Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Интеграл (ансамбль)

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Интеграл
Жанр

рок-музыка, джаз, биг-бит, кантри

Годы

19661989

Страны

СССР

Город

Москва

Язык песен

русский

Интеграл — советская рок-группа, созданная в 1966 году Бари Алибасовым.

Создание группы

Группа «Интеграл» была создана Бари Алибасовым вместе с его однокурсником Михаилом Араповым в 1966 году. Изначально группа играла музыку в стиле «джаз», и числилась при Усть-Каменогорском строительно-дорожном институте.

Группа успешно просуществовала в своем стиле год, но в это время в моду входил совершенно новый стиль Бигбит и Бари Алибасов решил поддаться модному влиянию и изменил стиль группы. Поменялись некоторые музыкальные инструменты и частично обновился состав.

Вскоре после неоднократных побед на различных местных конкурсах известность группы перешла границы провинциального масштаба — о ней стали писать даже московские издания. Коллектив получил профессиональный статус и стал работать от Восточно-Казахстанской областной филармонии[1].

Артисты группы «Интеграл»

Составы группы «Интеграл»

Первый состав группы «Интеграл», (1966—1967) в качестве джаз-квинтета

  • Бари Алибасов — конферансье, барабаны, вокал
  • Михаил Арапов — электроорган
  • Владимир Соловьев — саксофон
  • Владимир Сенченков — гитара
  • Анатолий Лепешкин - контрабас
  • Вячеслав Елисеев — вокал
  • Алена Усова — вокал
  • Валентина Белик - вокал

Второй состав группы «Интеграл», (1968—1969) в качестве бит-группы

  • Бари Алибасов - конферансье, барабаны, вокал
  • Михаил Арапов — электроорган
  • Александр Крахин — соло-гитара, вокал
  • Александр Стефаненко — бас-гитара, вокал
  • Рифат Насыров — вокал
  • Валентина Свисткова — вокал
  • Аза Романчук — вокал

Третий состав группы «Интеграл», (1971—1976) в качестве рок-группы

  • Бари Алибасов  — вокал, ударные, аранжировки, автор песен.
  • Михаил Арапов — электроорган
  • Александр Крахин — соло-гитара, вокал
  • Михаил Лазарев — гитара, банджио, флейта.
  • Борис Ахмешев — вокал, стил-гитара.
  • Альберт Гумаров — вокал, бас-гитара.
  • Петр Березовский — ударные.
  • Владимир Белозеров — гитара.
  • Анатолий Филипьев — вокал, клавишные, автор песен.
  • Владимир Доленко — клавишные, вокал

Зрелищность в «Интеграле»

Зрелища группы были поистине уникальны для советской сцены. Впервые не только в СССР, но как потом выяснилось и в мире, они применяют самые необычные для того времени, сценические выразительные средства, такие как кино, свет, пиротехника, абсурдная пластика, объемные декорации, цирковые трюки, колоритные костюмы и даже стереофонический звук с перемещением по залу. Известная московская журналистка Элла Федосеева, шокированная увиденным зрелищем в городе Лениногорске, решила, во что бы то ни стало показать эту фантасмагорию московской элите. Она влюбилась и в «Интеграл» и в Алибасова, став его музой на долгие годы[2].

В 1970-х гг Алибасов в «Интеграле» начал ставить эксперименты с психоделической музыкой в стиле King Crimson, Emerson, Lake & Palmer. Композиции длились по 15-20 минут, а с помощью света был достигнут эффект полного растворения музыкантов в пространстве. Музыка была настолько колористичной и драматичной, что многие зрители жаловались на прединфарктное состояние[3].

«Интеграл» на профессиональной сцене

«Интеграл» успешно работает в Восточно-Казахстанской областной филармонии и аттестован Министерством культуры Казахской ССР как профессиональный вокально-инструментальный ансамбль, со ставкой 5 рублей 50 копеек.

