Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Еникеев, Гайса Хамидуллович

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Гайса Х. Еникеев
тат. Гайсә Хәмидулла улы Еникеев
Г. Х. Еникеев (1913)
Депутат III Государственной Думы
1 ноября 1907 — 9 июня 1912 года
Монарх: Николай II
Депутат IV Государственной Думы
20 ноября 1912 — 6 октября 1917 года
Монарх: Николай II / монархия упразднена
Преемник: должность упразднена
 
Вероисповедание: ислам
Рождение: 2 июля 1864(1864-07-02)
Российская империя Российская империя, Оренбургская губерния
Смерть: март 1931
СССР СССР, Уфа
Место погребения: Магометанское кладбище
Партия: мусульманская фракция, сотрудничал с кадетами
Образование: учительская семинария
Профессия: учитель
 
Автограф:
 
Награды:

Награды и благодарности попечителя учебного округа

Гайса Хамидуллович Еникеев (вариант имени Айса[1], фамилии — Еникиев[2]; 2 июля 1864, Оренбургская губерния — март 1931, Уфа) — учитель, просветитель, этнограф, депутат III и IV Государственной думы от Казанской и Оренбургской губерний (1907—1917).

Биография

Ранние годы. Учитель

Гайса (Айса) Еникеев родился 2 июля 1864 года в деревне Новые Каргалы (Каргалыбаш[3]) Богаданской волости Белебеевского уезда (Оренбургская, с 1865 — Уфимская губерния) в бедной, но древней и родовитой (мурзинской), дворянской семье. Основоположником рода был сам Еникей Тенишевич Кутушев — глава Темниковских татар в Казани (1555) и воевода в Темникове (1558)[4][5].

Гайса получил начальное образование в русско-татарской школе в родной деревне. В 1877 году[6] он окончил Оренбургскую инородческую учительскую семинарию (с наградой первой степени) и стал учителем Образцового инородческого начального училища при той же семинарии. На этой должности Еникеев руководил практическими занятиями учеников выпускного класса, а также давал образцовые уроки для участников съездов народных учителей, устраиваемых при семинарии[4][7].

Московская улица и главная мечеть в Казани (нач. XX в.)

В 1890—1895 годы Г. Еникеев заведовал русско-татарским начальным училищем в Оренбурге. Он состоял в Оренбургской ученой архивной комиссии (1887) и в Русском географическом обществе (1883)[6]. В 1895—1903 годах он служил в Оренбургском отделении Государственного банка Российской империи. Одновременно являлся преподавателем, а затем и заведующим мусульманского духовного училища — медресе «Хусаиния» в Оренбурге[4]. Всего проработал учителем 15 (или 12[8]) лет[9]. Удостаивался наград и благодарностей попечителя учебного округа[10].

После выхода в отставку, в 1903 году, Гайса Хамидуллович занял пост директора суконной фабрики в Симбирской губернии. В 1907 году он проживал в Казани, являясь главным распорядитель всех учебно-воспитательных и благотворительных учреждений (с годовым содержанием в 3000 рублей), основанных на капиталы миллионера А. Г. Хусаинова. Был доверенным лицом Хусаинова в Казани[4][9].

В этот период Еникеев активно критиковал русификаторскую политику царского правительства, указывая, в частности, на тяжелое положение татарского образования. Он пользовался большим авторитетом среди мусульманского населения Казани. Владел 40 десятинами земли и двумя деревянными домами, оценёнными в 8000 тогдашних рублей[4].

1907. Депутат III думы

18 октября 1907 года потомственный дворянин и губернский секретарь Г. Х. Еникеев был избран в Третью Госудраственную думу Российской империи от общего состава выборщиков Казанского губернского избирательного собрания[4].

Г. Х. Еникеев (1907)

В III Думе Еникеев вошёл в Мусульманскую фракцию (группу[9]) — стал одним из её наиболее деятельных членов. Стал заместителем секретаря Думы, но отказался от этой должности после всего одной сессии[11]. Одновременно, он неофициально (устав фракции не позволял двойное членство) сотрудничал с Конституционно-демократической фракцией: в том числе, входил в созданную при ней комиссию по гражданскому равноправию (под председательством М. М. Винавера), занимавшуюся подготовкой и обсуждением законопроектов об отмене законодательных ограничений, основанных на религиозной или национальной почве; по просьбе отдельных членов этой комиссии он сделал доклад по вопросу об ограничениях, существующих в отношении мусульманского населения Империи; представил необходимые для работы комисси документы[4].

