Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Катастрофа de Havilland Comet под Неаполем

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 201 South African Airways

Comet 1 компании BOAC
Общие сведения
Дата

8 апреля 1954 года

Время

19:10 GMT

Характер

Наиболее вероятно, взрывная декомпрессия и разрушение в воздухе из-за усталости металла

Причина

Конструктивные недостатки

Место

17 км западнее Сан-Лучидо, южнее Неаполя, Средиземное море (Италия)

Координаты

39°55′ с. ш. 14°30′ в. д. / 39.917° с. ш. 14.500° в. д. / 39.917; 14.500 (O)(O)

Воздушное судно
Модель

de Havilland DH-106 Comet 1

Имя самолёта

Yoke Yoke

Авиакомпания

South African Airways
(фрахт у BOAC)

Пункт вылета

Хитроу, Лондон (Британская империя)

Остановки в пути

Чампино, Рим (Италия)
Каир (Египет)

Пункт назначения

Ян Смэтс, Йоханнесбург (ЮАР)

Рейс

SA201

Бортовой номер

G-ALYY

Дата выпуска

10 сентября 1952 года (первый полёт)

Пассажиры

14

Экипаж

7

Погибшие

21 (все)

Катастрофа de Havilland Comet под Неаполемавиационная катастрофа, произошедшая в четверг 8 апреля 1954 года. De Havilland Comet 1 («Комета 1») компании South African Airways был зафрахтован у британской BOAC и выполнял рейс из Лондона в Йоханнесбург с промежуточными посадками в Риме и Каире, когда после вылета из римского аэропорта Чампино на высоте 10 километров испытал взрывную декомпрессию, в результате чего разрушился в воздухе. Обломки упали в Средиземное море к югу от Неаполя, погиб 21 человек.

Катастрофа произошла всего через две недели после возобновления полётов самолётов данного типа, ранее прерванных в связи с произошедшей 10 января катастрофой аналогичной «Кометы» у берегов Эльбы. Произошедшие за короткий промежуток времени две схожие катастрофы привели к решению прекратить полёты «Комет» до выяснения причин, что пагубно сказалось на репутации этих реактивных авиалайнеров.

Предшествующие обстоятельства

Утром 10 января 1954 года при хороших погодных условиях самолёт G-ALYP Yoke Peter компании BOAC выполнял плановый перелёт из Рима в Лондон, когда спустя 20 минут с момента вылета из аэропорта Чампино связь с ним прервалась. По свидетельствам очевидцев на острове Эльба, они услышали грохот в небе, после чего увидели обломки авиалайнера, которые упали в воду. По невыясненным на тот момент причинам самолёт разрушился на высоте около 27 тысяч футов[1]. Сразу после сообщения о происшествии, в компании BOAC приняли решение приостановить полёты «Комет» до выяснения причин катастрофы. На следующий день в лондонском аэропорту состоялось собрание, на котором определили вероятные причины катастрофы и необходимые работы по модернизации существующего парка самолётов данного типа, чтобы Министерство транспорта и Гражданской авиации допустило их обратно к полётам. Стоит отметить, что лётный сертификат у «Комет» при этом не отзывали[2][3].

