08-08-2023
Евгения Колосова | |
Художник А. Г. Варнек, 1800-е гг. |
|
Имя при рождении: |
Евгения Ивановна Неёлова |
---|---|
Дата рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Профессия: | |
Гражданство: |
Евге́ния Ива́новна Ко́лосова (урождённая Неёлова) (15(26). XII 1780 — 30.III (11.IV)1869) — русская пантомимная танцовщица, балерина; дочь танцора 3-го амплуа (фигурант) балетной труппы Петербургских Императорских театров при Екатерине II И. Д. Неёлова (1746—1810), мать актрисы А. М. Каратыгиной, родная тётка (сестра матери) знаменитого артиста Н. О. Дюра и актрисы Л. О. Дюровой.
Содержание |
Рождённая в артистической семье, с детства выступала в оперных, балетных и драматических спектаклях; ещё в 14 лет успешно дебютировала в балете «Пигмалион». Закончила Петербургское театральное училище, где занималась танцами под руководством Ивана Вальберха.
[1] «Когда школа временно была закрыта, Вальберг продолжал с ней заниматься особо, и через три года она выпущена была со званием солистки». [1]. Сразу по окончании училища в 1794 (или по другим источникам – в 1799 году[2]) с большим успехом дебютировала в Петербургской казенной труппе. Почти сразу по поступлению на сцену вышла замуж за музыканта Михаила Колосова, сменив фамилию и выступая под ней.[1]:
Когда в Петербург были приглашены французские балетные артисты г. Огюст и г-жа Шевалье, которые принесли приемы новой балетной школы, далеко оставившей за собой прежнюю и уделявшей рядом с танцами значительную роль и мимике, Колосова весьма быстро усвоила себе все, что было в новой школе ценного и вскоре исполнила с большим успехом значительную мимическую роль Медеи в балете Новера.[1].
Была постоянной и основной исполнительницей в балетах, поставленных её педагогом Вальбергом. Также выступала под руководством других балетмейстеров – Ш. Ле Пика, П. Шевалье, К. Дидло. Известность Колосовой дало артистическое выполнение «драматических» ролей в балетах. Дидло всегда отдавал ей лучшие и самые сильные роли в своих балетах «Рауль де Креки», «Федра», «Алцеста», «Тезей и Ариадна», «Венгерская хижина» Ф.М.А. Венюа и др. Колосова танцевала главные женские партии в балетах «Ромео и Юлия» Штейбельта, «Медея и Язон» Рудольфа, «Федра и Ипполит» Кавоса и Турика и др.
Современники (в их числе Пушкин) восторженно отзывались об иск-ве К. Артистка первая создала на рус. балетной сцене образ своей современницы - Девушка ("Новый Вертер" Титова), Василиса ("Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса). Иск-во К. было отмечено музыкальностью, пластичностью, она была отличной танцовщицей, в совершенстве владеющей иск-вом трагич. пантомимы. К. одной из первых танцовщиц обратилась к рус. танцам и в течение многих лет успешно исполняла их на балетной сцене. Также одной из первых в России сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон [2].
Также успешно выступала Евгения Колосова как драматическая актриса в драмах и комедиях.
Сцену оставила в 1826 году.
Занималась педагогической деятельностью, среди её учениц балерины М. И. Данилова, А. И. Истомина, А.А. Лихутина.
По воспоминаниям современников, Евгения Колосова была брюнетка поразительной красоты, с большими чёрными глазами, стройная и изящная , с гибким станом.
От брака с Михаилом Колосовым в 1802 году у неё родилась дочь Александра, впоследствии знаменитая драматическая актриса.
По свидетельству А.Я.Булгакова, московские "матадоры" Иван Николаевич Корсаков и князь Николай Борисович Юсупов покровительствовали Колосовой; от последнего она имеле сына, мальчик воспитывался в одном из немецких пансионов, когда умер князь.
Колосова, Евгения Ивановна.