Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Евгений Торчинов

16-10-2023

(перенаправлено с «Евгений Торчинов»)
Перейти к: навигация, поиск
Евгений Алексеевич Торчинов
Дата рождения:

22 августа 1956({{padleft:1956|4|0}}-{{padleft:8|2|0}}-{{padleft:22|2|0}})

Место рождения:

Орджоникидзе

Дата смерти:

12 июля 2003({{padleft:2003|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:12|2|0}}) (46 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург

Страна:

 Россия

Научная сфера:

религиоведение, синология, буддология, история философии

Место работы:

Музей истории религии и атеизма, СПбФ ИВ РАН, СПбГУ

Учёная степень:

доктор философских наук (1994)

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Санкт-Петербургский государственный университет

Научный руководитель:

Л. Н. Меньшиков

Сайт:

etor.h1.ru

Евге́ний Алексе́евич То́рчинов (22 августа 1956 — 12 июля 2003) — российский учёный-религиовед, синолог, буддолог, историк философии и культуры Китая. Доктор философских наук (1994), профессор. Буддийский учитель и почётный президент Санкт-Петербургского отделения Фо Гуан. Член редакции научно-теоретического журнала «Религиоведение».

Биография

Евгений Алексеевич Торчинов родился 22 августа 1956 года в г. Орджоникидзе (Владикавказ). По национальности осетин. Почти сразу после рождения его семья переезжает в Саратов.

В 1973 году окончил среднюю школу № 67 и поступил на кафедру китайской филологии Восточного факультета ЛГУ. В 1978 году стал аспирантом Государственного музея истории религии и атеизма. С 1981 по 1984 годы — научный сотрудник этого же музея. В 1984 году перешёл в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР (позднее — Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН), где проработал десять лет.

В 1994 году защитил докторскую диссертацию «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания».

В 1998 году заведовал кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ. С 1999 года возглавлял кафедру философии и культурологии Востока философского факультета.

В 2002 году стал лауреатом премии Санкт-Петербургского философского общества «Вторая навигация» в номинации «Учебник по философским наукам» за работу «Введение в буддологию. Курс лекций»[1]

Умер 12 июля 2003 года в Санкт-Петербурге.

Исследования даосизма

Евгений Торчинов известен своими исследованиями даосизма и переводами классических даосских трактатов. В своей диссертации он составил подробный и объёмный обзор даосизма, его течений, истории, школ и воззрений, опираясь на изучение китайских источников и достижения зарубежной синологии. Позднее он опубликовал обзор даосизма в виде монографии, рассчитанной на широкий круг читателей.

Работая с даосскими источниками, он перевёл и детально прокомментировал два авторитетных средневековых даосских сочинения — трактат Гэ Хуна Баопу-цзы и трактат Чжан Бодуаня Учжэньпянь.

Трактат Гэ Хуна Баопу-цзы — энциклопедия даосизма того времени. Он содержит описания даосских практик, рецептов даосской алхимии и критический обзор даосской науки о бессмертии. Перевод Торчинова явился первым научно-выверенным переводом Баопу-цзы на европейские языки, в своём переводе он проделал работу по идентификации компонентов рецептов долголетия и бессмертия — минералов, химических соединений, растений и воссозданию религиозного и исторического трактата.

Трактат Учжэньпянь содержит описания методов внутренней алхимии по достижению бессмертия. Перевод Торчинова этого трактата также был первым научно-выверенным переводом на европейские языки, он уделил внимание контексту — символике трактата, буддийским аналогиям, историческим параллелям, постаравшись максимально приблизить русскоязычного читателя к пониманию трактата.

Он также подготовил научный перевод Дао дэ цзина, который тщательно выверил по многочисленным источникам.

Известны и другие его исследования и переводы.

В своих статьях он пытался осмыслить также практические аспекты даосизма — внешнюю алхимию, внутреннюю алхимию, методы медитации, методы достижения бессмертия, даосскую сексуальную практику, аналогии с буддийскими школами и тантрическими практиками.

Работая над изучением даосизма, он несколько раз посетил Китай.

Исследования буддизма

Евгений Торчинов в своих исследованиях старался охватить все буддийские школы в их исторической и духовной взаимосвязи, результатом этих исследований стал учебник «Введение в буддологию».

Особое внимание он уделял школам махаяны и дальневосточного буддизма. Он подготовил переводы с китайского языка нескольких авторитетных сочинений. Он перевёл с древнекитайского классический буддийский «Трактат о пробуждении веры в махаяну».

Среди махаянских школ его интересовал чань, он подготовил несколько переводов классических и современных чаньских сочинений, посетил чаньский монастырь на Тайване. Он перевёл сочинения чаньских патриархов Хунжэня и Цзунми, и труды Синъюня, современного мастера Чань на Тайване.

Евгений Торчинов уделял также внимание сопоставлению даосизма и буддизма в Китае, выделяя расхождения и параллели буддийских и даосских школ. Он отмечал, что в периоды гонений на буддизм буддисты скрывались в даосских монастырях и общинах, принеся в даосизм ряд идей, которые были восприняты даосами и нашли своё отражение в даосской литературе и практике.