Элла Федосеева свела Алибасова со многими представителями московской элиты. Среди них был Вячеслав Зайцев, ставший другом, Валентин Манохин — балетмейстер большого театра, Владимир Белобородов, Александр Масляков, Дима Крылов, лидеры центрального телевидения. Композиторы Александр Зацепин, Алексей Рыбников, Полад Бюль-бюль оглы вершили судьбу «Интеграла» благодаря Элле Федосеевой. Об группе «Интеграл» заговорили. Успех группы «Интеграл» и в России, и в Советском Союзе, был ошеломляющим. Уже в 1979 году группа 14 дней подряд дает концерты на сцене Ленинградского Дворца культуры им. Дзержинского и впервые появляется на телевидении и радио, несмотря на категорический запрет КПСС. Позже группа «Интеграл» становится лауреатом первого рок-фестиваля «Тбилиси-80», а через месяц впервые выступает в московском Концертном зале «Октябрь», опять же вопреки запрету на выступление в Москве любых рок — групп[2].

«Интеграл» в Саратовской филармонии

В 1977 году под давлением местного управления культуры группа была вынуждена покинуть Усть-Каменогорск — новым местом работы стали Иркутская, а позже — Саратовская филармонии.

Но здесь группу приняли с некой опаской и настороженностью. Их песни по тем временам были слишком смелыми, а костюмы — кожаные косухи «грудь нараспашку», леопардовые лосины и высоченные ботфорты — чересчур откровенными. За «разлагающее влияние» участников группы не один раз доставалось от руководства Александру Скорлупкину, который на тот момент занимал должность директора филармонии. Его не раз вызывали «на ковёр» и ставили ультиматум: либо распустить «Интеграл», либо сдать партийный билет. Но несмотря на все это Скорлупкин не только не расформировывал группу, но и активно помогал ей. Он для Бари Алибасова, который нигде не был прописан, выбил новенькую «двушку»[4].

«Интеграл» и гастрольная деятельность

В 1969 году группа отправляется на гастроли по Казахстану, которые завершаются восторженным приемом зрителей Алма-Аты. «Интеграл» олицетворяет новую молодежную музыкальную религию «биг-бит»[5].

У группы была активная гастрольная деятельность по 15-20 концертов в каждом городе[1].

«Интеграл» и кино

Доступ к зрителям музыканты получили через кино, музыка группы звучала во многих фильмах: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Не бойся, я с тобой!». Позже фирма «Мелодия» выпустила песни из фильма «Не бойся, я с тобой!» отдельной пластинкой, но авторства «Интеграла» на ней не упоминалось, таково было условие выпуска. По словам Алибасова, ни его самого, ни музыкантов это особо не раздражало, так как в те времена существовала теория, что можно играть и у себя в кочегарке, главное при этом создавать по — настоящему хорошую музыку.[6]

«Интеграл» и коммунистическая идеология

Спецорганы СССР преследовали Интеграл все 22 года существования. Но это не мешало группе завоевывать новые вершины и становится только еще больше популярной и любимой среди слушателей.

Уже в первые месяцы жизни джаз-квинтета «Интеграл» Алибасов оказывается в камере предварительного заключения. Затем он попадает под бдительное око КГБ, с допросами о пагубном влиянии на коммунистическую партию Восточного Казахстана.

Первое десятилетие группу «Интеграл» жестко преследуют партийные органы города родного Усть-Каменогорска. Второй десяток, во времена работы в Саратовской филармонии и бесконечных гастролей по Союзу ССР, комиссия за комиссией пытаются расформировать группу.

По словам Алибасова, его ансамбль настолько уникальным и непохожим на другие ВИА, что чиновники из Министерства культуры не понимали к какому направлению он относится, «Интеграл» был фактически единственным в СССР рок — ансамблем, ему приходилось сталкиваться с многочисленными тогда ограничениями для рокеров, к примеру, запрещалось пение под фонограмму, нельзя было иметь в репертуаре более 20 % собственных произведений, к тому же, если музыканты не входили в Союз композиторов, то им вообще нельзя было петь собственные песни[6].

