Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа Конкорда под Парижем 25 июля 2000 года

18-10-2023

Катастрофа рейса 4590 Air France

Взлёт горящего «Конкорда»
Общие сведения
Дата

25 июля 2000 года

Характер

Крушение после взлёта

Причина

Попадание постороннего предмета

Место

Гонесс, Франция

Координаты

48°59′08″ с. ш. 2°28′20″ в. д. / 48.985556° с. ш. 2.472222° в. д. (G) (O)

Погибшие

113 (109 — на борту,
4 — на земле)

Воздушное судно
Модель

«Aérospatiale-BAC Concorde»

Авиакомпания

Air France

Пункт вылета

Международный аэропорт имени Шарля де Голля, Париж

Пункт назначения

Международный аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк

Бортовой номер

F-BTSC

Пассажиры

100

Экипаж

9

Выживших

0

Катастрофа Конкорда под Парижем — авиационная катастрофа сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» авиакомпании Air France, выполнявшего чартерный рейс 4590, первая и единственная катастрофа данного типа самолётов за 27 лет эксплуатации. Произошла 25 июля 2000 года в пригороде Парижа, в трёх километрах юго-западнее международного аэропорта имени Шарля де Голля[1]. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту — 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в момент крушения на земле.

Чартерный рейс был заказан немецкой компанией Peter Deilmann Cruises, 96 из 100 пассажиров на борту были немцами, которые летели в Нью-Йорк с тем, чтобы сесть на корабль Deutschland для совершения 16-дневного круиза по Южной Америке.

Содержание

Обстоятельства катастрофы

За несколько минут до катастрофы на взлётно-посадочной полосе 26П совершил посадку Боинг-747 президента Франции Жака Ширака, возвратившегося из Японии с саммита «большой восьмерки». В то время как Боинг-747 выруливал на стоянку, с той же ВПП 26П совершал взлет пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10 американской авиакомпании Continental Airlines. Во время разбега от одного из двигателей самолёта оторвалась титановая пластина — деталь, защищающая створки механизма реверса от износа. Такое повреждение не представляло опасности для DC-10.

Через четыре минуты[2], в 16:42 по местному времени (UTC+2) «Конкорд» со 100 пассажирами на борту вырулил на взлётно-посадочную полосу 26П аэропорта имени Шарля де Голля. Во время разбега на скорости примерно 280 км/ч[2] «Конкорд» наехал на металлический обломок, вследствие чего покрышка одного из колёс шасси лопнула.[3] Фрагменты покрышки, ударившие в крыло самолёта, вызвали повреждение обшивки и утечку топлива из бака номер 5. Вытекающий из бака керосин немедленно воспламенился от искры в шасси самолёта или от соприкосновения с горячими частями двигателя (например, соплом, работающим на взлёте в режиме форсажа). Воспламенившийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя № 2 (расположен на левом крыле, ближе к фюзеляжу) и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель № 1 «задохнулся» от горячих газов и не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.

На командно-диспетчерском пункте обнаружили возгорание «Конкорда», о чём немедленно сообщили экипажу по радиосвязи. Самолёт уже заканчивал разбег, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт. Капитан Кристиан Марти принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в ближайшем аэропорту в Ле Бурже. Однако через несколько секунд после отрыва от ВПП по причине продолжающегося пожара отказал двигатель № 1 — крайний на левом крыле, начали отрываться куски обшивки. Затем нос самолёта задрался, он потерял управление и рухнул в предместье Парижа Гонесс на небольшой отель, примерно в трёх километрах от аэропорта. В результате крушения погибли 113 человек — 109 находившихся на борту, а также четыре человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.

Запись бортового самописца

Расшифровка записи бортового самописца последних двух минут до катастрофы (перевод на русский язык[4]).

Местное время 16:42:17. Конкорд на ВПП готовится к взлёту.

КДП: «Эйр Франс 4590, ВПП 26 правая, ветер 090 8 узлов, взлёт разрешаю».

Второй пилот: «4590 взлёт с 26 правая» (звук переключателя).

<происходит разбег>

КДП: «Конкорд ноль … 4590, у вас воспламенение (неразборчиво) шлейф пламени позади вас».

