Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Кооперативное кино

14-10-2023

Кооперативное кино — явление в кинематографе СССР, а затем и России, характеризовавшееся созданием фильмов независимыми киностудиями, кинообъединениями и кооперативами, в обход государственных киностудий. Расцвет данного явления пришёлся на 90-е годы XX столетия[1].

От остального перестроечного кино кооперативное отличали в первую очередь источники финансирования: оно снималось не на деньги государства, а финансировалось частными лицами и компаниями. Кооперативное кино существовало на принципах самоокупаемости.

Содержание

Особенности

Кооперативное кино отличает низкобюджетность, быстрота съёмок, редкий выход на широкий экран[1][2]. Среди жанров преобладают боевики, комедии или же детективы[1][2].

По словам известного кинонритика Д. Б. Дондурея, именно «страх и смех» были лучшими средствами привлечь в кинотеатры «голодное население». Он же назвал эпоху кооперативного кино «предчувствием свободы», болезнь, поражение и агонию советской власти, сравнив данное явление с насекомыми, разъедающими советскую власть, бульдозером, разрушившим систему Госкино.[1]

Кинематограф обращается к ранее запретным темам и героям, порой доходя в этом стремлении до курьёза. Так, в попытках привлечь внимание публики фильм Ольги Жуковой 1992 «Счастливого рождества в Париже» получил название «Банда лесбиянок».[1]

История

Первые кинокооперативы появляются в 1988 году, вместе с принятием в мае этого года закона «О кооперации в СССР». Впрочем сразу вслед за этим последовал запрет — 28 декабря вышло постановление Совмина СССР запретившее кооперативам производство, продажу и прокат кино- и видеопродукции (то же постановление запрещала им производство оружия, наркотиков и алкоголя, участие в игорном бизнесе и валютные операции). Это постановление было встречено официальным протестом Союза кинематографистов, а кооперативные киностудии нашли способы обхода запрета, вступив в сотрудничество с теми или иными государственными или общественно-политичесими структурами, такими как комсомол.[1][2] После встречи тогдашнего представителей Союза кинемптографстов во главе с его председателем Андрея Смирнова с председателем совмина Николаем Рыжковым запрет был отменён[1].

Ярким представителем кооперативного кино являлся режиссёр Анатолий Эйрамджан[3] и первым представителем такого кино стала картина «За прекрасных дам!» 1989 года именно этого режиссёра. Создана она была на студии «Фора» Андрея Разумовского. (Впрочем главной целью съёмки этого фильма Разумовский называет финансирование другого проекта киностудии: документального фильма «Александр Галич. Изгнание», вышедшего в том же 1989 году)[1].

Также одним из первых представителей кооперативного кино стал фильм Александра Полынникова «День любви»[1].

Завершился же этот период комедией Михаила Кокшенова «Племянник, или Русский бизнес 2» (2002)[источник?].

Одной отличительной особенностью «кооперативных фильмов» начального этапа были зелёно-коричневые тона изображения (возможно, из-за приобретаемой задешево кооператорами бракованной плёнки «Свема»)[источник?].

Экономические аспекты

Источники финансирования кооперативного кино были самыми различными. Александр Панкратов-Чёрный вспоминает, как Анатолий Эйрамджан, став продюсером собственных фильмов, искал деньги у знакомого директора мебельного магахина. А режиссёр и сценарист Ольга Жукова рассказывет об опыте привлечения к финансирования кино полулегальных борделей горда Петербурга (кординаты которых были найдены в газете объявлений), а Александр Полынников вспоминает, как снимал по заказу четверых бандитов фильм об их жизни[1].

В перестроечные годы и «лихие 90-е» съёмочная площадка, породившая термин «кооперативное кино», была идеальным местом для осваивания средств и отмывания денег нарождающегося класса «новых русских» (когда бюджет фильма намного превосходил действительные затраты на съёмки; разница возвращалась «спонсору» в виде отката).[4][1]

Примеры

Фильмы Михаила Кокшенова
Фильмы Анатолия Эйрамджана
прочие

См. также

Ссылки

  • Отечественное кино: 1988
  • Отечественное кино: 1990
  • «Валерий Тодоровский. Крестный отец русского сериала» — Кооперативное кино
  • Кино на ТВ — Наше кооперативное кино //kommersant.ru
  • д/ф «Дешево и сердито. Мордашка и другие…» (РТР, 22-12-2011, реж. Сергей Литовец)

Литература

Примечания

  1. ↑ «Дешево и сердито. Мордашка и другие…» (РТР, 22-12-2011, реж. Сергей Литовец)
  2. ↑ Отечественное кино: 1988, Любовь АРКУС, Виктор МАТИЗЕН, Максим МЕДВЕДЕВ, Энциклопедия отечественного кино, проект журнала «Сеанс»
  3. Анатолий Эйрамджан в энциклопедии отечественного киножурнала «Сеанс»
  4. Теневая экономика в России: причины, масштабы и пути ограничения

Кооперативное кино.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28