Существовал приказ Министерства культуры с перечнем запрещенных к публичным выступлениям групп, куда входил «Интеграл», абсурдность ситуации была в том, что у группы было гастрольное аттестационное удостоверение, выданное и подписанное тем же министерством, в итоге группу нельзя было послушать на телевидении и радио.[6]

Чуть позже наступила эпоха гласности и через программу «Взгляд» всё большее число музыкантов получили возможность выступать перед широкой публикой, но, по мнению Алибасова, хотя музыки стало больше, ее качество ухудшилось, к тому же, его раздражало, что многие музыканты, помимо прямых функций, взяли на себя еще и роль доморощенных политологов.

Достижения «Интеграла»

В 1980 году группа становится лауреатом первого (и единственного советского) рок-фестиваля в Тбилиси.

В 1985 году группа становится лауреатом 12-го Международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве

«Интеграл» — единственная профессиональная рок-группа в СССР

Всю свою творческую жизнь «Интеграл» экспериментировал с разными стилями, и всегда это были стили либо совершенно новые для советской сцены, либо запрещенные, от блюза и кантри, до тяжелого и джаз-рока.

«Интеграл» был единственной профессиональной «рок-группой» в СССР. Они «удостоились» этого статуса в Министерстве культуры лишь потому, что их стиль, их сценический образ, не вписывался в рамки ВИА даже в умах Минкультовских чиновников. Поэтому в министерском реестре в разделе «рок-группы» числился лишь одинокий «Интеграл».

Несмотря на то, что «Интеграл» всю свою творческую жизнь был «белой вороной», на то, что огромная стая чиновников и партийных надсмотрщиков пыталась не только заклевать, но аппетитно пообедать необычной птичкой, группа выжила. Она выжила благодаря поддержке многих прекрасных личностей, таких как композиторы Давид Тухманов, кинорежиссеры Юлий Гусман и Владимир Грамматиков, журналист Дима Шавырин и не только … мир оказался не без добрых людей, и их было немало на пути группы[2].

«Интеграл» и звёзды советской эстрады

«Интеграл» был школой не только и не столько для музыкантов и артистов, сколько заложил основу для так называемого шоу-бизнеса. Из него вышли выдающиеся продюсеры, администраторы, менеджеры, звукорежиссеры, светохудожники, импресарио.

Аза Романчук. Первая солистка группы Интеграл. Выдающаяся джазовая певица. Была лидером тройки самых ярких джазовых исполнительниц, вышедших из Одессы. Вот эта тройка: Аза Романчук, Лариса Долина и Татьяна Боева.

Слава Бобков. Исполнитель шансона, автор многих песен для Михаила Шуфутинского и Никиты Джигурда. Работал гитаристом в Интеграле в 70-х годах.

Юрий Лоза. Работал в Интеграле 5 лет в 80-х годах.

Юрий Ильченко. Гитарист, певец, композитор. Впервые в СССР был назван лучшим рок-гитаристом во время работы в группе «Интеграл». Работал в «Машине времени», ему посвящена песня «Ты можешь ходить как запущенный сад».

Женя Белоусов. Работал в Интеграле 5 лет в 80-х годах. Начал продвигаться Алибасовым в качестве солиста под брендом Женя Белоусов. С песней «Дальние материки» был снят для «Утренней почты», а с песней «Звезды коснись» для новогодней программы «Шире круг». Был откровенно похищен Любовью Воропаевой.

Группа «Комбинация». Создана Александром Шишининым по идее и при поддержке Бари Алибасова. С композитором группы «Комбинация» Виталием Окороковым позже работала группа НА-НА.