<..>

Бортинженер: «Отказ двиг.., отказ двигателя второго» (два звука переключателя, срабатывает пожарная сигнализация).

Неизвестный голос в эфире: «Сильно горит» (гонг)

Бортинженер: «Отключить второй двигатель».

КВС: «Возгорание двигателя» (звук переключателя, перестаёт звучать сигнализация).

Второй пилот: «Внимание, индикатор скорости, индикатор скорости, индикатор скорости» (звук переключателя, гонг).

КДП: «Возгорание сильное и я не уверен, что это двигатель» (звук переключателя, похожий на включение противопожарной системы).

КВС: «Убрать шасси».

КДП: «4590, за вами сильный шлейф пламени».

<…>

КДП: «Учитывая ваше положение, вы имеете приоритет на посадку».

Бортинженер: «Шасси».

Второй пилот: «Нет» (звук двух переключателей).

КВС: «Шасси (неразборчиво), убираются».

Второй пилот: «Понял» (пожарная сигнализация, гонг, три сигнала переключателей).

Второй пилот: «Я пытаюсь (неразборчиво)».

Бортинженер: «Я нажимаю».

КВС: «(неразборчиво) вы выключили второй двигатель» (окончание звука сигнализации задымления).

Бортинженер: «Я выключил его».

<…>

Второй пилот: «Шасси не убрано» (звук пожарной сигнализации).

<…>

Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда».

КДП: «Командир пожарного отряда, ээ … тут Конкорд, я не знаю их намерений, поэтому займите позицию у южных ВПП» (звук переключателя).

КВС: (неразборчиво).

Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда запрашивает доступ на ВПП 26 правая».

Второй пилот: «Ле Бурже, Ле Бурже, Ле Бурже».

КВС: «Слишком поздно (неразборчиво)».

КДП: «Командир пожарной службы, даю поправку, Конкорд возвращается на ВПП ноль-девять в противоположном направлении.»

КВС: «Нет времени, нет (неразборчиво)».

Второй пилот: «Ошибка[5], следуем в Ле Бурже» (звук четырех переключателей).

Второй пилот: «Нет (неразборчиво)».

Командир пожарного отряда: «Де Голль — Вышка, командир пожарного отряда. Вы можете объяснить ситуацию с Конкордом?» (двойной сигнал гонга и звук переключателя).

КВС: (неразборчиво, звук физических усилий).

16:44 — крушение самолёта.

Самолёт

Потерпевший катастрофу самолёт (серийный номер 203[2]) был произведён в 1975 году и имел налёт 11989 часов.[2] Самолёт проходил регулярные проверки, последняя из которых прошла 21 июля 2000 года. Претензий к техническому состоянию не было.[6]

Пассажиры и члены экипажа

Конкорд выполнял чартерный рейс и должен был доставить в Нью-Йорк пассажиров немецкого круизного лайнера, отходившего в Южную Америку.

Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
 Германия 96 0 96
 Франция 0 9 9
 Дания 2 0 2
 Австрия 1 0 1
 США 1 0 1
Всего 100 9 109

Последствия

После катастрофы «Конкорда» полёты оставшихся 12 в эксплуатации машин были приостановлены до выяснения причин.

Эта катастрофа, наряду с событиями 11 сентября 2001 года, стала одной из причин резкого снижения популярности сверхзвуковых пассажирских перевозок, эксплуатация самолётов начала приносить убытки, поэтому в конце 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации и позже стали музейными экспонатами.

См. также

Примечания

  1. «Конкорд». Взлет и падение(недоступная ссылка)
  2. ↑ Катастрофа «Конкорда»
  3. Причина катастрофы «Конкорда» в Париже
  4. Оригинал на английском языке —
  5. Отрицательный ответ в адрес диспетчера, эквивалентный слову „неправильно“.
  6. Первая катастрофа «Конкорда»

Ссылки

  • Английский перевод официального отчета о катастрофе  (англ.)
  • Катастрофа «Конкорда»
  • «Конкорды» улетают в прошлое
  • Запись бортового самописца  (англ.)
  • Первая катастрофа «Конкорда»
  • Виновником катастрофы «Конкорда» может оказаться американская авиакомпания

Катастрофа Конкорда под Парижем 25 июля 2000 года.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28