16-10-2023
Село
|
Кривори́вня (укр. Криворі́вня)— старинное высокогорное (565 м н.у.м.) гуцульское село на Украине, в Верховинском районе Ивано-Франковской области. Административный центр — Верховина.
Содержание |
Село Кривори́вня расположено в 7 км к востоку от районного центра Верховина, у излучины реки Чёрный Черемош по обеим его берегам в живописной долине у подножия гор Варытын (1038 н.у.м.) и хребта Игрец (1073 н.у.м.). Через центр села проложена автодорога территориального (местного) значения Т0909 Татаров — Коломыя. Ближайшая железнодорожная станция на поезда западного направления — Ворохта (40 км), южного направления — Выжница (30 км) Население Криворивни — 1493 жителя, большую часть которых составляют гуцулы.
Село основано в XVII веке гуцулами — автохтонными жителями Восточных (Украинских) Карпат. По одним источникам [1], первые письменные упоминания о Криворивне встречаются ещё с 1654 года, по другим[2] — с 1719 года. Противоречивое название села происходит от зигзагообразной кривой в этом месте линии берегов реки Чёрный Черемош и относительно ровной по горизонтали поверхности вытянутого вдоль берега участка земли, на котором расположена нижняя (старая) часть села.
В туристических справочниках и литературе на русском языке иногда используется русифицированное название — Криворовня[3]. Криворивня является одним из старейших сел Гуцульщины и получила славу её неофициальной «столицы». В настоящее время жители села борются за присвоение Криворивне статуса «село-музей». В Криворивне существует 14 действующих этнографических и историко-биографических музеев. Наиболее известные из них: Музей «Гуцульская Гражда» — жилой дом-крепость семьи Харуков (укр. Харуків), образец гуцульского народного архитектурсного творчества, «Музей гуцульского быта», «Литературно-мемориальный музей И.Франко», 1953 год «Дом-музей Михаила Грушевского» [4], деревянная церковь Рождества Богородицы и колокольня (заложена в 1719 год построена в 1818 году), с росписями темперой XIX ст., которая отмечается историками, как наиболее совершенное сооружение в гуцульской школе народной архитектуры [5]. Среди жителей села существует легенда, что в этой церкви народный мститель и вождь карпатских опришек Олекса Довбуш встретил и полюбил, предавшую его впоследствии, девушку Звонку (укр. Дзвінка).
Основное занятие населения — животноводство, лесозаготовка, народные промыслы, туристическое обслуживание. Среди жителей развито кустарное производство на продажу кисломолочных продуктов, овечьего сыра, брынзы. Земледелие и садоводство в силу климатических особенностей региона развито слабо. В сезон жители села занимаются товарной заготовкой лесных грибов (белый гриб, лисички, подосиновик) и ягод (земляника, черника, голубика), растущих в изобилии в окрестных лесах, а также охотничьим (олень, лиса, заяц) и рыбным (форель) промыслом. В селе сохранились традиции народного промысла, костюма, гуцульских народных празднеств и обрядов. В селе есть несколько небольших гостиниц, торговых учреждений, дом культуры, средняя школа. В туристический сезон, при наплыве туристов развита сдача жилья в найм под ночлег. Преимущественная застройка — частная, одно-двухэтажными деревянными домами усадебного типа с мансардами, выполненными в традиционной гуцульской народной архитектуре. Характерная архитектурная особенность — местные жители обшивают дома от цоколя и до конька кровли оцинкованным кровельным железом.
