11-07-2023
Монастырь | |
Казанский Головинский монастырь
Казанский Головинский общежитейский женский монастырь |
|
Троицкий собор и Казанская церковь (справа) Казанского Головинского монастыря. Фотограф А. Мазурин. Конец XIX века. |
|
Страна | Россия |
Город | Москва |
Координаты | 55°50′41″ с. ш. 37°29′53″ в. д. / 55.84472° с. ш. 37.49806° в. д. (O) |
Конфессия | Православие |
Епархия | Московская |
Тип | женский общежитейский |
Основатель | Сидоров Н. И. |
Первое упоминание | 1876 год |
Дата основания | 1876 год |
Дата упразднения | 1929 год |
Известные насельники | Преподобномуч. Михаила (Иванова), схимонахиня (†1937) Преподобномуч. Татиана (Грибкова), послушница (†1937) |
Реликвии и святыни | Казанская икона Божией Матери |
Статус | Упраздненный монастырь |
Состояние | Упразднен, постройки разрушены, кроме колокольни |
(O)
Каза́нский Голови́нский монасты́рь — недействующий женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Находился на севере современной Москвы, к севоро-западу от пересечения современных улица Смольная и Кронштадтского бульвара.
В 1869 году к владелице сельца Головино, у северной окраины Москвы, Варваре Ильиничне Головиной (особе властной, религиозной, склонной к мистицизму, любившей принимать странников и юродивых) пришел скиталец — старец Николай (в миру Иродион Иванович Гулин). Не имея детей, еще при жизни жены с ее согласия он принял монашество и был пострижен в схимонахи. Он поселился с позволения хозяев в хижине в парке и через некоторое время приобрел всеобщее уважение.
В 1862 году двумя девицами из Рязани в Головино была привезена Казанская икона Божией Матери, написанная специально для схимонаха Николая академиком живописи Михаилом Николаевичем Васильевым. Старец предсказал, что в скором времени здесь будет основан Казанский монастырь. Предсказание его сбылось. Головина приютила у себя несколько странниц и получила благословение московского митрополита Иннокентия на устройство домовой Спасской церкви.
В 1876 году богатый московский купец Никита Игнатьевич Сидоров приобрел часть земли В. И. Головиной и построил на ней богадельню на 20 человек. В 1880 году он выкупил у дочери помещицы оставшуюся часть земли и стал ходатайствовать об учреждении в сельце Головине Казанской женской общины, которая и была учреждена Святейшим Синодом в 1881 году с условием не испрашивать пособий из государственной казны. На следующий год возводится деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, в трехъярусном иконостасе которого слева от Царских врат была установлена Казанская икона Богородицы, принадлежавшая старцу Николаю.
Первоначально именовался общиной, а в 1886 году получил статус монастыря. Одна из рязанских паломниц - М. М. Стрельникова и стала первой настоятельницей новой обители. В монашестве она приняла имя Магдалины.
До последних предреволюционных лет монастырь богател и обстраивался. В обители процветали различные рукоделия, так, например, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году за золотошвейную работу с жемчугом монастырь получил «Большой приз».
В начале XX века здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. Было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа.
Церкви:
В первые послереволюционные годы отношения монастыря с новой властью были вполне терпимыми. Но по окончании гражданской войны для монастыря настали тяжелые времена. Во время кампании по изъятию церковного имущества в монастыре было реквизировано почти 150 килограммов ценностей. В 1923 году была распущена монастырская земледельческая артель. Здания монастыря стали использоваться как общежитие для рабочих, военных и студентов.
В 1925 году монастырь был обращён в приход.
Окончательно монастырь был закрыт в 1929 году. Монастырские здания были перестроены и использовались в иных целях — на месте монастыря был устроен санаторий «штаба РККА». Монахини не покинули стен обители. Они остались жить в селе Головино, молиться ходили в бывший монастырский храм и, чтобы выжить, работали в санатории посудомойками и т. д. Таким образом они прожили здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву. Здание богадельни, в котором жили несколько престарелых монахинь, отобрали.
В 1920-е годы игуменья головинского монастыря приютила архимандрита Амвросия (Астахова) из кремлевского Чудова монастыря, который служил в приходском храме обители вместе с о. Василием Лихаревым. После ликвидации монастыря он служил в храмах сёл Ховрина и Аксиньина как внештатный священник, а жил, как и головинские сёстры, по частным домам.
