Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Казанский Головинский монастырь

11-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
Монастырь
Казанский Головинский монастырь
Казанский Головинский общежитейский женский монастырь

Троицкий собор и Казанская церковь (справа) Казанского Головинского монастыря. Фотограф А. Мазурин. Конец XIX века.
Страна Россия
Город Москва
Координаты 55°50′41″ с. ш. 37°29′53″ в. д. / 55.84472° с. ш. 37.49806° в. д. / 55.84472; 37.49806 (O)
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип женский общежитейский
Основатель Сидоров Н. И.
Первое упоминание 1876 год
Дата основания 1876 год
Дата упразднения 1929 год
Известные насельники Преподобномуч. Михаила (Иванова), схимонахиня (†1937)
Преподобномуч. Татиана (Грибкова), послушница (†1937)
Реликвии и святыни Казанская икона Божией Матери
Статус Упраздненный монастырь
Состояние Упразднен, постройки разрушены, кроме колокольни

(O)

Каза́нский Голови́нский монасты́рь — недействующий женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Находился на севере современной Москвы, к севоро-западу от пересечения современных улица Смольная и Кронштадтского бульвара.

История

Основание и строительство монастыря

Икона Казанской Божьей Матери работы М. Н. Васильева из Казанского Головинского монастыря.

В 1869 году к владелице сельца Головино, у северной окраины Москвы, Варваре Ильиничне Головиной (особе властной, религиозной, склонной к мистицизму, любившей принимать странников и юродивых) пришел скиталец — старец Николай (в миру Иродион Иванович Гулин). Не имея детей, еще при жизни жены с ее согласия он принял монашество и был пострижен в схимонахи. Он поселился с позволения хозяев в хижине в парке и через некоторое время приобрел всеобщее уважение.

В 1862 году двумя девицами из Рязани в Головино была привезена Казанская икона Божией Матери, написанная специально для схимонаха Николая академиком живописи Михаилом Николаевичем Васильевым. Старец предсказал, что в скором времени здесь будет основан Казанский монастырь. Предсказание его сбылось. Головина приютила у себя несколько странниц и получила благословение московского митрополита Иннокентия на устройство домовой Спасской церкви.

В 1876 году богатый московский купец Никита Игнатьевич Сидоров приобрел часть земли В. И. Головиной и построил на ней богадельню на 20 человек. В 1880 году он выкупил у дочери помещицы оставшуюся часть земли и стал ходатайствовать об учреждении в сельце Головине Казанской женской общины, которая и была учреждена Святейшим Синодом в 1881 году с условием не испрашивать пособий из государственной казны. На следующий год возводится деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, в трехъярусном иконостасе которого слева от Царских врат была установлена Казанская икона Богородицы, принадлежавшая старцу Николаю.

Первоначально именовался общиной, а в 1886 году получил статус монастыря. Одна из рязанских паломниц - М. М. Стрельникова и стала первой настоятельницей новой обители. В монашестве она приняла имя Магдалины.

До последних предреволюционных лет монастырь богател и обстраивался. В обители процветали различные рукоделия, так, например, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году за золотошвейную работу с жемчугом монастырь получил «Большой приз».

Монастырские церкви

В начале XX века здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. Было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа.

Церкви:

  • Собор Троицы Живоначальной, каменный (не сохранился). Построен на средства купца из Вологды Николая Киселева в память своей жены. Заложен 1 сентября 1882 года, освящен 1 сентября 1884 года.
  • Больничная церковь Акилины Мученицы, каменная (построена в 1893 году, не сохранилась). Выстроена иждивением купчихи Акилины Смирновой.
  • Церковь Иконы Божией Матери Казанская, деревянная (построена в 1882 году, не сохранилась).
  • Церковь Спаса Всемилостивого, деревянная (построена в 1872 году, не сохранилась). Домовая церковь бывшей владелицы имения.
  • Часовня Иконы Божией Матери Казанская. Часовня устроена в нижнем ярусе колокольни бывшего Головинского монастыря. Действующая, приписана к Знаменской церкви в Аксиньино. В 1911 г. в связи с 25-летием монастыря было решено заложить новую каменную колокольню, так как старую деревянную приходилось часто ремонтировать, и вид у нее был невзрачный. Закладка новой колокольни происходила 8 июля, в день престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Матери. В основании заложили медную доску с памятной надписью. Колокольню наметили построить высотой в 25 сажен (свыше 32 м) — по числу лет существования монастыря ко дню закладки. Проект колокольни выполнил Александр Афанасьевич Латков (1863—1949) — известный архитектор, который возвел немало строений в Москве и Подмосковье, в частности, в Троице-Сергиевой Лавре. Колокольня принадлежит к типу надвратных монастырских церквей, однако была поставлена внутри ограды, отдельно от собора.

