Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Ильинские ворота

22-06-2023

Башни Китай-города, ворота Китай-города
Ильинские ворота
Ильинские ворота, вид 1840-х гг.
Страна Россия
Город Москва
Тип здания крепостное сооружение XVI века
Автор проекта Петрок Малый Фрязин (1535)
Основатель Елена Глинская
Первое упоминание 1535 год
Строительство 15351538 годы
Основные даты:
построены в 1535 году, надстроены шатром в 1680 году, снесены в 1934 году
Состояние Разобраны в 1934 году

Ильи́нские воро́та (до второй половины ХVII века Тро́ицкие) — проездные ворота, утраченное архитектурное сооружение в комплексе Китайгородской стены в Москве между современными улицей Ильинкой, Лубянским проездом и Новой и Старой площадями. Сооружены в 1535-1538 гг., надстроены шатрами в 1680 году, разобраны в 1934 году. Ворота дали название площади Ильинских ворот, образованной на их месте в 1934 году.

Содержание

История создания

Ворота были созданы как проездные из Китай-города в Земляной город при постройке Китайгородской стены в 1535 году в правление Елены Глинской под руководством итальянского инженера Петрока Малого. Первоначально ворота назывались Троицкими (от Троицкой улицы, по церкви Троицы на Старых Полях). В 1680 году, при царе Алексее Михайловиче над воротами была надстроена башня с шатром и они были переименованы в Ильинские (по улице Ильинка).

Исследователь московских улиц Я. Рачинский отмечает, что повторяемое многими авторами утверждение, будто Ильинские ворота когда-то назывались Козмо-Демьянскими — ошибочно[1].

В 1863 года у левой стены со внешней стороны Ильинских ворот к ним была пристроена часовня Сергия Радонежского, которая просуществовала до 1927 года, после чего была снесена.

Башня с воротами и прилегающим участком стены была разобрана в 1934 году[2].

Изображения

В топономике

Ильинские ворота дали название современной площади Ильинские ворота, образованной на этом месте после их сноса в 1934 году[1].

В 1930-е гг. при строительстве Московского метрополитена первоначальным проектом Арбатско-Покровской линии предусматривалось создание на ней станции с названием «Ильинские ворота» на перегоне между станциями «Площадь Революции» и «Курская»[4], но в принятом Генеральном плане Москвы 1935 года она не вошла в число объектов ближней перспективы в целях экономии и ускорения строительства линии по срокам.

Ссылки

  • Кудряшов Константин. Ильинское упрямство // Аргументы и факты. — 2010, 8 сентября.

Примечания

  1. ↑ Полный словарь названий московских улиц / худ. А. А. Кулаков, кор. Г. В. Заславская, Н. П. Рачинская. — словарь. — Москва: Информполиграф, 2011. — С. 178, 202-203. — 605 с. — 2000 экз. — ISBN 987-5-85209-263-2
  2. Ильинские Ворота, площадь — Московские улицы — Яндекс.Словари
  3. Из истории московских улиц. — научно-популярное издание. — Москва: АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2008, 2010. — С. 73. — 463 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-17-049554-2, 978-5-9713-8303-1, 978-985-16-6955-0
  4. Схемы линий / Картинки / Схемы и карты метро

Ильинские ворота.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28