Однако прекращение эксплуатации реактивных «Комет» и их простой в ангарах приводили к значительным ежедневным убыткам для BOAC. Причины катастрофы между тем ещё не были установлены. Тогда 17 февраля заместитель начальника авиакомпании по разработкам отправил руководству BOAC отчёты и бумаги по всем проверкам, расследованиям, модификациям и прочим работам, выполненных на «Кометах» с момента их отстранения от пассажирской эксплуатации. 19 февраля в Министерство транспорта и Гражданской авиации были переданы эти бумаги и отчёты, а также сопроводительное письмо, что никаких признаков причины катастрофы на тот момент не было обнаружено. BOAC считала, что сделала все необходимые шаги для возвращения данного типа самолёта обратно в эксплуатацию с пассажирами. В Министерстве регистрации воздушных судов также были солидарны с этим мнением и 4 марта отправили в Министерство транспорта и Гражданской авиации письмо, в котором указывали, что не видят препятствий для возобновления пассажирской эксплуатации «Комет». Тогда Министерство транспорта и Гражданской авиации отправило в Министерство регистрации воздушных судов письмо, в котором запрашивалось мнение о возобновлении эксплуатации «Комет» с пассажирами[3]. В ответ 5 марта главный маршал авиации сэр Фредерик Боухилл (англ. Frederick Bowhill) прислал протокол, что наиболее вероятной причиной катастрофы под Калькуттой считается попадание в сильный шторм, а причина катастрофы под Эльбой пока не известна, но не исключено, что она имеет схожую природу. К тому же характер и масштаб модификаций свидетельствовал о большой работе в BOAC. На основании вышеизложенного, сэр Фредерик Боухилл рекомендовал возобновить пассажирскую эксплуатацию. 23 марта 1954 года «Кометы» вернулись на пассажирские линии[4].

Самолёт

De Havilland DH-106 Comet 1 с заводским номером 06011 был выпущен в 1951 году. Его четыре турбореактивных двигателя de Havilland Ghost 50 Mk 1 enru развивали силу тяги по 5000 фунтов каждый. Система наддува позволяла вплоть до высоты 40 тысяч футов (12,2 км) поддерживать в салоне давление воздуха как на высоте 8 тысяч футов (2,4 км). Максимальный взлётный вес самолёта составлял 107 тысяч фунтов. 18 сентября (как и Yoke Peter) авиалайнер был зарегистрирован в компании British Overseas Airways Corporation (BOAC) под бортовым номером G-ALYY и получил имя Yoke Yoke (позывные — George Yoke Yoke). 10 сентября 1952 года Yoke Yoke совершил свой первый полёт, а 23 сентября сертифицирован, после чего 30 сентября получил сертификат Министерства гражданской авиации[5].

После катастрофы Yoke Peter 10 января 1954 года все «Кометы» были заземлены и начались их проверки. На Yoke Yoke провели ряд модернизаций по повышению надёжности систем управления и по повышению пожарной безопасности двигателей. 15 февраля фюзеляж подвергли испытаниям под давлением 11 фунтов на кв. дюйм. 24 февраля авиалайнер был направлен на обслуживание. 23 марта наравне с остальными самолётами данного типа вернулся к перевозке пассажиров. На момент катастрофы авиалайнер имел 2704 часа налёта, включая 841 час с момента возобновления сертификата лётной годности и не менее 75 часов с момента последней проверки (Check I) от 2 апреля. По данным этой проверки, по самолёту не было никаких существенных замечаний[5].