Криворивня прославилась в первую очередь благодаря известному малороссийскому фольклористу Владимиру Гнатюку, впервые пригласившему в конце XIX ст. на отдых в эти места известного украинского писателя, политического и общественного деятеля — Ивана Франко. Ивану Франко места настолько понравились, что он выбрал Криворивню для своего постоянного летнего отдыха и приезжал сюда почти каждое лето с семьей на протяжении 12 лет. Он продолжал работу даже будучи уже больным, надиктовывая тексты произведений местному учителю. Сегодня здесь действует основанный в 60-х годах XX ст. супругой писателя Гната Хоткевича — Платонидой Хоткевич и ректором Львовского университета Евгением Лазаренко, дом-музей поэта и писателя. Благодаря активной просветительской и культурной деятельности В.Гнатюка, малоизвестное горное село превратилось в место вдохновения творческой интеллигенции, за что получило пафосные названия «украинских Афин» и «летней столицы украинской культуры». В разные годы в Криворивне отдыхали писатели, поэты, художники, историки, этнографы, музыканты и общественные деятели Ольга Кобылянская, Леся Украинка, Гнат Хоткевич, Марко Черемшина, Василий Стефанык, Константин Станиславский, Александр Олесь, Юрий Федькович, Иван Труш, Иван Северин, Михаил Драгоманов, Иван Крипьякевич, Владимир Немирович-Данченко, Л. Суляржицкий и многие другие деятели культуры и искусства. На окраине Криворивни находилась купленная для отдыха у местного помещика Пшебыловского усадьба Михаила Грушевского, известного историка и политического деятеля УНР, в которой он жил в период с 1906 по 1914 гг., когда усадьба была уничтожена пожаром. В настоящее время рядом с тем местом стоит её копия, восстановленная по сохранившимся чертежам и воспоминаниям очевидцев, в которой действует музей М.Грушевского [6]. Михаил Стельмах под впечатлением от пребывания в Криворивне написал повесть «Над Черемошем», поэт Андрей Малышко — поэму «Франко в Криворивни», а наш современник Дмитро Павлычко — стихотворение «Франкова криниця».
В Криворивне Иван Франко написал автобиографическую повесть «Как Юра Шикманюк брил Черемош» (укр. Як Юра Шикманюк брив Черемош). Пребывая в этом селе, Гнат Хоткевич написал повести «Каменная душа», «Довбыш» (укр. Кам’яна душа, Довбуш) пьесы «Гуцульский год», «Непростое», «Практикованный жолнер» (укр. Гуцульській рік, Непросте, Практикований жовнір) и др. [7] Писателя Михаила Коцюбинского жизнь и обычаи гуцулов подтолкнули к написанию в 1911 году повести «Тени забытых предков», по мотивам которой в 1964 году режиссёр поэтического кино Сергей Параджанов снял получивший множество наград на международных кинофестивалях одноимённый художественный фильм, тем самы прославив это произведение на весь мир. Совпав во времени с периодом идеологического противодействия и подавления развития украинской национальной и самобытной культуры, фильм стал культовым явлением для национального украинского кино, а местность почитаемой для нескольких творческих поколений.
В селе Криворивня и его окрестностях снимались также фильмы Олекса Довбуш (1959 г., режиссёр Виктор Иванов) по одноимённому роману Гната Хоткевича о народном герое, предводителе карпатских опришков Олексе Довбуше, Аннычка (1968 г., режиссёр Борис Ивченко), а также малоизвестная приключенческая кино-притча Время собирать камни (1992 г., режиссёр Сергей Вехов).
Символом Криворивни наших дней является самобытная писательница, философ и художница Прасковья Плитка-Горицвет (укр. Параска Плитка-Горицвіт), автор более 1000 рукописных и собственноручно переплетенных и иллюстрированных книг, которая родилась и проживала до конца своих дней в Криворивне В настоящее время в доме где проживала Плитка-Горицвет силами общественности создается её дом-музей [8].
