13-08-2023
Численность и ареал | |
---|---|
Всего: ок. 1,7 млн. |
|
Язык |
латышский |
Религия |
большая часть — христиане (лютеране, католики и старообрядцы). |
Родственные народы |
Латыши́ (латыш. latvieši) — балтский народ, составляющий 62,1 % населения Латвии (данные на 01.07.2011)[1]. Основной язык — латышский балтийской группы индоевропейской семьи. Верующие латыши — преимущественно лютеране и католики.
Латыши появились в результате слияния древних балтийских (латгалы, курши, земгалы и селы) и финно-угорских (ливы) народов в XIII—XVII веках. Первым свидетельством существования письменного латышского языка является «Латышский катехизис» («Lettisch Vademecum»), написанный в 1631 году Георгом Манцелем. Есть упоминание о изданной в Германии в 1525 году на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе»[14].
До формирования современного латышского народа словом «латыши» у русских обозначались в узком смысле латгалы, а в широком смысле — все родственные им балтийские народы[15].
Подтверждение этому есть в Истории государства Российского Н. М. Карамзина:
Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует ещё Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский.— Карамзин Н. М.. Глава II. О славянах и других народах, составивших государство Российское. // История государства Российского. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829. — Т. 1.
Латышская диаспора в РФ образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий до 50 тысяч человек (утверждается, что репрессиям тогда подверглись до живших в стране латышей[16]); и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию — Съезд российских латышей. Существует латышская воскресная школа в Москве[17].
До 1917 года на территории тогдашней Петербургской губернии проживало около 30 тысяч латышей-переселенцев из Латвии. Поселения латышей существовали и в Тверской, Тобольской, Красноярской, Оренбургской, Пермской, Омской, Псковской губерниях.
В 1927 году в Ленинградской области (включавшей тогда будущие Новгородскую и Псковскую) жило 39 тысяч латышей; в 1930/31 уч. году на каждых 658 латышей в области приходилась одна латышская школа. При областной совпартшколе существовало отделение для латышей, в педагогическом институте им. Герцена был латышский сектор, в Ленинграде был латышский Дом просвещения. В 1934 году на Ленинградском радио была создана латышская редакция. В октябре 1937 г. по решению горкома ВКП(б) были ликвидирован латышский Дом просвещения. Латышский театр был ликвидирован по постановлению Леноблисполкома от 3 марта 1938 г.; к концу марта 1938 года латышские школы были преобразованы в обычные[18].
Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.
Компактно проживают потомки латышских переселенцев в Сибири (в Красноярском крае[19] и Омской области[20]), а также в Башкортостане[21].
Известные в России латыши — революционер Ивар Тенисович Смилга; деятели органов госбезопасности: заместители председателя ВЧК Яков Христофорович Петерс и Лацис, Мартын Иванович, Заковский (один из немногих удостоенных звания комиссара госбезопасности 1-го ранга); военачальник Яков Алкснис — главком ВВС РККА и др.
Народная латышская культура преимущественно крестьянская. Преобладают однодворные поселения хуторского типа. Традиционное жилое помещение — сруб (изба) с открытым очагом. Национальная одежда представлена туникообразной рубахой. Считалось неприличным для женщины и девушки выходить из дома без передника, который закреплялся особыми декоративно вышитыми или сплетёнными особым узором поясами. Женщины повсеместно носили белые шерстяные покрывала, скреплённые несколькими сактами, специальными брошами. Украшениям в народе приписывали магическую силу, использовали в семейных обрядах. Украшения указывали на своё конкретное племенное, родовое, региональное, социальное или заимствованное проиисхождение(жена носила знаки мужа). Даже в теме жилья, хозпостроек, в одежде, в форме семейной и календарной были использованы родовые знаки.
Национальной чертой латышей является — спокойствие, неспешность, обстоятельность и трудолюбие.[22] Латышам свойствен индивидуализм, самостоятельность, что подчеркивает хуторное расселение народа. Существенную роль в хозяйстве играли домашние и сельские ремёсла. Каждый хозяин хутора умел делать всё: от орудий труда до домашней утвари. Это кузнечество, гончарство, столярное, плотницкое, бондарное, ремёсла, ткачество, вязание, плетение — это женские ремёсла. Кузнец считался самым уважаемым человеком. (Этнография. Л. В. Королькова) Устойчивость старинных традиций является изготовление и использование шерстяных вещей, из-за влажного и прохладного климата. Самая яркая и любимая традиция латышей — это проведение праздников песни и танца[23] с хоровым исполнение народных песен.[24][25]
Латыши в Викисловаре? | |
Латыши в Викитеке? | |
Балтийские племена и народы | |
---|---|
|
Латыши.