Экипаж

  • Командир воздушного судна — Виллем Карел Мостерт (англ. Willem Karel Mostert), родился 27 апреля 1916 года, был также квалифицирован на бортинженера. До работы в South African Airways проходил службу в Южно-Африканских ВВС, где имел налёт 2812 часов и работал лётчиком-инструктором. В South African Airways с 10 июня 1946 года, 1 ноября 1946 года повышен до командира, а 15 июня 1949 года стал пилотом-инструктором. 15 мая 1953 года он стал старшим пилотом-инструктором и в тот же день был повышен до старшего командира. В июне 1953 года Мостерт начал работать на самолётах «Комета» и стал инструктором по данным самолётам. Общий налёт в компании South African Airways 8159 часов. Налёт на «Кометах» за последние 6 месяцев 51 час днём и 35 часов ночью. По результатам последней проверки от 19 декабря 1953 года был признан опытным пилотом[5].
  • Второй пилот — Барент Якоб Гров (англ. Barent Jacobus Grove), родился 15 июля 1922 года. Проходил службу в Южно-Африканских ВВС, где имел налёт 1640 часов. В South African Airways с 29 января 1953 года в должности второго пилота, с 26 февраля 1953 года начал выполнять полёты на «Кометах». За последние 90 дней имел налёт 54 часа, в том числе 47 часов на «Кометах»[6].
  • Штурман — Альберт Эскорт Сишинг (англ. Albert Escourt Sissing), родился 1 января 1917 года. Обучение проходил в Южно-Африканских ВВС. В South African Airways с 16 октября 1946 года. На момент катастрофы имел налёт 4840 часов, в том числе 201 час на «Кометах» (155 часов в 1953 году и около 51 часа в 1954 году)[6].
  • Бортрадист — Бертрам Эрнест Веббсток (англ. Bertram Ernest Webbstock), родился 17 июня 1917 года. В South African Airways с 23 апреля 1946 года. После непродолжительной службы в Лондоне, с 20 июня 1953 года начал работать на «Кометах», после чего все полёты совершал только на них. На момент катастрофы имел налёт 4373 часа, из них около 98 часов были за последние 90 дней[6].
  • Бортинженер — Август Рональд Лагесен (англ. August Ranwald Lagesen), родился 22 мая 1920 года. Во время Второй мировой войны выполнял полёты на различных самолётах. В South African Airways с 16 февраля 1945 года. Точных сведений о его налёте нет, с его слов к 11 мая 1950 года налёт составлял около 4300 часов, далее до момента катастрофы совершил 2290 часов 35 минут налёта. Налёт на «Кометах» 203 часа, в том числе 141 час за последние 90 дней[6].
  • Стюардессы — Памела Рейц (англ. Pamela Reitz), родилась 16 февраля 1932 года, и Якобус Брувер Кок (англ. Jacobus Bruwer Kok), родилась 18 декабря 1918 года[6].

Катастрофа

Yoke Yoke был зафрахтован у BOAC южно-африканской South African Airways и выполнял рейс SA201 из Лондона в Йоханнесбург, пилотировал его при этом южно-африканский экипаж. 7 апреля лайнер вылетел из Лондона и без происшествий долетел до первой промежуточной остановки — Римского аэропорта Чампино. Следующей промежуточной остановкой на маршруте являлся Каир, куда самолёт должен был вылететь в этот же вечер. Предполётный осмотр самолёта проводил инженер наземной службы BOAC, который обнаружил, что на съёмной панели левой плоскости крыла ослабли 30 болтов, которые крепили эту панель к набору. Причиной этого, как выяснилось, был демонтаж панели в Лондоне во время проведения регламентных работ, после чего панель установили на место. Также после окончания заправки выяснилось, что датчик центрального топливного бака не показывал, что бак полон. Как было установлено при проверке, для устранения данной неисправности требовалась замена коаксиального кабеля, который могли доставить только из Англии другим самолётом. Это привело к задержке рейса 201 на 24 часа. При замене кабеля часть болтов была откручена, но затем их заменили новыми и затянули должным образом. После выполнения ремонта инженер техобслуживания, который контролировал выполнение работ, провёл визуальный осмотр и был удовлетворён результатом[6][7][8].

Вопрос о том, насколько хорошо самолёт охранялся во время своего простоя в Чампино, впоследствии потребовал множество показаний и доказательств. Было установлено, что большую часть времени авиалайнер находился под наблюдением инспекторов BOAC. Остальное время самолёт охранялся Итальянской финансовой охраной, основной целью которой было недопущение попадания на самолёт контрабанды. На основании имеющихся сведений было сделано заключение, что посторонние лица на борт Yoke Yoke не проникали. Кроме проблемы с проводом при дозаправке, других замечаний по авиалайнеру не было[7].

