Катастрофа Ту-134 под Петрозаводском — произошедшая 20 июня2011 годаавиационная катастрофасамолётаТу-134А авиакомпании «РусЭйр», бортовой номер RA-65691[2], выполнявшего рейс по маршруту Москва — Петрозаводск по заказу компании РусЛайн. Самолёт разрушился на части и загорелся от удара о землю при заходе на посадку в сложных метеоусловиях неподалёку от аэропорта Бесовец (приблизительно в 600 метрах от торца взлётно-посадочной полосы). Погибли 47 из 52 находившихся на борту человек (44 погибли в момент катастрофы, ещё трое умерли в больницах в период с 22 по 25 июня)[3].
Самолёт совершал заход на посадку с курсом 012 в условиях низкой облачности и ограниченной видимости, при этом отклонился от расчётного вертикального профиля снижения и посадочного курса. В момент катастрофы в аэропорту Бесовец по данным официальных метеонаблюдений высота нижней границы облаков (ВНГО) была 120—150 м, дальность видимости 2100—2500 м[4]. Метеоминимум (ВНГО × дальность видимости) аэропорта Петрозаводска для гражданских самолётов класса C, D по ОСП (основной системе посадки — дальний и ближний приводные радиомаяки) с фиксацией точки входа в глиссаду составляет с курсом посадки 012[5] 110×2100 м[6]. Таким образом, официально наблюдаемая погода (120×2100 м) формально соответствовала метеоминимуму аэродрома (110×2100 м)
Вскоре самолёт столкнулся с деревьями, а затем с поверхностью земли вблизи пересечения шоссе ((O)[7] После этого самолёт начал разрушаться, загорелся, пробороздил около 150 метров лесной опушки и остановился лишь в 20 метрах от жилых домов посёлка Бесовец[8][9].
Обломки самолёта на фоне жилых домов посёлка Бесовец
Один из выживших смог выбраться из самолёта самостоятельно[10]. Местные жители оттащили часть пострадавших подальше от горевшего самолёта. Первая пожарная машина (из аэропорта), по утверждению директора аэропорта, прибыла на место катастрофы через полторы минуты[9][11]. Спасшие выживших позднее были награждены медалями[12].
Состояние семи из восьми выживших медики оценили как «крайне тяжёлое». МЧС РФ направило в Карелию самолёт Ил-76, оборудованный медицинскими модулями, для эвакуации пострадавших. На борту самолёта 15 врачей отряда «Центроспас» и пять психологов[13].
Авиадиспетчер аэродрома Сергей Шматков заявил, что несколько раз просил командира экипажа Александра Фёдорова уйти на второй круг[14].
Особенности захода на посадку
Немаловажной особенностью является то, что самолет заходил на посадку с не основным посадочным курсом ИКпос=23. Заход с этим ПК обусловлен нестандартным расположением дальнего привода (вынесен на удаление 6.3 км от ВПП), отсутствием посадочной радио-маячной группы, слабой свето-технической оснащенностью полосы в момент захода, контрастом огней ВПП и прилегающего внеаэродромного освещения при "обнаружении" полосы.
О рейсе
17 июня2011 года рейс под кодом авиакомпании «РусЛайн» № РГ-243 20.06.2011 года по маршруту Москва — Петрозаводск был заменён в установленном порядке на рейс под кодом авиакомпании «РусЭйр» ЦГИ 9605 20.06.2011 года по маршруту Москва — Петрозаводск на воздушном судне «Ту-134А», на который были приняты пассажиры по всем ранее проданным авиабилетам. Замена типа воздушного судна была произведена в связи с планируемым всплеском пассажиропотока на линии Москва — Петрозаводск — Москва, в связи с чем было принято решение об увеличении количества пассажирских кресел с 50 до 66 на рейсе. Авиакомпания «РусЛайн» осуществляет воздушные перевозки на воздушных судах «BombardierCRJ-100/200» в компоновке 50 кресел. В парке авиакомпании «РусЛайн» отсутствуют воздушные суда типа Ту-134[15][16].
