ] | h | [h] |
p | [ph] | pi | [phj] | n | [n] | ch | [tʂh] | x | [ɕ] | gu | [kw] |
mb | [ʔb] | mi | [mj] | s | [s] | sh | [ʂ] | y | [j] | ku | [khw] |
m | [m] | li | [lj] | l | [l] | r | [r] | g | [h] | ngu | [ŋw] |
f | [f] | d | [t] | z | [ts] | j | [ʈ] | k | [kh] | ||
w | [v], [w] | t | [th] | c | [tsh] | q | [ʈh] | ng | [ŋ] |
Финали:
Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА | Буква | МФА |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
a | [a:] | eeu | [e:u] | an | [an] | ing | [iŋ] | od | [ot] | iang | [iəŋ] |
e | [ə] | iu | [iu] | aen | [ɛn] | ong | [oŋ] | ud | [ut] | iong | [iøŋ] |
ee | [e] | ou | [əu] | en | [ən] | ung | [uŋ] | ag | [ak] | ua | [ua] |
i | [ɪ] | uu | [u:] | een | [e:n] | ab | [ap] | eg | [ək] | ue | [uɛ] |
o | [o] | am | [am] | in | [in] | eb | [əp] | ig | [ik] | uai | [uə] |
u | [u] | aem | [ɛm] | on | [on] | ib | [ip] | og | [ok] | uan | [uen] |
ai | [ai] | em | [əm] | un | [un] | ob | [op] | ug | [uk] | uang | [uəŋ] |
ei | [əi] | eem | [e:m] | ang | [aŋ] | ub | [up] | ia | [ia] | uo | [uo] |
oi | [oi] | im | [im] | aeng | [ɛŋ] | ad | [at] | ie | [iɛ] | ü | [y] |
ui | [ui] | om | [om] | eng | [əŋ] | ed | [ət] | iao | [iə] | ||
ao | [ao] | um | [um] | eeng | [e:ŋ] | id | [et] | ian | [ien] |
Тона обозначаются буквами l, p, c, s, t, x, v, k, h.
Семья у дунов малая, брак в основном патрилокальный, но сохраняется обычай возвращения молодой жены после свадьбы в дом родителей, где она остается до рождения первенца, и затем уже переходит в дом своего мужа. Сильны общинно-патронимические связи. (Там же)
Дуны берут свое начало от потомков древнего племени байюэ, которые в эпоху династии Цинь назывались лоюэ, а затем, во времена существования государств Вэй и Цзинь — Ляо. Эти самые Ляо и считаются предками дунов.
Согласно древним историческим летописям дунцев называли дунжэнь или дунмань, а самоназвание у них было гань. Много позже, во время царствования династии Сун их название изменилось на гэлин, а уже после династии Мин появились различные вариации названия — дунляо, дунмяо, и даже просто мяо. После основания КНР в 1949 году было принято единое название дун (Итс 1972: 72; Крюков, Малявин, Софронов, Чебоксаров 1993: 200).
Дуны — одни из немногих народов, сохранившим традиционные верования. Они исповедуют анимизм, у них развит культ предков, особенно женских. Раньше духам предков приносились жертвоприношения, устраивались национальные шествия с драконом, игры и пляски. В настоящее время в каждое деревни дунцев присутствует моленьня в память богине Саму.(Решетов 1999: С. 354)
В каждой деревне построены молельни в память предка-женщины. В праздники, особенно в Новый год, духам и предкам совершались жертвоприношения, устраивались шествия с драконом. Живы традиции музыкального, песенного, танцевального и устного фольклора. Впервой половине XIX века сформировалась национальная музыкальная драма, исполняемая на родном языке в национальной одежде (Решетов 1998: 134).
Основное занятие дунцев — пашенное земледелие, они выращивают короткозерный рис, а также клейкий рис, кукуруза, батат, овощи. Кроме того, на заливных рисовых полях разводят рыбу. Дунцы также занимаются скотоводством (буйволы, свиньи и т. д.), лесоводством, выращивают ель, камелию маслоносную. У дунцев есть обычай встречать гостей с камелией. Развиты ремёсла: дерево-, камне- и металлообработка, ткачество, окраска и вышивка тканей, этим в основном занимаются женщины (Решетов 1998: 134).
