25-05-2023
Катастрофа рейса 901 | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
ошибка навигации, столкновение со склоном горы |
Место | |
Координаты |
|
Погибшие |
257 (все) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения |
Международный аэропорт Крайстчерча (CHC/NZCH, Новая Зеландия) |
Бортовой номер |
ZK-NZP |
Дата выпуска |
1974 год |
Пассажиры |
237 |
Экипаж |
20 |
Выживших |
0 |
Катастрофа 28 ноября 1979 года широкофюзеляжного реактивного авиалайнера DC-10 новозеландской компании Air New Zealand, выполнявшего экскурсионный рейс в Антарктиду. Самолёт столкнулся в условиях облачности со склоном горы Эребус. В катастрофе погибли все 237 пассажиров и 20 членов экипажа.
Содержание |
Подобные экскурсионные полёты Air New Zealand проводила с 1977 по 1979 год. Самолёт с экскурсантами и гидом вылетал из Оклендского аэропорта и, достигнув побережья Антарктиды, снижался у залива Мак-Мёрдо. Гид вёл экскурсию, а пассажиры могли любоваться антарктическими ландшафтами. По окончании 8630-километровой авиаэкскурсии самолёт возвращался назад, в Новую Зеландию. Стоимость одного экскурсионного билета составляла в 1979 году 359 новозеландских долларов (≈1200 долл. в ценах 2010 года)[1][2].
Для антарктических полётов авиакомпания использовала один из восьми своих DC-10-30. Самолёт, как правило, заполняли, оставляя 15 % пассажирских кресел пустыми. Это позволяло пассажирам комфортнее перемещаться по салону и пользоваться иллюминаторами.
Для командира воздушного судна Джима Коллинса и второго пилота Грега Кэссина это был первый полёт в Антарктиду. Несмотря на это, они были опытными пилотами, и полет считали простым. 9 ноября 1979 года, за 19 дней до злосчастного рейса, Коллинс и Кэссин посетили брифинг, на котором получили копию плана предыдущего полёта[3].
Однако, как выяснилось после катастрофы, координаты в этом плане отличались от изначального плана полёта, который был одобрен в 1977 году новозеландским отделом транспортного подразделения гражданской авиации. В одобренной версии плана полёт должен был проходить от мыса Халлетт до маяка Мак-Мердо, который проходил непосредственно над 3800-метровым пиком вулкана Эребус. Вместе с тем, версия плана, полученная Коллинсом, соответствовала полёту примерно на 27 миль западнее Эребуса. Большинство предыдущих экскурсионных антарктических полётов также проходило с этой навигационной ошибкой[4].
Рейс 901 вылетел в 08:00 из Оклендского международного аэропорта, а через 11 часов должен был вернуться в международный аэропорт Крайстчерча. Далее должна была следовать дозаправка и возвращение в Окленд около 21:00.
Навигационная ошибка возникла из-за нескольких факторов:
Система предупреждения о сближении с землёй GPWS сработала, но экипаж не успел набрать высоту.
Гражданство погибших в катастрофе пассажиров и членов экипажа[3][5]:
Государство | Пассажиры | Экипаж |
---|---|---|
Новая Зеландия | 180 | 20 |
Япония | 24 | |
США | 22 | |
Великобритания | 6 | |
Канада | 2 | |
Австралия | 1 | |
Франция | 1 | |
Швейцария | 1 | |
Всего | 237 | 20 |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Катастрофа DC-10 в Антарктиде.