Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Кронштадтская крепостная железная дорога

23-05-2023

Кронштадтская крепостная железная дорога — это железнодорожная сеть, существовавшая на острове Котлин с 1860-х гг. до конца 20 века и выполнявшая транспортные функции на территории Кронштадтской крепости.

История

Железнодорожные пути на острове появились ещё в 1860-х гг. Существовала очень странная особенность: в порту, на заводе, на складах, между фортами были разные колеи от 600 мм до 1250 мм. В советский период предпринимались попытки перешить под стандарты- 750 мм для узкоколейки и 1524 мм для широкой колеи. В период максимального развития железнодорожная сеть на острове достигала 46 верст[1].

Первоначально железнодорожная колея была узкая, вагонетки передвигались вручную. С 1891 г. на территории города действовала портовая узкоколейная железная дорога протяженностью 26 верст. Крепостная дорога имела протяженность 16,5 верст. На ней было четыре станции, ходило четыре паровоза. К 1917 году на обеих дорогах было 11 станций[2].

Как удалось установить документально, обслуживанием дороги занимались крепостная сапёрная рота, а не специальная часть железнодорожных войск:

В районе Кронштадтской крепости находится крепостная, протяжением на острове Котлине и на обоих берегах в 46 верст, железная дорога; но для эксплоатации этой дороги, производимой не только летом, но, в сокращенном виде, и зимой, не имеется специальной ж.-д. части, а все обслуживание и ремонт ведется крепостной саперной ротой обыкновенного состава, принужденной проходить кроме того не только весь установленный курс занятий, но исполнять также и иные поручения мастерового характера.

— Отчет комиссии под председательством генерала от инфантерии А.К.Водара о восстаниях в Кронштадте 26-27 октября 1905 г. и 19-20 июля 1906 г. Из книги Военные восстания в Балтике в 1905-06 гг." Центрархив, Партийное издательство, 1933, стр.98

Обслуживание железной дороги и подвижного состава было поручено военнослужащим сапёрной роты в дополнение к основным обязанностям. Переутомление, чрезвычайные нагрузки и недовольство условиями службы часто являлось причиной волнений в Кронштадтстком гарнизоне, в том числе и на крепостной железной дороге.

Говоря о дальнейшей истории дороги будет важно вспомнить, что в период Великой Отечественной войны был сформирован бронепоезд № 9 Краснознамённого Балтийского флота, который некоторое время базировался на месте нынешнего жилого микрорайона «16 квартал» (станция "Город"). По воспоминаниям И. Саксина, бывшего радиста бронепоезда[3]:

В тяжелые дни сентября 1941 года командованием Флота было принято решение о постройке бронепоезда в Кронштадте, который выполнял бы роль с одной стороны - подвижной зенитной батареи, с другой — усилил бы артиллерийские средства при возможной высадке десанта противника с моря или с воздуха. У городской железной дороги были реквизированы семь железнодорожных платформ, четыре товарных вагона и паровоз (с машинистом Петренко). На трех платформах были установлены три полубашенных 76-миллиметровых орудия, перед этим снятых с затонувшего на Восточном рейде эсминца «Стерегущий». Для управления зенитным огнем установили специальный прибор. Рабочие Морского завода в рекордно короткий срок склепали бронеплощадку, на которой разместились главный командный пункт, радиостанция, 3-метровый дальномер (также снятый со «Стерегущего»), счетверенный зенитный пулемет, пулемет ДШК и два скорострельных авиационных пулемета. Чтобы не стать жертвой внезапного налета фашистской авиации, установку вооружения производили на путях станции «Город», а на монтаж и окончательное крепление его бронепоезд уходил в северо-западную часть острова. Товарные вагоны готовились под жилье личному составу, утеплялись снаружи, а внутри отделывались фанерой. Для освещения использовались корабельные светильники. В отдельных вагонах разместились камбуз и столовая, санитарная часть и душевая. Мы называли наш бронепоезд любовно - «Кронштадтец».

— "Кронштадт. Война. Блокада" С-Пб, 2005 г. - стр.40 -41

После завершения войны, во второй половине 20 века Кронштадтская крепость была разоружена, что предопределило и судьбу железной дороги. В настоящий момент на острове практически не сохранилось следов существования железнодорожной сети. В конце 1980-х гг. она была окончательно разобрана. Однако, по данным местных гидов, на некоторых фортах и глухих частях острова сохранились остатки рельсов и насыпей[4]. В частности, по состоянию на 2008 г. на форте "Пётр 1" сохранились некоторые пути и даже одна платформа[5]. В настоящее время проверить это сложно, т.к. форт является закрытой территорией.

Примечания

  1. "Военные восстания в Балтике в 1905-06 гг." Центрархив, Партийное издательство, 1933, стр.98-99
  2. О железной дороге : Кронштадт, Котлин.ру - Новости, События, Афиша
  3. "Кронштадт. Война. Блокада" С-Пб, 2005 г. - стр.40 -41
  4. Кронштадт / гид экскурсовод по Санкт-Петербургу / Ваш гид по Санкт-Петербургу, пригородам и России
  5. ЭМБ // Кронштадт

Ссылки

  • Форум о Кронштадтской крепостной железной дороге. [1]
  • Современные и исторические фотографии железной дороги на острове Котлин [2]


Кронштадтская крепостная железная дорога.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28