15-10-2023
Екатеринбургский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
19 |
Количество троллейбусных парков |
2 |
Количество троллейбусов |
249 |
Модели эксплуатируемых троллейбусов |
ЗиУ-682 и др. |
Стоимость проезда |
18 руб. |
Компания-перевозчик |
ЕМУП «ТТУ» |
Екатеринбургский троллейбус — система http://mobile.ettu.ru/
Содержание |
Первая линия троллейбуса, открытая 17 октября 1943 года, соединила Свердловск с Нижне-Исетском (ныне кольцо «Нижне-Исетск» не существует) и была протяжённостью 12 км. Движение по ней открывали троллейбусы ЯТБ-4. Осенью 1945 года была построена вторая линия — от ул. Фрунзе до ул. Ленина. В 1947 году эта линия была продлена до железнодорожного вокзала. В 1948 году поступили первые троллейбусы МТБ-82. В 1949 году общая протяжённость существовавших троллейбусных линий составляла уже более 30 км[1].
С 1952 года существует линия по улице Чапаева, открытая на время ремонта моста по улице Белинского, но сохранившаяся до наших дней. В 1953 году в Свердловске были открыты сразу две новые троллейбусные линии. Во-первых, линия до Нижне-Исетска была продлена на Химмаш (кольцо «Химмаш» изначально находилось на площади перед проходной Уралхиммашзавода). Во-вторых, была построена линия по улице Малышева на запад от нынешней Центральной гостиницы до стадиона «Металлург» (ныне — «Центральный стадион»). В 1959 году открыта линия по улице Щорса до ЦПКиО. Последние троллейбусы ЯТБ-4 были списаны в том же 1959 году, а в 1961 в город пришли первые троллейбусы ЗИУ-5.
В 1963 году троллейбусы пошли на Уралмаш — сначала до площади 1-й Пятилетки (конечная тогда называлась УЗТМ), а в следующем 1964 году — до Веера (кольцо «Веер» находилось на углу проспекта Космонавтов и улицы Бакинских Комиссаров). В 1966 году троллейбусы пошли в Юго-Западный жилой район до улицы Посадской. В 1970 году в Свердловске появилась ещё одна новая троллейбусная линия — по улице Малышева на восток от Центральной гостиницы во Втузгородок, где она прошла по улице Мира и далее по кольцу этой улицы и улиц Первомайской, Студенческой и Академической. В том же году списаны последние троллейбусы МТБ-82.
В 1973 году в Свердловск поступили первые троллейбусы принципиально новой для того времени модели ЗИУ-9, более новые модификации которой работают и сейчас. В том же году открылась новая линия на Уралмаше — по улицам Коммунистической, 40-летия Октября и далее с закольцовкой по проспекту Орджоникидзе (в южном направлении), улице Машиностроителей и всё той же улице 40-летия Октября. Первые два года своей работы эта линия была автономной, троллейбусы доставлялись на неё автотягачами. В следующем 1974 году пошли троллейбусы по ул. Самолётной до Шинного завода, а в 1975- по улице Бакинских Комиссаров от Веера до кольца «Коммунистическая». В том же году введено в действие Орджоникидзевское депо на Уралмаше (до этого в Свердловске было лишь одно троллейбусное депо на улице Щорса (Октябрьское)). В 1976 году была продлена троллейбусная линия на Химмаше — по ул. Инженерной до нынешней конечной «Химмаш».
С 1977 года на юг от Центральной гостиницы троллейбусы стали ходить вместо улицы Белинского по улице Розы Люксембург. В том же году открылась ещё одна внутренняя линия Уралмаша — по улицам Восстания, Ильича и проспекту Орджоникидзе в северном направлении. А в феврале 1979 года открылась ещё одна линия в Юго-Западный район — она прошла от перекрёстка улиц Белинского и Щорса по улицам Щорса, Амундсена, Бардина и Чкалова. В 1982 году списаны последние троллейбусы ЗИУ-5. В 1987 году троллейбусы пошли по Эльмашу- открылась полуавтономная линия «Пединститут-Таганская» .
В послесоветское время были открыты следующие троллейбусные линии:
Однако имел место и случай ликвидации троллейбусной линии. Было это в 2003 году, когда демонтировали линию, проходившую по улице Толмачёва от кольца «Метро „Динамо“» до ул. Первомайской, а затем по маленькому отрезку улицы Первомайской до ул. Карла Либкнехта. Эта линия существовала с 1983 года. В период с 1983 по 1986 годы по ней ходили троллейбусы из центра города на вокзал и Уралмаш вместо улицы Карла Либкнехта, которую в то время глобально реконструировали севернее перекрёстка с Первомайской. А в 1986 году реконструкция закончилась и прямое троллейбусное движение по ул. Карла Либкнехта было восстановлено. Но линия по Толмачёва, тем не менее, продолжала существовать, оканчиваясь теперь кольцом у киноконцертного театра «Космос». Лишь в 2003 году её сняли.
По состоянию на май 2011 года в Екатеринбурге эксплуатируются 19 троллейбусных маршрутов:
По количеству маршрутов Екатеринбург, как и Нижний Новгород занимает 4 место в России после Москвы, Санкт — Петербурга и Тольятти.
В Екатеринбурге эксплуатируются троллейбусы моделей:
По количеству машин Екатеринбург занимает 7 место в России.
В таблице представлено количество пассажиров перевезенных за год в миллионах человек.[2]
Год | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Россия в целом | 8474,6 | 8759,3 | 4653,1 | 3774,6 | 2971,9 | 2733,0 |
Екатеринбург | 136,8 | 141,5 | 95,5 | 84,3 | 78,4 | 75,5 |
Это заготовка статьи о троллейбусе или троллейбусной системе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Екатеринбургский троллейбус.