Кроме того, Гайса Еникеев был членом четырёх думских комиссий: по народному образованию, по исполнению государственной росписи доходов и расходов (в первые две сессии)[4], по рабочему вопросу (сессии 4 и 5), о мерах к упорядочению хлебной торговли (5-я сессия). Он выступал в защиту тюркского населения России; критиковал политику русификации, христианизации и расхищения, не только татарских, но и земель тюркских народов вообще — в частности, боролся против расхищения башкирских земель[12].

Участники третьего съезда мусульман России (Н. Новгород, 1906)

1912. Депутат IV Думы

25 октября 1912 года Еникеев избрался в следующую, Четвёртую Госдуму, но на этот раз — от второго съезда городских избирателей Оренбургской губерний[12].

В новой Думе Еникеев вновь вошёл в Мусульманскую фракцию, а также и в президиум парламента — стал товарищем (заместителем) секретаря Думы И. И. Дмитрюкова. В IV Думе он состоял в комиссиях по народному образованию, по вероисповедным вопросам, о путях сообщения и в комиссии для выработки законопроекта о печати[12].

В этот период Гайса Хамидуллович выступал по различным вопросам правительственной политики в области народного образования, уделяя основное внимание защите интересов мусульманского населения. В частности, он предлагал допускать в правительственные школы для инородцев преподавателей той же, что и у учеников, национальности. Кроме того, он предлагал вести начальное образование в таких школах на родном языке[12][13]:

Даже в некоторые мрачные времена прошлого не было того, что есть теперь. Притеснения, запреты, произвол в отношении инородцев достигли крайней своей точки. Давление стало более грубым, образуя стройную систему черносотенно-полицейско-миссионерской опеки, охватившей жизнь инородцев со всех сторон... Целью этой опеки, этой политики... является проведение черносотенно-ассимиляторско-миссионерско-обрусительной тенденции: ограничения инородцев в правах, держание их в невежестве, в черном теле, материальное и духовное их ослабление, обезземелевание, искоренение религиозных, племенных, бытовых особенностей, всего того, что составляет святая святых каждого народа, залог и условие его национального существования и материального благополучия... В конечном результате эта политика имеет целью растворить всех инородцев в одном общем русифицированном болоте... Школы закрываются, учителя увольняются без всякого повода, а если и какой повод, то по самому ничтожному, а иногда даже просто в интересах русификации (...) сколько учителей наших школ, сколько представителей нашего духовенства совершенно безвинно отстраняют от преподавания родной грамоты и предметов на родном языке...

Отстаивал необходимость предоставления мусульманским учителям и духовенству военной отсрочки для обеспечения нормального функционирования мечетей и конфессиональных учебных заведений. Он также высказывался по вопросу об ограничении татар в праве владения недвижимостью в Средней Азии (см. Туркестан)[12].

Г. Х. Еникеев (1913)

В июне 1914 года Еникеев стал участником мусульманского съезда в Санкт-Петербурге (от Мусульманской фракции Думы), посвященного реформам религиозного управления. Здесь он выступил с собственным проектом реформы «мусульманского прихода» (махали)[12].

1917. Представитель ВКГД

После Февральской революции 1917 года, Гайса Еникеев находился в Петрограде. С 9 марта он стал членом Временного комитета Государственной думы (ВКГД; вместо Н. В. Некрасова). Он также был представителем Госдумы на совещании при Министерстве внутренних дел (под председательством С. А. Котляревского) и членом Временного центрального бюро мусульман России в Петрограде[12].

В это время же Еникеев участвовал в организации Первого Всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 года в Москве[11], а также принимал участие в частных совещаниях парламентариев[12].

3 августа Еникееву был разрешён выезд из Петрограда для поездки в Поволжье и степные области Туркестанского края. После октября 1917 года он остался в Советской России, но отошёл от политической деятельности[12].

Советское время. Последние годы

В 1918—1923 годах Г. Еникеев жил в Вятке, работая в Вятском губернском отделе народного образования и на других административных и хозяйственных должностях — в 1918—1919 годах состоял членом коллегии Комиссариата народного просвещения Вятской губернии[2]. В ноябре 1923 года он переехал в Уфу и стал инспектором Башкирского сельскохозяйственного банка (Башсельхозкредит)[12][6].