8 апреля в 18:32 Yoke Yoke вылетел из аэропорта Чампино. На его борту помимо 7 членов экипажа также находились 14 пассажиров и небольшой груз авиазапчастей. Небо в это время покрывал толстый слой облаков, в верхнем слое наблюдалось лёгкое обледенение. Экипаж периодически передавал по радиосвязи в центр УВД в Чампино сведения о своём местонахождении. Последний сеанс связи с Римом состоялся в 18:57, когда экипаж доложил о прохождении траверза Неаполь и продолжении набора высоты до эшелона 35 тысяч футов (10,7 км). В 19:05 экипаж доложил в центр УВД в Каире о выходе из зоны УВД Рима и указал, что расчётное время прибытия в Каир 21:20. После этого самолёт на связь больше не выходил и на вызовы не отвечал. По мнению комиссии, катастрофическая ситуация произошла с авиалайнером примерно в 19:10 на высоте 35 тысяч футов или около этого[9][5][8][10].

Предварительные выводы

9 апреля к месту падения вышли авианосец Eagle enru и эсминец Daring enru Королевского ВМФ. Помощь с воздуха оказывал самолёт США. В полдень с борта самолёта Ambassador было сообщено об обнаружении большого масляного пятна в 120 километрах от Неаполя. Следом пришло сообщение, что в 50 километрах от Стромболи обнаружены плавающие обломки и тела погибших. Авианосец Eagle направился в данный район, где были найдены отдельные обломки самолёта и 5 тел, ещё одно тело выбросило на берег. Глубина в районе падения составляла от 520 до 580 морских саженей (950—1060 метров), поэтому подъём обломков в данном случае был бы безнадёжной затеей. 6 найденных тел осматривались профессором Антонио Форнари (итал. Antonio Fornari), который ранее осматривал тела с Yoke Peter, но затем 4 тела были отправлены в Аксбридж (Англия), где 12 апреля их осмотрел доктор Тир (англ. Teare). Эти осмотры показали, что тела с Yoke Yoke имели такие же повреждения, как и при катастрофе Yoke Peter, что дало основания полагать об общей природе обеих катастроф. В связи с этим было принято решение сосредоточиться на изучении причин катастрофы Yoke Peter, который затонул на гораздо меньшей глубине (130—180 метров)[7][8][10].

Сразу после того, как стало известно о катастрофе, BOAC прекратила эксплуатацию «Комет», а 12 апреля у данных реактивных авиалайнеров отобрали лётный сертификат[4].

Заключение комиссии

В своём заключении комиссия указала, что в связи с отсутствием обломков она не может назвать точную причину катастрофы Yoke Yoke. Но в то же время обращалось внимание на сходство катастроф у Эльбы и Неаполя, поэтому причина катастрофы Yoke Peter (разрушение фюзеляжа вследствие усталости) может быть применена и к катастрофе Yoke Yoke[7][11].

Культурные аспекты

Наравне с катастрофой «Кометы» близ Эльбы, катастрофа под Неаполем рассматривается в документальном сериале «Секунды до катастрофы» в эпизоде Падение Кометы и в сериале «Расследования авиакатастроф» в специальном эпизоде Разорванные небом[12][13].

Примечания

  1. Report, p. 11
  2. Report, p. 15
  3. 1 2 Report, p. 16
  4. 1 2 Report, p. 17
  5. 1 2 3 4 Report, p. 44
  6. 1 2 3 4 5 6 Report, p. 45
  7. 1 2 3 4 Report, p. 46
  8. ↑ 100 великих авиакатастроф / гл. ред. С. Дмитриев. — М.: Вече, 2003. — 528 с. — (100 великих). — 10 000 экз. — ISBN 5-9533-0029-8.
  9. Report, p. 43
  10. ↑ G-ALYY (англ.). Major Airline Disasters. Проверено 8 января 2014.
  11. Report, p. 47
  12. Секунды до катастрофы Падение Кометы (рус.). Яндекс.Видео. Проверено 18 мая 2014.
  13. Расследования авиакатастроф Разорванные небом (рус.). Яндекс.Видео. Проверено 18 мая 2014.

Ссылки

  • Civil Aircraft Accident Report of the Court of Inquiry Into the Accidents to Comet G-ALYP on 10th January, 1954 and Comet G-ALYY on 8 April, 1954. (англ.) (1 February 1955). Проверено 8 января 2014.

Катастрофа de Havilland Comet под Неаполем.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28