16-10-2023
Регистрационные знаки транспортных средств Израиля или Израильские лицензионные знаки используются для регистрации безрельсовых транспортных средств. Представляют собой номерные знаки транспортных средств, изготовляемые из металла или пластика, прикрепляемые к грузовому или легковому автомобилю для государственной идентификации.
Израильские регистрационные знаки транспортных средств выдаются разнообразными лицензированными фирмами, такими как Dinamometer.
Содержание |
Зарегистрированное в Израиле механическое транспортное средство обязано нести два номерных знака, размещённых спереди и сзади транспортного средства на месте, предназначенного для этой цели производителем (а при отсутствии подобного места — по указанию Управления лицензирования)[1]. Исключением являются мотоциклы, прицепы, полуприцепы и велосипеды, освобождённые от обязанности нести передний номерной знак[2], а также ряд транспортных средств (как то самосвал, мусоровоз, автобетоносмеситель, прицеп весом более 4 т), обязанных нести на задней части третий номерной знак на высоте не ниже 80 см и не выше 170 см от уровня дороги[3].
На водителя возложена обязанность поддерживать номерные знаки в чистоте, не допускать визуальных помех от прочих частей транспортного средства или его груза[4] и менять испорченные или повреждённые знаки на новые[5].
Действует запрет на удаление номерного знака (за исключением удаления с целью замены на новый знак)[6], а также на внесение в него любых изменений[7]. Запрещено и само вождение зарегистрированного в Израиле транспортного средства без положенных регистрационных знаков[8], а также вождение такового транспортного средства с номерными знаками, не соответствующими действующим положениям[9].
Задний номерной знак должен быть подсвечен белым светом (зажигающимся при включении фар), позволяющим видеть знак и нанесённые на него символы с расстояния 20 метров при ясной погоде[10].
Внешний вид гражданского регистрационного номерного знака должен соответствовать спецификации № 327 Израильского института стандартов, копия которой хранится в Управлении по делам автомобилей и техобслуживания Министерства транспорта Израиля[11]. Исключением являются номерные знаки велосипедов, вопросы стандартизации в отношении которых переданы муниципальным властям[12].
Израильские гражданские регистрационные номерные знаки имеют желтый световозвращающий фон, на котором изображаются чёрные символы[13]. Слева на знаке изображается синий прямоугольник с белыми символами: флагом Израиля, аббревиатурой «IL» и надписью «Израиль» (إسرائيل / ישראל) на арабском и иврите[14]. Номерные знаки, установленные до 1 ноября 1999 года могут не нести надписи на арабском языке[15]. Знаки старого образца не имеют этого синего прямоугольника.
На номерном знаке также располагается штамп в виде открывающегося к низу схематического кронциркуля, охватывающего букву Тав (ת), внутри которой находится буква Йуд (י), обозначающие «Израильский стандарт» (ивр. תקן ישראלי те́кен исраэли́), подтверждающий соответствие номерного знака стандарту Израильского института стандартов[16].
Регистрационные номера американского стандарта имеют более узкие цифры, синий прямоугольник располагается в нижней части таблички, а буквы справа от флага.
Коллекционные автомобили, которыми в Израиле считаются транспортные средства (мотоциклы, легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили весом менее 12 т) старше 30 лет, имеют номерной знак, содержащий вместе с регистрационным номером, слова «Коллекционный автомобиль» (ивр. רכב אספנות ре́хев асфану́т)[17].
Современные гражданские регистрационные номера состоят из семи цифр, отделённых дефисами: один — между второй и третьей цифрой, а второй — между пятой и шестой. Регистрационные номера старого образца (до 1980 года), состоят из шести цифр, в них дефис отделяет третью и четвёртую цифры.
С переходом на семизначные регистрационные номера в 1980 году новые транспортные средства стали получать номер, последние две цифры которого (называемые «серия» — ивр. סדרה сидра́) означали год производства транспортного средства (цифры 80 для транспортных средств производства 1980 года и т.д.). С 1982 года избыток транспортных средств привёл к необходимости дополнения недостающих номеров посредством дополнительных серий (посредством смены первой восьмёрки в номере серии на пятёрку — например, 54 вместо 84). При этом в номерах транспортных средств, прошедших тяжёлую аварию и восстановление, потребовавшее прохождение повторной регистрации, первая цифра 8 или 5 в номере серии менялась на цифру 6 (например, 64 вместо 84 или 54)[19].
В 1990 году произошёл переход от указания года производства транспортного средства, и введены серии, включающие в качестве двух последних цифр ноль и дополнительную цифру, обозначающую марку автомобиля или компанию-импортёра[19]:
После того, как подобные номера были исчерпаны, были введены дополнительные серии, по которым всё же можно было иногда опознать марку автомобиля или компанию-импортёра[19]:
Восстановленные после тяжёлой аварии транспортные средства получали в те годы регистрационный номер серии 66.
В 2003 году была введена серия 50, за которой последовала серия 51 (2003—начало 2004), а затем последовательные серии: 56 (2003—2004), 57 (2004—2005), 58 (2004—2005), 59 (2004—2005), 60 (с 2006 года) и так далее (так, например, серия 69 сменила серию 68 в апреле 2009 года, серия 72 сменила серию 71 в январе 2010 года)[19].
При этом, несмотря на переход на систему последовательных серий, некоторые серии вне указанного порядка (а также номера внутри неиспользованных до конца серий, предназначенных в прошлом на другие цели) выделялись крупным импортёрам автомобилей или по прочим соображениям регистрационных органов[19], как то:
Военные автомобили, содержащиеся под гражданской регистрации, принадлежали, как правило, к сериям 17 (при первых цифрах номера 38 или 49), 24 (при первых цифрах номера 60 или 61), 35 (при первых цифрах номера 49), 52, 53 и 54.
Прочие цифры номера (первые пять цифр) также не всегда следуют по порядку друг за другом внутри серии, например, вследствие выделения групп номеров крупным импортёрам автомобилей.
Особые серии выделены на использование, так называемой, 1-й стойки Отделения регистрации (ивр. עמדה מס' 1 במשרד הרישוי) Министерства транспорта, занимающейся регистрацией следующих транспортных средств: ранее зарегистрированные под особой лицензией (например, под дипломатической, правительственной или армейской лицензией), импортированные владельцем частным образом или по какой-либо причине незарегистрированные официальным импортёром, а также восстановленные после тяжёлой аварии. В отношении таких транспортных средств используются серии 00 и 15 (90-е годы), а также — при условии использовании девятки в качестве первой цифры номера — серии 14, 57, 60, 61, 68 и 69.
Помимо этого, были выделены отдельные серии (также указанные посредством двух последних цифр регистрационного номера) для определённых видов транспортных средств[19]:
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Индекс автомобильных номеров Израиля.