В мае 1928 года Гайса Хамидуллович Еникеев вышел на пенсию. Скончался в марте 1931 года в Уфе, был похоронен на мусульманском кладбище[12].

Увлечения

Г. Еникеев был членом Научного общества по изучению быта, истории и культуры Башкирии. Он был известен как знаток татарского и башкирского фольклора; собрал около 500 башкирских и татарских народных песен, объезжая Поволжье и Приуралье — Казанскую, Оренбургскую, Самарскую и Уфимскую губернию[2] — до октября 1917 года. В 1929 году 114 из этих песен приобрёл Башнаркомпрос: коллекция хранится в фольклорном фонде Уфимского института искусств[14][15].

С помощью профессора А. И. Оводова и К. Ю. Рахимова, Еникеев смог переложить часть песен («узун-кюй»), которые собирал с 19 лет[3], на ноты; являлся их исполнителем — современники отмечали, что он обладал красивым голосом и прекрасно исполнял народные мелодии и песни, не рискуя, однако, выйти на профессиональную сцену[14][6][16].

Произведения

  • Сборник «Татарские и башкирские песни» («Сброник № 1» в УГАИ)[6].
  • Статьи в газете «Нур»[17].

Семья

Был женат (на 1907 год)[4].

Примечания

Литература

Энциклопедии

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Николаев А. Б., Усманова Д. М. ЕНИКЕЕВ Гайса Хамидуллович // Государственная дума Российской империи: 1906-1917 / Б. Ю. Иванов, А. А. Комзолова, И. С. Ряховская. — М.: РОССПЭН, 2008. — С. 184—185. — 735 с. — ISBN 978-5-8243-1031-3.
  • Члены Государственной думы : (портреты и биографии) : Четвертый созыв, 1912—1917 г. / сост. М. М. Боиович. — М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1913. — С. 208. — LXIV, 454, [2] с.
  • 4-й созыв Государственной думы : Худож. фототип. альбом с портр. и биогр.. — издание Н. Н. Ольшанского. — СПб.: Ольшанский, 1913. — С. [21], «Къ таблице 2». — [79] с., 46 л. ил. с.
  • Еникеев Гайса Хамидуллович // Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — 703 с. — ISBN 0-9530650-3-0.
  • Еникеев Гайса Хамидуллович // Башкирская энциклопедия / Гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 2006. — Т. 2. В-Ж. — 624 с. — ISBN 5-88185-062-9.
  • Усманова Д. М. Еникеев Гайса // Татарская энциклопедия: В 5-т / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. — Т. 2: Г-Й. — С. 353. — 656 с. — ISBN 5-902375-02-9.
  • Усманова Д. М. Еникеев Гайса Хамидуллович // Ислам в Санкт-Петербурге: энциклопедический словарь. — М.: Медина, 2009. — С. 78—79.

Книги

  • Российские парламентарии начала ХХ века: новые политики в новом политическом пространстве. — Пермь, 2006. — С. 269. — 357 с. — ISBN 5-93683-106-Х.
  • Сафонов Д. А. Россия. Начало XX века (Подробности). — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — С. 137. — 203 с. — ISBN 978-5-85859-510-6.
  • Еникеев С. Х. Род мурз Еникеевых // Очерк истории татарского дворянства / Саид мурза князь Еникеев; Науч. ред. С. В. Думин; Акад. наук Респ. Башкортостан. Отд-ние гуманит. наук.. — Уфа: Гилем, 1999. — С. 246-249. — 353 с. — ISBN 5-7501-0070-7.

Статьи

  • Шангараев Р. Р. Освещение проблем мусульманского духовенства на страницах газеты «Нур» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2014. — Т. 4, вып. 4. — С. 183—192. — 1818-6653.
  • Атанова Л. П. Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского района // Фольклористика в Советской Башкирии. — Уфа, 1974. — Вып. 1. — С. 34—43.

Архивы

  • РГИА [Российский государственный исторический архив]. Фонд 1278. Опись 9. Дело 261, 262.
  • Ал-915 сн. 341.
  • УГАИ [Уфимский государственный институт искусств] и Научный архив УНЦ РАН [Уфимский научный центр], «Сборник № 1».

Еникеев, Гайса Хамидуллович.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28