Александр Назаров — музыкальный руководитель и бас-гитарист группы Интеграл. Позже создал первую в СССР электронную группу — ленинградский «Форум» с солистом Виктором Салтыковым. Затем создавал, руководил и был продюсером группы «Электроклуб». Александр Назаров вывел на большую сцену Ирину Аллегрову, как солистку «Электроклуба» и Игоря Талькова, также солиста «Электроклуба».

Игорь Сандлер — ярчайший персонаж Интеграла, работал 5 лет в 80-х. Позже создал группы «Индекс-398», в которой солистами были Альберт Асадуллин и Григорий Лепс. И неизвестно, как бы сложилась судьба Григория Лепса, не попади он в группу Игоря Сандлера «Индекс-398». В свою очередь, вряд ли существовал бы «Индекс-398», если бы Игорь Сандлер, по его утверждению, не прошел непревзойденную школу Алибасова.

Группа «Секрет». Как утверждают сами ребята из группы «Секрет», решение выйти на профессиональную сцену они приняли после встречи с Бари Алибасовым. В результате этой встречи группу «Секрет» покинул Дмитрий Рубин, автор песни «Привет», 1000 пластинок. Кстати, для группы НА-НА Дима написал «Пустынный пляж». Это первый хит в исполнении группы НА-НА. Дмитрий работал бас-гитаристом в Интеграле.

Андрей Разин сделал первые шаги на эстраде в группе Интеграл, когда ему было 18 лет. В Интеграле работал в качестве помощника режиссера. Прошел суперпрофессиональную школу Бари Алибасова, Андрей не скрывает, что именно в Интеграле он освоил азы административно-продюсерской деятельности. После ухода из группы пытался создать копию Интеграла, или копию группы «Мираж». Ему повезло, бесхозной оказалась беспризорная группа «Ласковый май» и Андрей удачно воспользовался этим обстоятельством. В дальнейшем филигранно управлял группой, делает это по сегодняшний день.

Сергей Челобанов. Сергей один из ярчайших исполнителей 90-х, фаворит Аллы Пугачёвой. Начинал сценическую карьеру в группе Интеграл, покинув свой ансамбль в городе Балаково. Во времена сотрудничества с Аллой Пугачевой помогал в работе группе НА-НА.

Марина Хлебникова. Солистка группы Интеграл, участвовавшая в записи первого альбома группы НА-НА.

Андрей Шепелев. Кантри-группы «Кукуруза» и «Грассмейстер». В группе Интеграл Андрей играл на банджо и гитаре-добро. Впервые живьем музыку в стиле кантри услышал в исполнении группы Интеграл. О влиянии кантри-музыки на его музыкальную биографию говорил и композитор Григорий Гладков, автор знаменитой песни про «Пластилиновую ворону». Андрей участвовал в создании первой в СССР кантри-группы «Кукуруза».

Игорь Новиков. «Голубые гитары». Игорь — бас-гитарист и солист группы Интеграл. Позже солист популярной московской группы «Голубые гитары» Игоря Гранова.

Сергей Перегуда. «Любе». Сергей — соло-гитарист, первый солист-инструменталист группы Интеграл. Был лидером группы Интеграл в 80-х, когда группа впервые в СССР стала исполнять хард-рок и элементами психоделического рока. Уже много лет работает гитаристом группы «Любе», является инструментальным партнером Николая Расторгуева в записях многих его песен.

Сергей Шмелев. «Аракс» Сергей Шмелёв был музыкальным руководителем группы Интеграл и группы НА-НА. После Интеграла был музыкальным руководителем группы «Аракс» в эпоху, когда «Аракс» в качестве инструменталистов записал нескольких суперхитов для Юрия Антонова. Сергей после Интеграла много лет работал с Юрием Лозой.

Виктор Макаров. Более 10 лет работал в Интеграле художником по свету, а затем администратором. Уже 8 лет является директором Любови Успенской.

