02-06-2023
Кругобайка́льский тракт — колёсная почтовая дорога на юге Сибири. Часть Главного Сибирского почтового тракта.
Освоение и колонизация Южной Сибири подразумевала под собой строительство путей сообщения, поэтому было решено строить почтовый тракт в Сибирь. Указ о строительстве дороги был издан в 1796 году[1]. К тому же, тогдашние главные центры сибирской торговли — Иркутск и Кяхта — не были соединены между собой дорогой.
Первая дорога была построена в 1796 — 1801 годах и проходила через Култук и Монды в Монголию (ныне Тункинский тракт). Для соединения Кяхты с Иркутском кяхтинский купец Игумнов построил ещё одну дорогу через перевалы горного хребта Хамар-Дабан. Она стала называться Кругобайкальской Игумновской. Однако эта дорога не удовлетворяла потребностям быстрорастущей транспортной системы Сибири. Граф Муравьев-Амурский предложил в 1863 году построить новую дорогу, которая должна была проходить из Иркутска через Култук и Слюдянское зимовье вдоль южного берега Байкала до Посольского монастыря (ныне село Посольское). Строительство было начато в 1863 и закончено в 1869 году[2].
Строительство дороги велось преимущественно ссыльными поляками, поднявшими в 1866 году восстание. Несколько групп ссыльных поляков во главе с Шарамовичем и Арцимовичем обезоружили конвой и решили прорваться к российско-китайской границе, но были схвачены и казнены в Иркутске.
В результате подъема уровня Байкала, после строительства Иркутской ГЭС и создания водохранилища, часть дороги оказалась затоплена. Наиболее ярко это видно близ Шаманского мыса, где остатки дороги выходят из Байкала и тут же в него входят. По Олхинскому плато и вдоль берега озера на месте Кругобайкальского тракта проходит федеральная трасса «Байкал». Профиль тракта, практически, сохранился без изменений.
Это заготовка статьи об автомобильных дорогах. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Кругобайкальский тракт.