В Криворивне и близлежащих селах распространены, уходящие в дохристианское прошлое обычаи «колдовства» — гадания и магические предсказания. Людей занимающихся этим ремеслом, а также знахарством, здесь называют мольфары. Умение использовать силу магии и провидения передавалось из поколения в поколение. Местные мольфары имеют широкую известность не только на Украине, но и далеко за её пределами как народные целители, экстрасенсы, обладатели сверхъестественных способностей и неземного дара. Наиболее почитаемыми и известными на сегодняшний день являются репрессированная в советские годы Криворивнянская писательница и поэтесса Одосия Плитка-Сорохан и проживавший в соседнем селе Верхний Ясенив мольфар, Михайло Нечай. Михайло Нечай утверждал, что владеет магическим камнем «змеевиком» и «знает заговоры от всех бед и несчастий, особенно любовных». Кроме того, мольфар М.Нечай консультировал режиссёра С.Параджанова в вопросах гуцульского быта и обучал актёра И.Миколайчука игре на дрымбе (укр. музыкальный инструмент) в период съёмок фильма «Тени забытых предков».
О М.Нечае снято несколько документальных фильмов, и написано несколько книг и статей, а его талант изучался широким кругом учёных и исследователей
Игрушки (лесные звери местной фауны) из натурального крашеного меха
Деревянные предметы сельского быта и кухонная утварь
Валенные одеяла и верхняя одежда из овечьей шерсти
Вышитая льняная верхняя повседневная и праздничная одежда
Жители Криворивни, как и других близлежащих сёл региона, свято чтят старинные бытовые и религиозные праздники и строго соблюдают народные обряды и традиции, основой которых служит христианская культура с уходящими вглубь веков языческими верованиями.
К соблюдаемым в селе зимним обрядам относятся девичьи гадальные обряды на замужество Девичья судьба или «День Катерины», который иногда неофициально называют «праздником девичьей судьбы» (проводится 7 декабря) и гадание на День Святого Андрея (13 декабря).
Из зимних праздников особо почитается взрослыми и любим детьми праздник — Праздник Святого Николая (19 декабря).
Праздник Рождество (в ночь с 6 на 7 января), которому предшествует Святвечер является государственным праздником и отмечается на самом высоком уровне. На Рождество проводятся колядования (укр. Колядки). Криворивненские колядования являются старейшими на Украине [9]. В отличие от некоторых других сел региона в Криворивне колядовать начинают не с вечера 6 января, а в первый день Рождества. Карнавал ряженых — (вечером 13 января) весёлое костюмированное, или ряженное шествие в День Св. Мелании большой компании молодёжи по домам односельчан. Крещение (укр. Водохрещщя) — (утром 19 января) обряд купания в проруби после освящения воды священником, но чаще жители села просто набирают освяченную воду в сосуды и окропляют в доме все углы.
В конце июля и начале августа в Криворовне и близлежащих сёлах проводятся ежегодные этнографические фестивали народных промыслов, костюма, этнической музыки и культуры.
Из летних обрядовых праздников самым популярным и регулярно проводимым в последние воскресение июня является «Проводы на полонину», иногда называемый местными жителями (укр. Полонинське літо). [10]
С 2000 года в Криворовне, по инициативе и при поддержке общественного и политического деятеля Ивана Драча и ректора Прикарпатского университета Михаила Вышиванюка, основан фольклорный литературно-художественный праздник «Криворивня-2000». Этот праздник стал традиционным. В празднике принимают участие многочисленные гуцульские народные ансамбли и творческие коллективы области. Символом фестиваля является зажженый возле установленного в честь 2000-летия рождества Христова креста фестивальный огонь. [11]
Благодаря живописным окрестностям, необычайно высокой концентрации музеев и аутентичных этнографических и фольклорных традиций, а также удачному расположению в центре пересечения автомобильных дорог, связывающих населённые пункты западной части Покутских Карпат с восточной и Буковинскими Карпатами, Криворивня имеет статус известного на Украине туристического центра. Во многих пеших и автомобильных туристических маршрутах по Восточным Карпатам село является одним из ключевых пунктов.
