22-10-2023
К критике гегелевской философии права — философская работа К. Маркса. Написана с мая по октябрь 1843 г.
Впервые полностью опубликована в 1927 году. Посвящена критике идеалистичского учения Гегеля о государстве и праве. Маркс критикует сам идеалистический метод познания Гегеля:
Он сделал продуктом идеи, её предикатом, то, что является её субъектом. Он развивает свою мысль не из предмета, а конструирует свой предмет по образцу закончившего своё дело мышления, — притом закончившего его в абстрактной сфере логики.[1]
Маркс излагает свое понимание демократии, как общественного устройства, в котором человек будет хозяином политических учреждений.
В демократии не человек существует для закона, а закон существует для человека; законом является здесь человеческое бытие, между тем как в других формах государственного строя человек есть определяемое законом бытие. [2]
Только в условиях демократии государство не противостоит народу.
В демократии же политическое государство в том виде, в каком оно становится рядом с этим содержаниеми отличает себя от него, само является в отношении народа только особым его содержанием, как и особой формой его существования.
[3]
Статья содержит ссылку на социалиста-утописта Сен-Симона, с его идеей замены управления людьми в будущем обществе на управление вещами.
Французы новейшего времени это поняли так, что в истинной демократии политическое государство исчезает.[3]
Гегелевская философия права критикуется за преклонение перед бюрократией и монархией.
Гегель заслуживает порицания не за то, что он изображает сущность современного государства так, как она есть, а за то, что он выдаёт то, чтo есть, за сущность государства.[4]
Маркс показывает, как идеализм Гегеля неизбежно ведёт к религии и мистике в объяснении общественных явлений, консервативным политическим взглядам на прусскую монархию не как на конкретный исторический факт, а как на этап развития абсолютной идеи, абсолютизации и мистификации феодальных атрибутов государства.
Гегель проделал фокус. Природных пэров, родовые имения и т. д., эту «опору трона и общества», он вывел из абсолютной идеи. [5]
В работе исследовано соотношение государства и гражданского общества. Маркс выдвинул положение о определяющей роли экономических отношений, частной собственности, по отношению к политическому строю.
Политический строй на его высшей ступени есть строй частной собственности.[6]
К критике гегелевской философии права.