Работая над изучением буддизма, он посещал Китай, Ладакх и Тайвань. Стал считать себя буддистом в 1975 году, принял Прибежище в 1991 году. Являлся официальным представителем в России и членом совета директоров и консультантом Buddha’s Light International Association — B.L.I.A. (Гоцзи Фо гуан хуэй); мирской буддийский лектор B.L.I.A[2][3], президентом санкт-петербургской буддийской общественной организации «Фо гуан (Свет Будды)»[4]. По философским взглядам придерживался синкретической теории татхагатагарбхи и йогачары, по школьной — принадлежал к традициям Линьцзи и Дрикунг Кагью, называл себя внесектарным буддистом[5].

Общее религиоведение и культурология

Сопоставляя различные религиозные учения, Евгений Торчинов выпустил книгу «Религии Мира. Опыт запредельного», в которой попытался найти общий подход к религиям с точки зрения трансперсональных состояний и психотехники. В этой книге он подробно анализировал шаманизм, религии древности, секты и современные мировые религии, показал этапы развития религий.

Он написал также немало работ по сравнительному религиоведению. Некоторые его работы посвящены каббале и аспектам каббалистической мистической практики.

Торчиновские чтения

20—21 февраля 2004 года в Санкт-Петербургском государственном университете были проведены Первые Торчиновские чтения «Религиоведение и востоковедение».

Сочинения и работы

  • Буддизм в Китае // Буддизм. Каноны. История. Искусство. М., Дизайн. Информация. Картография, 2006 г. ISBN 5-287-00373-0, ISBN 5-287-00033-2.
  • Беззаботное скитание в мире сокровенного и таинственного: Мартин Хайдеггер и даосизм // Религия и традиционная культура. Сборник научных трудов. СПб., 2000, с.74-90.
  • Бой тигра с драконом или секреты китайской кухни
  • Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., Петербургское философское общество, 2000. — 304 с.
  • Гэ Хун. Баопу-цзы. Эзотерическая часть. Перев., предисл., коммент. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1999.
  • Даосизм и китайская культура: проблема взаимодействия // Народы Азии и Африки, 1982, № 2, с. 155—168.
  • Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Андреев и сыновья, 1993 (2-е дополненное издание: СПб.: Лань, 1998).
  • Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы исследования) // Народы Азии и Африки, 1988, № 2, с. 45-54.
  • Доктрина происхождения зла в лурианской и саббатианской Каббале и в буддийском «Трактате о Пробуждении веры в Махаяну»// Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Ed. by D. Abrahams and A. Elqayam. Vol. 5, 2000, p. 183—198.
  • Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного. СПб: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2005. — 480 с.
  • Пятый Чаньский Патриарх Хун-жэнь. Трактат об основах совершенствования сознания (Сю синь яо лунь). СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1994.
  • Религии мира. Опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997.
  • Син-Юнь
  • Трактат Гэ Хуна и «искусство внутренних покоев» // Петербургское Востоковедение. Вып. 4. СПб., 1993.
  • Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада шастра). СПб.: Издательство Буковского, 1997.
  • Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). Предисловие, перевод, комментарии. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994.
  • Этика и ритуал в религиозном даосизме // Этика и ритуал в традиционном Китае: М.: Наука, 1988, с. 202—235.

Примечания

  1. Нужно ли награждать философов? // Вестник Российского Философского Общества, М., 2008, № 2(46), с.229.
  2. Космология буддизма
  3. Интервью с многоуважаемым профессором Торчиновым
  4. Нартанг Бюллетень № 8-9
  5. Интервью Е. А. Торчинова М. В. Воробьёвой

Литература

  • Аринин Е. И. Религиозность и религия в интерпретации Е. А. Торчинова // Свеча-2012. Том 21. Религиозность: личность перед вызовом бытия. Материалы международных научных конференций / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2012. — С. 110—115. — ISBN 978-5-9984-0354-5.
  • Кий Е. А. Аннотированный список публикаций о Е. А. Торчинове к десятилетию со дня кончины // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А. И. и др. — М.: ИВ РАН, 2014. — 594 с. — С. 582—587.
  • Кий Е. А. Список научных и учебно-методических трудов Евгения Алексеевича Торчинова // Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции. СПб., Изд-во СПбГУ, 2004. C. 135—157.
  • Творческое наследие Евгения Торчинова и особенности его типологии религий // 2073-7203.
  • Русский буддизм — как это возможно? // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. — М.; СПб.: Летний сад, 2002. — 488 с.
  • Терентьев А. А. Рецензия на кн. Е. А. Торчинова «Введение в буддологию. Курс лекций» // Буддизм России. — СПб.: Нартанг, 2002. — № 34. — С. 96—98.

Ссылки

  • Персональный сайт Е. А. Торчинова
  • Сайт, посвященный Е. А. Торчинову
  • Страница в Facebook, посвященная Е. А. Торчинову
  • Е. А. Кий. О научном наследии Е. А. Торчинова (1956—2003)
  • Страница Е. А. Торчинова на сайте anthropology.ru
  • Торчиновские чтения

Евгений Торчинов.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28