Жертвы и пострадавшие
Встреча самолёта МЧС с пострадавшими на аэродроме «Раменское»
На борту находилось 52 человека, в том числе 43 пассажира (из которых 8 детей) и 9 членов экипажа. При авиакатастрофе погибли 44 человека, а пострадали 8 человек, в том числе одна бортпроводница и ребёнок. На следующий день один из пострадавших, девятилетний ребёнок, скончался в детской республиканской больнице Карелии; таким образом, количество жертв увеличилось до 45 человек[17]. 25 июня в больнице скончалась ещё одна пациентка, позднее днём скончался ещё один пострадавший. Число жертв катастрофы увеличилось до 47 человек[3].
В связи с авиакатастрофой с 22 по 24 июня2011 года были объявлены днями траура в Республике Карелия[19]. Также было отменено празднование дня города Петрозаводска, которое должно было состояться 25 июня[20].
Геннадий Фёдорович Банюк — заместитель директора, главный конструктор ОКБ «Гидропресс»[33];
Николай Борисович Трунов — главный конструктор и начальник отделения парогенераторов и тепломеханического оборудования ОКБ «Гидропресс», доктор технических наук[33][34];
Дмитрий Владимирович Маслов — глава крупной лесопромышленной компании ЗАО «Инвестлеспром»[38];
Игорь Петрович Саенко — директор московского представительства группы компаний «Городской центр экспертиз»[39][40];
Андрей Анатольевич Борунов — арбитражный управляющий, представитель НП СРО НАУ «Дело» по центральному региону[41].
Расследование
По окончании расследования Межгосударственный авиационный комитет (МАК) пришёл к следующим выводам[42]:
Причиной катастрофы самолета Ту-134А RA-65691 явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете.
В качестве факторов, которые могли способствовать развитию аварийной ситуации, были названы:
Неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира ВС при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в лёгкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полёта.
Выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения.
Неоправдавшийся прогноз погоды.
Неиспользование экипажем показаний приборов для комплексного контроля положения ВС и использование нештатной навигационной системы.
Подробный отчёт о расследовании опубликован на веб-сайте МАК[43].
Дополнительные факторы, повлиявшие на катастрофу
- отсутствие посадочной радио-маячной группы при заходе на ВПП 015;
- неудовлетворительное состояние свето-технического оборудования в момент захода на посадку;
- более блеклое освещение ВПП относительно огней окрестного населенного пункта;
- нестандартное расположение дальнего приводного маяка;
- отсутствие на самолете сертифицированных точных и надежных средств захода на посадку в данных метеоусловиях, устаревшее морально оборудование;
- неудовлетворительная эргономика кабины самолета, приводящая к напряженности работы экипажа в целом, более высокой вероятности совершения ошибки каждого члена экипажа;
- стремление компании выполнить полет "по расписанию".
Память
20 июня 2012 года на месте крушения самолета состоялась церемония открытия памятного знака[44]. Скульптурная композиция представляет обгоревшее крыло самолёта и цветок гвоздики, символизирующий взрыв. Над ним находится взлетающая стая из 47 стилизованных птиц — по числу погибших в катастрофе. На заднем плане расположена каменная стена с мемориальными досками в виде обрывков обшивки самолёта с иллюминаторами и именами погибших.
И.Тумакова. Героям, тушившим Ту-134, вручили медали
В Карелии разбился пассажирский самолет
А.Андрюхин. Ту-134 погубил «человеческий фактор» или отказ техники
Официальная информация авиакомпании «Руслайн» относительно выполнения рейса № 243 20.06.2011 года Москва — Петрозаводск
Пассажиров рейса, разбившегося под Петрозаводском, должна была перевозить другая авиакомпания
Число жертв крушения Ту-134 выросло до 45 человек
Список пассажиров и экипажа самолёта (по состоянию на 09:00 мск 22.06.2011 г.) Ту-134, совершившего жёсткую посадку под Петрозаводском (Russian). МЧС России (21 June 2011). Проверено 21 июня 2011. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.