Для туриста-краеведа, на расстоянии однодневного кольцевого пешего маршрута от села кроме перечисленных музеев, находятся такие известные достопримеяательности как «Скала Довбуша» (с. Ростоки Выжницкий район), «Писаный Камень», (с. Буковец), Буковецкий горный перевал (835 м н.у.м.), место проведения ежегодных этнофестивалей «Полонина» (с. Верхний Ясенив), урочище Терношоры с каменными скульптурами эпохи неолита (с. Снидавка, Косовский район), живописные виды и панорамы с окрестных склонов на Черногорский хребет и главные его вершины — горы Говерла (2061м), Туркул (1933м), Поп Иван (укр. Піп Иван, Чорна гора) с заброшенной польской астрономо-метеорологической обсерваторией «Белый Слон» на вершине (2020м), живописные излучины русла реки Черный Черемош и Белый Черемош и др.
Спортивный туризм представлен пешими маршрутами по заросшим буковыми и смерековыми лесами окрестным горам на высотах от 600 до 1300 м над уровнем моря низкой и средней степени сложности, водными байдарочными и рафтинговыми маршрутами по рекам, голрнолыжными трассами в Верховине (7км), селе Ильцы (13 км), селе Тюдов (20км), а также более удаленными известными горнолыжными центрами Ворохта (40км), Яблунец (45), Буковель (60км), Драгобрат (85км).
Детский оздоровительный туризм и отдых обеспечивается рядом небольших летних лагерей в окрестностях села.
Гостиничный сервис в селе представлен несколькими частными мини-гостиницами усадебного типа на 8-16 мест в деревянных домах традиционной карпатской архитектуры (укр. садиба). Стандартный набор услуг — двух-четырёх местные номера, туалет, душ\ванна, спутниковое ТВ, завтраки\обеды, развлечения — квадроциклы, конные катания, трансферт к горнолыжным трассам.
В конце июля 2008 года на Карпатскую часть Украины обрушился мощный ливень, непрерывно продолжавшийся 4 суток. Все малые и крупные реки, в том числе и Чёрный Черемош вышли из берегов и затопили прибрежные населённые пункты, разрушив мосты, дороги и инженерные коммуникации. Уровень воды в реке Чёрный Черемош в районе села Криворивня поднялся почти на 5 метров, затопив школу, котельную и усадебную застройку [12]. Вместе с жилыми домами были затоплены и заилены питьевые колодцы. Село осталось без электричества, связи и воды. Стихия отрезала Криворивню от внешнего мира полностью разрушив и смыв в реку автодороги на участках протяженностью по нескольку километров с обеих сторон села. Металлический мост, связывающий две части села был снесен потоками воды.
По данным МЧС Украины от 25 июля 2008 года Верховинский район оказался наиболее пострадавшим от стихии, в том числе сёла Криворивня, Верхний Ясенив, Малый Рожин, Верховина и др. [13]. К ликвидации последствий катастрофы по Постановлению Кабинета Министров Украины были привлечены действующие воинские подразделения ВСУ, силы МЧС и специализированные строительные и автотранспортные предприятия. В селе Криворивня оказанием гуманитарной помощи в первые дни занимались военнослужащие 128-й механизированной бригады 13-го армейского корпуса которые расчищали наносы и разгрузили несколько тонн гуманитарного груза [14]. В последующий период помощь местным жителям в восстановлении транспортной и социальной инфраструктуры села несколько месяцев оказывали трудовыми ресурсами, строительной техникой и строительными материалами, оставив о себе в Криворивне добрую славу, жители восточных областей Украины — Донецкой и Луганской [15]. Личный контроль за ходом ликвидационных и восстановительных работ в селе Криворивня осуществлял Президент Украины Виктор Ющенко[16].
|
||
---|---|---|
Районы |
Богородчанский • Верховинский • Галичский • Городенковский • Долинский • Калушский • Коломыйский • Косовский • Надворнянский • Рогатинский • Рожнятовский • Снятынский • Тлумачский • Тысменицкий |
|
Города | ||
Пгт | ||
Примечания: 1город областного значения; 2город районного значения |
Криворивня.