Советский период

В первые послереволюционные годы отношения монастыря с новой властью были вполне терпимыми. Но по окончании гражданской войны для монастыря настали тяжелые времена. Во время кампании по изъятию церковного имущества в монастыре было реквизировано почти 150 килограммов ценностей. В 1923 году была распущена монастырская земледельческая артель. Здания монастыря стали использоваться как общежитие для рабочих, военных и студентов.

В 1925 году монастырь был обращён в приход.

Окончательно монастырь был закрыт в 1929 году. Монастырские здания были перестроены и использовались в иных целях — на месте монастыря был устроен санаторий «штаба РККА». Монахини не покинули стен обители. Они остались жить в селе Головино, молиться ходили в бывший монастырский храм и, чтобы выжить, работали в санатории посудомойками и т. д. Таким образом они прожили здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву. Здание богадельни, в котором жили несколько престарелых монахинь, отобрали.

В 1920-е годы игуменья головинского монастыря приютила архимандрита Амвросия (Астахова) из кремлевского Чудова монастыря, который служил в приходском храме обители вместе с о. Василием Лихаревым. После ликвидации монастыря он служил в храмах сёл Ховрина и Аксиньина как внештатный священник, а жил, как и головинские сёстры, по частным домам.

В 1928 году большевики отобрали у монастыря деревянную церковь и землю, служба продолжалась в Казанском соборе. Также конфисковали дома церковнослужителей.

В Василия Лихарева репрессировали. Поводом для ареста было дело о срыве показа антирелигиозного кино в Пасхальную ночь 1929 года, когда кто-то повредил провода, и демонстрация фильма прекратилась. Верующие были обвинены в намеренном повреждении проводов, будто бы они не только этим сорвали антирелигиозное мероприятие, но и имели намерение сжечь заживо собравшихся в клубе (бывшем храме) безбожников, так как были обрезаны электрические провода, ведущие к насосной станции, и в случае пожара не хватило бы воды, чтобы его затушить. Через три года о. Василий вернулся. За время его ссылки обитель была приведена в плачевное состояние: собор обратили в клуб, в склепе, где были похоронены основатели монастыря, устроили склад зерна. Здание богадельни, в котором жили несколько престарелых монахинь, отобрали, и отец Василий приютил их в своём доме в Головине. Сам он стал служить в Знаменской церкви в селе Аксиньино. Несмотря на трудное время, народ во множестве шёл к о. Василию за советом, благословением. Его посещали местные учителя школы из Лихобор, он был знаком с известным архитектором К. С. Мельниковым. Частыми гостями были почётные народные учительницы С. П. Внукова и В. И. Шувалова, молодая тогда актриса Малого театра Е. Н. Гоголева. Знаком он был и с учёными Сельскохозяйственной Академии. Со всеми, кто его посещал в трудные минуты, он находил общий язык и понимание. 15 ноября 1937 года отца Василия опять арестовали и заключили в Таганскую тюрьму. При аресте сотрудники НКВД разорили киот, забрали у священника иконы, награды, полученные им во время русско-японской войны, позолоченный наперсный крест и митру. 25 ноября «тройка» НКВД приговорила священника по ст.58-10 УК РСФСР к расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Погребён Василий Лихарев в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В августе 2000 года протоиерей Василий Лихарев как священномученик был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

В 1951 году неподалеку, на месте бывшего монастырского открыли новое Головинское кладбище.

В переделанный в жилой дом, и другие постройки (за исключением колокольни) снесли, чтобы освободить место для нового жилого микрорайона.

Старое кладбище в монастыре так же уничтожили. Здесь были могилы как насельников монастыря, так и окрестных жителей, в том числе известного русского художника-передвижника К. В. Лемоха и его семьи и семьи основателя Михалковской суконной фабрики (Московской тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева) Василия Ивановича Йокиша.

Теперь на месте монастыря стоят пяти- и семиэтажные жилые дома и психиатрический диспансер Головинского района.

Главная святыня монастыря — Казанская икона Божьей матери уцелела. Сейчас она находится в Знаменской церкви бывшего села Аксиньина.

Колокольня была отреставрирована в конце XX века. В настоящее время она приписана к находящейся неподалеку церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино, в ней открыта часовня.

Примечания

Ссылки

  • Казанский Головинский женский монастырь — на сайте «Храмы России»
  • « Описание Казанского Головинского общежительного женского монастыря, находящегося в Московском уезде, составленное в 1889 г. протоиереем церкви святителя Стефана, епископа Пермского, что при Первой Московской гимназии, Аристархом Израилевым : С изобр. Казан. храмовой иконы Божией Матери, находящейся в сем монастыре, с тропарем и молитвою к Пресвятой Богородице, чит. пред сею иконою» Москва : тип. Л. и А. Снегиревых, 1889 — на сайте РГБ.
  • Месторасположение зданий бывшего Казанского Головинского монастыря с привязкой на современный спутниковый фотоснимок.

Казанский Головинский монастырь.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28