22-10-2023
Рейс 1862 El Al | |
Разрушенный жилой комплекс «Грунэвэн» |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Крушение после взлета |
Причина |
Разрушение креплений и отрыв 3-го и 4-го двигателей |
Место |
Жилой комплекс "Грунэвэн", Амстердам, Нидерланды |
Координаты |
52°19′06″ с. ш. 4°58′35″ в. д. / 52.3185917° с. ш. 4.97639° в. д. (O) |
Погибшие |
47 (43 из них на земле) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
4X-AXG |
Дата выпуска |
1979 |
Пассажиры |
1 |
Экипаж |
3 |
Выживших |
0 |
Изображения на Викискладе |
Катастрофа Boeing 747 в Амстердаме - авиакатастрофа, произошедшая 4 октября 1992 года, когда грузовой самолёт Боинг 747 компании El Al рейс 1862 упал на жилой комплекс Грунэвэн (нид.)русск. (2000 жителей) в микрорайоне Бэйлмэр (англ.)русск. в Амстердаме. Погибло 47 человек.
В 14:20 в 15 км от города, в аэропорт Схипхол, из Нью-Йорка прибывает израильский грузовой самолёт Боинг 747-258F/SCD авиакомпании Эль-Аль, 1979 года выпуска. Прибытие самолёта снимает на видеокамеру авиалюбитель.
В 15:00 началась дозагрузка для полёта в Тель-Авив под руководством Джери Платенберга. Весь груз состоял из потребительских товаров. Некоторый груз был помечен как опасный и состоял из 190 литров диметил-метилфосфоната.
В 17:20 самолёт прошёл проверку на безопасность, и экипаж приступает к предполётной проверке.
В 18:00 запуск двигателей самолёта. Капитан воздушного судна Ицхак Фукс передаёт управление в руки второму пилоту Арнону Охаду. Самолет взлетает.
Через 6 минут после взлёта самолёт берёт курс на юго-восток, над жилыми кварталами Амстердама.
В 18:27 раздается звук, похожий на взрыв. Приборы показывают, что вышли из строя двигатели на правом крыле.
В 18:30 второй пилот передаёт сигнал бедствия Mayday. Фукс поднимает нос самолёта, чтобы сбросить скорость перед посадкой. Но самолет входит в неуправляемый штопор и падает с высоты 760 метров.
В 18:35:42 самолёт врезается в шестой этаж одиннадцатиэтажного жилого комплекса "Грунэвэн". Начинается пожар. Самолёт разрушил 31 квартиру на 11 этажах.
Комитет по безопасности полётов Нидерландов срочно мобилизовал 8 следователей. Расследование вёл Франц Эрхард, старейший член команды и бывший лётчик-истребитель.
При первом прослушивании аудиозаписей была принята версия террористической акции. Однако при учёте факта, что самолёт продержался 8 минут после предполагаемой атаки, следователи исключили такую версию. Дальнейшие подробности катастрофы могли прояснить исследования потерянных двигателей и «чёрного ящика».
Ян Касперс, агент сыскной полиции Амстердама, оказался случайным свидетелем крушения самолёта во время отдыха со своим другом на яхте на озере Гоймер (нид.)русск., в 10 километрах на восток от центра города. Их яхта стояла на якоре прямо по курсу самолёта, в 18:27 они внезапно услышали грохот. Выбежав наружу, Касперс увидел в небе пролетающий самолет и два предмета, отделившихся от него. По мере приближения предметов к земле он распознал в них двигатели. К озеру была направлена команда ныряльщиков. Немногим позже был найден правый крайний двигатель и десятиметровая кромка того же крыла. Двигатель был сразу отправлен в лабораторию и в течение 48 часов обследован на наличие химических веществ и точечную коррозию. Анализ не дал никаких результатов. Не было найдено никаких следов взрывчатого вещества или отрыва двигателя. К поискам второго, внутреннего двигателя был подключён морской флот Нидерландов. Для этой цели флотом было выделено два специализированных судна.
Расследование затруднилось распоряжением мэра города очистить место катастрофы в ответ на просьбы общественности. Необходимо было найти все тела погибших и захоронить их. Поиски «чёрного ящика» переместились на городскую свалку. На третий день после катастрофы он был найден. Плёнка была повреждена в четырёх местах, а данные о последних минутах не поддавались расшифровке. Следователи отослали её для дальнейшей проверки в Вашингтон (США).
На 11-й день после катастрофы в озере был найден правый внутренний двигатель, на котором сохранились крепления. Также были проведены исследования на наличие взрывчатых веществ и точечной коррозии, которые ни к чему не привели. Однако на капоте двигателя была обнаружена вмятина со следами чёрной краски, а на самом двигателе сломанный кронштейн. Анализы краски показали, что краска на вмятине полностью совпадает с краской, наносимой на внутренний обтекатель двигателей.
Таким образом следствие пришло к выводу:
Мемориал, разработанный архитекторами Германом Херцбергером (нид.)русск. и Жоржем Дескомбом, был построен и открыт в 1993 году возле места катастрофы, с перечислением всех жертв.
Катастрофа рейса El Al-1862 показана в американском документальном телесериале «Секунды до катастрофы» в серии «Авиакатастрофа в Амстердаме».
|
Катастрофа Boeing 747 в Амстердаме.