Карелия Официальная. С 22 по 24 июня в Карелии объявлены траурные дни
Сайт Петрозаводского городского округа. В связи с крушением пассажирского самолета в Петрозаводске отменяются праздничные мероприятия
Lenta.ru: Экономика: Медведев поручил правительству избавиться от Ту-134
Франция соболезнует России в связи с крушением самолёта в Карелии, РИА Новости. Проверено 24 июня 2011.
↑ Международное сообщество соболезнует России в связи с авиакатастрофой, РИА Новости. Проверено 24 июня 2011.
Łączymy się w bólu z rodzinami ofiar (польск.), TVN24. Проверено 21 июня 2011.
Президент Армении выразил соболезнования Медведеву в связи с авиакатастрофой под Петрозаводском (19) | UAport
Лукашенко выразил соболезнования в связи с гибелью людей при аварии самолета под Петрозаводском | БЕЛОРУССКИЕ НОВОСТИ
Святейший Патриарх Алексий выразил соболезнования в связи с гибелью заместителя муфтия Дагестана / Новости / Патриархия.ru
Руководители Латвии выразили России соболезнования в связи катастрофой. Затлерс, соболезнования — Весточка. LV
Соболезнования в связи с авиакатасрофой в Петрозаводске | ЯБЛОКО — Российская объединенная демократическая партия (недоступная ссылка — )
↑ В Петрозаводск продолжают поступать телеграммы соболезнования и сочувствия по поводу гибели пассажиров ТУ-134 | Газета «Петрозаводск» online
Финляндия и Швеция выразили соболезнования по поводу авиакатастрофы Ту-134 — Светлана Цыганкова — Российская Газета
Среди жертв карельской авиакатастрофы — рефери ФИФА и шведский спасатель
↑ Руководители ОАО ОКБ «ГИДРОПРЕСС» вылетев в служебную командировку в Петрозаводск, числятся в списке погибших рейса Москва-Петрозаводск авиакомпании «Русаэро»
Air crash in north-west Russia claims 44 lives.
↑ ОКБ «Гидропресс» в авиакатастрофе потерял руководство.
НФ НИУ ВШЭ: С прискорбием сообщаем.
Трагически погиб главный технолог ОАО «ОКБМ Африкантов» Андрей Петрович Трофимов
Трагически погиб Дмитрий Владимирович Маслов
Некролог. В авиакатастрофе под Петрозаводском погиб Игорь Саенко, директор московского представительства группы «Городской центр экспертиз»
В авиакатастрофе под Петрозаводском погиб директор столичного «Городского центра экспертиз» // KP.RU — Москва
20 июня под Петрозаводском открыли памятный знак жертвам авиакатастрофы 21 июня 2011 года. Петрозаводскмаш (20.06.2012). Проверено 25 июня 2012. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012.
В день годовщины катастрофы ТУ-134 под Петрозаводском в поселке Деревянка освящена часовенка в память о погибших. газета «Петрозаводск» (20.06.2012). Проверено 26 июня 2012. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012.
«Список пассажиров и экипажа самолёта Ту-134, совершившего жесткую посадку под Петрозаводском.» (DOC, PDF)
«По состоянию на 04.00 мск 21.06.2011, по уточнённым данным, погибло 44 человека и пострадали 8 человек.» (DOC, PDF)
«В 06.45 мск 21.06.2011 самолёт Ил-76 МЧС России приземлился в аэропорту г. Петрозаводск.» (DOC PDF)
«Сводная группа психологов МЧС России на месте трагедии оказывают экстренную психологическую помощь родственникам погибших и пострадавших, а также очевидцам.» (DOC PDF)
Отчеты о расследовании. Archive)
Окончательный отчет МАК. (Archive)
Реконструкция авиакатастрофы в Карелии — РИА Новости