В конце XVIII — первой половине XIX века трудами немецких учёных Августа Людвига Шлёцера, Бартольда Георга Нибура и Леопольда фон Ранке был создан метод исторической критики. А в середине XIX века источниковедение сформировалось как научная дисциплина в работах по теории и методологии истории английского историка Эдуарда Фримена («Методы исторического исследования», 1886), немецких методологов Эрнста Бернгейма («Учебник исторического метода», 1889) и Иоганна Густава Дройзена. Источниковедение развивалось под влиянием концепции методологии истории, наиболее ярким проявлением которой стало пособие профессоров Парижской школы высших исследований при СорбоннеШарля-Виктора Ланглуа и Шарля Сеньобоса «Введение в изучение истории» (1898).
После Первой мировой войны измнился подход к изучению источников. Люсьен Февр и Марк Блок, представители французской школы «Анналов», в начале 1930-х годов предложили использовать в исследованиях принцип «тотальной истории», то есть изучение исторических событий с разных точек зрения: политической, социальной, экономической, психологической.
Общее (теоретическое) источниковедение
Общее источниковедение изучает сущность и научно-познавательную роль исторических источников, их классификацию, общие этапы и методы их изучения.
Исторический источник — это материальный объект, являющийся носителем исторической информации.
Научно-познавательная роль исторического источника: исторический источник является носителем исторической информации, извлечение которой в ходе конкретно-исторического исследования является важным его этапом и одной из необходимых предпосылок для её дальнейшего научного исторического анализа.
Классификация исторических источников: по характеру информации и носителю:
вещественные,
письменные,
видео- и аудиоисточники,
электронные источники.
по первичности
первичные источники (первоисточники),
вторичные и более опосредованного происхождения источники.
Первоисточники представляют наибольшую ценность для исторического исследования, поскольку содержат наименее искаженную историческую информацию.
Этапы источниковедческого исследования
Источниковедческое исследование исторического источника состоит из двух частей: источниковедческая эвристика и источниковедческий анализ.
Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников, изучение возможностей доступа к нему и наличие вариантов источников:
определяет тип возможного источника,
определяет существование источника,
определяет место хранения источника,
определяет условия доступа к источнику,
выявление возможно существующих вариантов, редакций или изданий.
определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации,
сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и их причин,
определение историко-информационного потенциала (полноты и новизны исторической информации) источника,
определение значимости содержащейся исторической информации,
выработка рекомендаций для конкретно-исторического исследования.
Методы источниковедческого исследования:
Прикладное источниковедение
Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования строится по следующей схеме:
введение, в котором обосновывается тема исследования, характеризуются его методы, историография (степень изученности данной темы в литературе), формулируются задачи исследования;
характеристика источника, в котором проводится изучение вопросов происхождения (когда и где создавался источник) и авторства источников, дается характеристика исторических условий возникновения источника, автора (создателя) источника, истории текста, истории публикаций источника;
анализ содержания источника — полнота сведений источника и их достоверность;
заключение, в котором дается оценка значения источника и практические рекомендации по его использованию.
↑Словарь исторических терминов. — СПб.: Лита, 1998, с. 94.
Литература
Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева / Российский государственный гуманитарный университет. М., 1998. 702 с.
Методология источниковедения // Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. [Вып. 2. Спб., 1913] М., 2006. С. 275—616.
Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков: Учебное пособие / Отв. ред. В. И. Рутенбург. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. — 374 с. — 4000 экз. (в пер.)
Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Вып. 1. М., 1962.
Стрельский В. Источниковедение, Источниковедение истории СССР. Период империализма, конец XIX в. — 1917 г. М., 1962.
Источниковедение истории советского общества, в. 1-2, М., 1964-68.
Черноморский М. Н. Источниковедение истории СССР (советский период). М., 1966.
Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969.
Источниковедение истории СССР XIX — начала ХХ вв. М., 1970.
Мнухина Р. С. Источниковедение истории нового и новейшего времени. — М.: Высшая школа, 1970. — 328 с. — 12 000 экз. (в пер.)
Проблемы источниковедения. Вып. 1-11. М.-Л., 1933-63.
Черепнин Л. В. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин// Источниковедение отечественной истории. — М., 1973. — Вып.1.-С.37-63.
Курносов А. А. К вопросу о природе видов источников// Источниковедение истории СССР. — М., 1976.
Пронштейн А. П. Источниковедение в России: Эпоха феодализма. — Ростов-на-Дону, 1976.
Медушевская О. М. Теоретические проблемы источниковедения. — М., 1976.
Источниковедение истории СССР: Учебное пособие / Под ред. И. Д. Ковальченко. М.,1981
Фарсобин В. В. Источниковедение и его метод: опыт анализа понятий и терминологии. — М., 1983.
Лурье Я. С. О путях доказательства при анализе источников (на материале древнерусских памятников) // Вопросы истории. 1985. № 5. С. 61-68.
Суслова Е. Н. Поиск архивных документов. — Л., 1987.
Документальные памятники: выявление, учет, использование / Под ред. С. О. Шмидта. — М., 1988.
Русина Ю. А. История и теория источниковедения. Екатеринбург, 2001.
Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др. Под ред. А. К. Соколов. М.: Высшая школа, 2004. 687 с.