01-08-2023
К-84 «Екатеринбург» | ||
---|---|---|
|
||
История корабля | ||
Государство флага | Россия | |
Порт приписки | Гаджиево | |
Спуск на воду | сентябрь 1984[1] | |
Современный статус | В составе Северного Флота (в ремонте) | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | РПКСН | |
Обозначение проекта | 667БДРМ «Дельфин» | |
Скорость (надводная) | 14 узлов | |
Скорость (подводная) | 24 узла | |
Рабочая глубина погружения | 320 … 400 м | |
Предельная глубина погружения | 550 … 650 м | |
Автономность плавания | 80 … 90 суток | |
Экипаж | 135 … 140 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 11 740 т | |
Водоизмещение подводное | 18 200 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 167,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 11,7 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 8,8 м | |
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
4 носовых аппарата калибра 533 Боекомплект (торпед): 12, до 24 мин вместо части торпед. |
|
Ракетное вооружение | 16 ПУ БРПЛ Р-29РМ | |
ПВО | ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» |
К-84 «Екатеринбу́рг» (заводской номер — 380) — атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV в терминологии НАТО).
К-84 «Екатеринбу́рг» входит в состав 31-й Краснознамённой дивизии 12-й эскадры подводных лодок Северного флота. Порт приписки — Ягельная Губа.
Содержание |
Подводный крейсер К-84 был построен в 1984 году в Северодвинске, заводской номер 380. Закладка крейсера произошла 17 февраля 1982 года на ПО «Севмашпредприятие». К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год.
16 февраля 1986 года К-84 зачислен в состав 13-й дивизии 3-ей флотилии подводных лодок Северного флота.
5 декабря 1989 года с К-84 «Екатеринбург» в рамках операции «Бегемот-1» была осуществлена попытка произвести залп всеми шестнадцатью ракетами из подводного положения. Попытка закончилась неудачей, за несколько минут до старта, ещё при закрытых крышках шахт, возникло нарушение целостности баков горючего и окислителя в ракетной шахте № 6. В результате быстротекущего возгорания, приведшего к резкому повышению давления в шахте, была вырвана крышка шахты и произошел частичный выброс ракеты.
В 1996—2003 годах прошёл средний ремонт и модернизацию на предприятии «Звёздочка»
В феврале 1999 года получила наименование «Екатеринбург» в связи с установлением над ней шефства администрации г. Екатеринбурга. Администрация города постоянно оказывает шефскую помощь экипажу К-84 (дарит подарки, организует летний отдых для детей членов экипажа, ремонтирует казармы и т. п.).
В 2003 году на «Екатеринбурге» успешно прошли испытания ракетного комплекса по программе «Синева». В 2006 году с «Екатеринбурга» был успешно запущен ИСЗ «Компас 2».
7 октября 2007 года офицеры с «Екатеринбурга» присутствовали на праздновании пятидесятипятилетия президента России Владимира Путина.[2] Во время встречи он обратился к присутствующим:
Сегодня у нас не подведение итогов, не совещание и даже не награждение, я встречаюсь сегодня с людьми, которых глубоко уважаю, уважаю за все, что сделали вы и ваши подчинённые для возвращения престижа армии. |
13 июля 2009 года крейсер совершил успешный запуск баллистической ракеты на полную дальность[3].
20 мая 2011 года «Екатеринбург», находясь в подводном положении, осуществил успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер» из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке[4][5].
29 декабря 2011 года на находящейся в плавучем доке ПД-50 82-го судоремонтного завода в Росляково АПЛ произошёл пожар. Плановый доковый осмотр осложнился ввиду повреждения обтекателя ГАКа буксиром на этапе постановки в док.[6] При вырезке технологического отверстия в обтекателе ГАК[7] произошло возгорание из-за нарушения техники безопасности при проведении ремонтных работ, загорелись деревянные леса, которые окружали корпус подлодки.
Пожар перекинулся на лёгкий корпус с резиновым шумопоглощающим покрытием[8], затем на пространство между лёгким и прочным корпусами, включая баллоны ВВД. Пожар не затронул внутренние помещения субмарины, но возможно изменил характеристики прочного и лёгкого корпуса, а также затронул коммуникации.[9] Для тушения пожара док вместе с подлодкой и оборудованием был притоплен до уровня рубки, после герметизации корпуса БПК «Вице-адмирал Кулаков»[10], также находившегося в доке.[9] По данным Интерфакс с отравлением были госпитализированы двое сотрудников МЧС и семеро военнослужащих.[11]
Пожар продолжавшийся более 9 часов[12] начался с возгорания строительного мусора[11]. Только через 20 часов глава МЧС Сергей Шойгу сообщил о полной ликвидации пожара, уточнив что по левому борту еще работают пожарные стволы: «там идет сильное испарение, поэтому гидранты используются для охлаждения корпуса лодки».[13]
В ходе пожара был тяжело повреждён ГАК лодки, расположенный вне прочного корпуса в носовой части корабля, был нанесён серьёзный ущерб защитному «резиновому» покрытию лодки[14]. Вопреки запретам в торпедных аппаратах находились боевые торпеды. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина наиболее сильно пострадал первый (торпедный) отсек, завершение ремонта планируется на 2014 год.[15] Восстанавливать ее будут на верфи Центра судоремонта «Звездочка» в Северодвинске.[16][17], хотя первоначально планировалось делать это на ПО «Севмаш».[18]
Ущерб от пожара сперва оценивался в 1 миллиард рублей[14], затем была озвучена стоимость ремонта в 500 миллионов рублей[19]. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, снижение стоимости ремонта вызвано найденными резервами на замену пострадавшим, в первую очередь это касается антенн.
13 февраля 2012 года в издании «Коммерсантъ-Власть» со ссылкой на «сразу несколько независимых друг от друга источников в командовании ВМФ и на Северном флоте» появилась информация о нахождении боезапаса на борту горевшего «Екатеринбурга». Таким образом, издание сделало вывод, что в декабре 2011 года в России могла произойти крупная радиационная катастрофа, если бы огонь попал внутрь прочного корпуса лодки, где находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора.[20][21]
Екатеринбург (подводная лодка).