В 1928 году большевики отобрали у монастыря деревянную церковь и землю, служба продолжалась в Казанском соборе. Также конфисковали дома церковнослужителей.
В Василия Лихарева репрессировали. Поводом для ареста было дело о срыве показа антирелигиозного кино в Пасхальную ночь 1929 года, когда кто-то повредил провода, и демонстрация фильма прекратилась. Верующие были обвинены в намеренном повреждении проводов, будто бы они не только этим сорвали антирелигиозное мероприятие, но и имели намерение сжечь заживо собравшихся в клубе (бывшем храме) безбожников, так как были обрезаны электрические провода, ведущие к насосной станции, и в случае пожара не хватило бы воды, чтобы его затушить. Через три года о. Василий вернулся. За время его ссылки обитель была приведена в плачевное состояние: собор обратили в клуб, в склепе, где были похоронены основатели монастыря, устроили склад зерна. Здание богадельни, в котором жили несколько престарелых монахинь, отобрали, и отец Василий приютил их в своём доме в Головине. Сам он стал служить в Знаменской церкви в селе Аксиньино. Несмотря на трудное время, народ во множестве шёл к о. Василию за советом, благословением. Его посещали местные учителя школы из Лихобор, он был знаком с известным архитектором К. С. Мельниковым. Частыми гостями были почётные народные учительницы С. П. Внукова и В. И. Шувалова, молодая тогда актриса Малого театра Е. Н. Гоголева. Знаком он был и с учёными Сельскохозяйственной Академии. Со всеми, кто его посещал в трудные минуты, он находил общий язык и понимание. 15 ноября 1937 года отца Василия опять арестовали и заключили в Таганскую тюрьму. При аресте сотрудники НКВД разорили киот, забрали у священника иконы, награды, полученные им во время русско-японской войны, позолоченный наперсный крест и митру. 25 ноября «тройка» НКВД приговорила священника по ст.58-10 УК РСФСР к расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Погребён Василий Лихарев в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В августе 2000 года протоиерей Василий Лихарев как священномученик был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
В 1951 году неподалеку, на месте бывшего монастырского открыли новое Головинское кладбище.
В переделанный в жилой дом, и другие постройки (за исключением колокольни) снесли, чтобы освободить место для нового жилого микрорайона.
Старое кладбище в монастыре так же уничтожили. Здесь были могилы как насельников монастыря, так и окрестных жителей, в том числе известного русского художника-передвижника К. В. Лемоха и его семьи и семьи основателя Михалковской суконной фабрики (Московской тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева) Василия Ивановича Йокиша.
Теперь на месте монастыря стоят пяти- и семиэтажные жилые дома и психиатрический диспансер Головинского района.
Главная святыня монастыря — Казанская икона Божьей матери уцелела. Сейчас она находится в Знаменской церкви бывшего села Аксиньина.
Колокольня была отреставрирована в конце XX века. В настоящее время она приписана к находящейся неподалеку церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино, в ней открыта часовня.
Монастыри Москвы | |
---|---|
Действующие | |
мужские | Андреевский • Высоко-Петровский • Данилов • Донской • Заиконоспасский • Перервинский • Новоспасский • Сретенский |
женские | Алекссевский (новый) • Рождественский • Зачатьевский • Иоанно-Предтеченский • Марфо-Мариинская обитель • Новодевичий • Покровский • Троице-Одигитриевская пустынь |
Недействующие | |
Сохранившиеся | Андроников • Крутицкое • Никольский (единоверческий) |
Частично сохранившиеся |
Богоявленский • Всехсвятский (единоверческий) • Георгиевский • Златоустовский • Знаменский • Казанский Головинский • Мироносицкий • Никитский • Николо-Греческий • Симонов • Скорбященский • Фёдоровский |
Несохранившиеся | Кремль: Афанасьевский • Богоявленский Троицкий • Вознесенский • Спас на Бору • Чудов Прочее: Алексеевский (старый) • Варсонофьевский •Крестовоздвиженский • Моисеевский • Новинский • Страстной |
Инославные | |
Католические | Монастырь Святого Франциска |
Старообряческие | Преображенская старообрядческая община |
Казанский Головинский монастырь.