Основа пищи дунов составляет клейкий рис, овощи, мясо, рыба — в общем все то, что они сами производят.
Жилище каркасно-столбовой конструкции, обычно двухэтажное, стены дощатые, крыша двускатная, черепичная. Центральная комната первого этажа— гостиная, с алтарём предков у стены напротив входа; боковые комнаты и второй этаж— жилые. Сохраняются традиции свайного строительства, отличительная черта деревни дун — деревянные многоярусные башни с барабаном, крытый мост с беседками от дождя (Решетов 1998: 134).
Дунцы гордятся своим умением петь песни. Люди называют район, где живут дунцы, «океаном песен». Живы традиции музыкального, песенного, танцевального и устного фольклора. В 1-й половине 19 в. сформировались нац. музыкальная драма, исполняемая на родном языке в национальной одежде. Семья у дунцев обычно малая, долгое время сохранялся обычай возвращения невесты домой после свадьбы, она находилась там до рождения своего первого ребенка. Дунцы до сих пор носят свою национальную одежду — мужчины короткую одежду без воротника, с прямозастежной или правополой курткой, женщины также правополую куртки без воротника, юбку, пояс, ноговицы. На ногах — плетённые из рисовой соломы сандалии или матерчатые тапочки. (Там же)
Мужская одежда короткая, без воротника, прямозастёжная или правополая куртка, короткие штаны; женская— двубортная, без воротника кофта с нагрудником, юбка, пояс, ноговицы. На ногах— плетённые из рисовой соломы сандалии или матерчатые тапочки, головной убор— матерчатая повязка или плетённая из бамбука широкая шляпа (Сергеева 2007: 46).
Семья небольшая, брак патрилокальный, но сохранялся обычай возвращения молодой после свадьбы в дом родителей, где она оставалась до рождения первенца. Сильны общинно-патронимические связи (Решетов 1998: 134).
Дунцы гордятся своим умением петь песни. Люди называют район, где живут дунцы, «океаном песен». Многоярусные барабанные башни и крытые мосты в дунских поселениях являются символами их народной архитектуры (Цзян Гоцян 2007: 62).
Вежливость, уважение к старшим, забота о младших, стремление помогать людям, участие в общественных делах — все это обычаи, традиции и нравственные качества, свойственные дунцам.
Лушэн — духовой инструмент из бамбуковых трубочек. Танцы Лушэн — это танцы под звуки этих трубочек: развлекательные танцы для праздников, танцы для молодежи, сценические и спортивные танцы, в где демонстрируется высокую техника игры и танца.
Когда наступает праздник, незамужняя молодежь ни за что не пропустит всеобщее гулянье «Цайтан», так как в коллективном танце многие выбирают себе спутника жизни. На этом гулянье образуются своего рода маленькие кланы из 4-6 человек, в центре с флажком, каждый такой клан играет свою музыку. «Начинается танец. Юноши с малыми лушэнами и украшенные серебряными украшениями девушки с разноцветными платками и цветными зонтиками в руках образуют два круга, один в другом, затем начинают танцевать по кругу против часовой стрелки.
Фигуры и ритм танца подчиняются музыке, которую исполняет ведущий музыкант на лушэне. Женщины в основном кружатся и размахивают руками вверх-вниз и вперед-назад. Мужчины танцуют, играя на лушэне, их движения более энергичны, включают прыжки, приседания, притопывания. Это веселый и лиричный танец.»[1]
Коллективный «ТАНЕЦ ЛУШЭН» часто перебивается представлениями искусных танцоров, это может быть сольное исполнение или дуэт, иногда в танце участвуют четверо парней. Таким образом холостые парни похваляются своей игрой на лушэне и мастерством танца, чтобы завоевать внимание и восхищение девушек. Дунцы считают лучшими тех парней, которые не только хорошо работают, но и прекрасно играют на лушэне, а также владеют высоким мастерством этого танца (Китайский информационный Интернет-центр China.org.cn от 19/12/2005).
Помимо национальных праздников дунцы танцуют этот танец и после сбора урожая. Каждое селение составляют оркестр из своих лучших музыкантов и посылает их в другие селения для представления. Дунцы чрезвычайно гостеприимный народ, когда бы ни приехали музыканты на лушэни, им обеспечен торжественный и радушный прием.
Дун (народ).