Очевидно, что между перечисленными артистами мало общего с музыкальной точки зрения. Но именно в этом суть школы и методы работы Бари Алибасова. Он всегда требовал от музыкантов свободного мышления. Предостерегал от рабского поклонения музыкальной моде. Приглашал на работу только тех музыкантов, которые еще не сформировали непоколебимые музыкальные пристрастия и были не подверждены стереотипам. Он всегда воспитывал в артистах независимое мышление и полное пренебрежение не только музыкальными рамками, но эстетическими и нравственными нормами Советского Союза. Именно поэтому композитор Алексей Рыбников пригласил Интеграл сняться в первом советском фильме-рок-опере «Зведа и смерть Хоакина Мурьетты», а режиссёр Юлий Гусман предложил группе Интеграл записать очень жёсткую по тем временам рок-музыку для оформления ставшего легендарным фильма «Не бойся я с тобой». Как доказала история развалившегося СССР, Бари Алибасов оказался прав.

Много лет работавшие с Бари Каримовичем музыканты и менеджеры позже сами стали выдающимися продюсерами, они, как и Бари Алибасов, радикально изменяля штампы и стандарты расхожей музыкальной моды.

Можно вспомнить некоторые имена, ставшие популярными, либо создавшие новые направления в современном шоу-бизнесе, которые так же были связаны с Алибасовым, но уже в группе НА-НА:

Саша Айвазов, начинал как первый солист группы НА-НА. Но так и не состоялся.

Сергей Пудовкин. Пудовкин — первый в России пиар-агент, пиар-менеджер, промоутер группы НА-НА. Работал с Алибасовым 11 лет, создал оригинальный проект «Витас».

Сергей Мильниченко. 7 лет работал главным звукорежиссёром и аранжировщиком студии Бари Алибасова. Записал в студии все первые альбомы Андрея Губина и многих других звезд шоу-бизнеса. Создатель нашумевшей группы «Ранетки». Первое в истории России тинейджерское явление, доводившее подростков до оголтелого фанатизма. Сергей Крылов Барабанщик группы НА-НА, директор группы «Ранетки».

Владимир Боровиков. Володя — директор студии НА-НА, автор многих песен, впоследствии был директором и продюсером Елены Воробей, певца Феликса Царикати. Сейчас является антрепренером и владельцем музыкального театра.

Игорь Харченко. Игорь был самым надёжным директором группы НА-НА 7 лет. Последние 8 лет является директором группы «Отпетые мошенники»

Виталий Фроликов, директор групп Интеграл и НА-НА. Работал с Алибасовым более 20 лет. Позже стал генеральным директором Фабрики звёзд и Славянского Базара.

Большинство из перечисленных артистов и менеджеров, воспитанных Бари Алибасовым, по утверждению Людмилы Николаевой основательно изменили музыкальный потрет Советского Союза и России. В своих музыкальных открытиях эти артисты воодушевлялись идеями свободы от стереотипов, независимостью мышления полученных от Алибасова.

Ученики Алибасова создали и сопровождали деятельность таких артистов, как Николай Басков, Титомир, «Фабрика Звезд», Витас, «Ранетки», «Комбинация», «Форум», «Электроклуб», «Ласковый май», «Август», «Примус», Любовь Успенская.

Немало журналистов, работаювших с группой НА-НА стали известными личностями, например, Анфиса Чехова.

Примечания

  1. ↑ Вокально-инструментальные ансамбли СССР. Группа «Интеграл»
  2. ↑ О группе Интеграл
  3. группа Интеграл. Биография. Усть-Каменогорск. 1971—1977 г.г.
  4. Саратовская филармония: здесь рождаются звезды! — История нашего города // № 189 — Родной город Саратов
  5. Официальный сайт Бари Алибасова. О группе «Интеграл»
  6. ↑ Группа «Интеграл»

Ссылки

  • Официальный сайт Бари Алибасова. Раздел «Группа Интеграл»

Интеграл (ансамбль).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28