22-10-2023
Лев, колдунья и платяной шкаф |
|
The Lion, the Witch and the Wardrobe | |
|
|
Автор: | |
---|---|
Жанр: | |
Язык оригинала: | |
Серия: | |
Издатель: |
Детская литература. Ленинград |
Выпуск: | |
Цикл: | |
Следующая: |
Лев, Колдунья и Платяной шкаф (англ. The Lion, the Witch and the Wardrobe) — первая (вторая по внутренней хронологии) книга серии «Хроники Нарнии». Выпущена в 1950 году. Входит в 100 лучших романов на английском языке по рейтингу журнала Time[1].
Книга посвящена крестнице Льюиса Люси Барфилд.
Год | Название | Переводчики | Издательство |
---|---|---|---|
1978 | Лев, Колдунья и Платяной шкаф | Г. А. Островская | Детская литература. Ленинград |
2002 | Лев, Ведьмарка и Зеркальный Гардероб | В. Воседой | М: Эксмо-Пресс /СПб: Terra Fantastica |
2004 | Лев, Ведьма и Шифоньер | А. Троицкая-Фэррант | Захаров |
Из-за бомбёжек Лондона четверых детей Пэвэнси (Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси) отправляют к другу семьи, профессору Дигори Керку.
Во время игры в прятки Люси прячется в Платяном шкафу, через который попадает в Нарнию, где знакомится с фавном Тумнусом. Он рассказывает ей, что Нарния находится под властью Белой Колдуньи, захватившей Нарнию, провозгласившей себя королевой, из-за которой в Нарнии вечная зима и никогда не бывает Рождества. Вернувшись к братьям и сестре, Люси рассказывает о своём приключении, однако они ей не верят. Позже она во второй раз попадает в Нарнию. За ней следом идёт Эдмунд. Он встречает Белую Колдунью, которая угощает его заколдованным рахат-лукумом и тем самым подчиняет мальчика себе. Она приказывает Эдмунду привести всех четырёх детей к ней в замок.
Позже все четверо детей попадают в Нарнию и обнаруживают, что Тумнуса забрали слуги Белой Колдуньи (как выяснилось, Эдмунд повторил колдунье рассказ Люси и тем самым выдал фавна). Детей встречает мистер Бобр и рассказывает о том, что Аслан уже в пути, а значит, начинает сбываться древнее пророчество о том, что придёт Аслан, кончится Долгая зима и четыре человека станут правителями Нарнии. Во время рассказа Эдмунд сбегает и направляется к замку Белой Колдуньи. Колдунья злится на Эдмунда, так как тот не привел ей всех детей Пэвэнси и заковывает его. А тем временем Питер, Сьюзен, Люси и Бобры отправляются к Аслану. По дороге они встречают Отца Рождество, который вручает им подарки: Питеру — меч и щит, Сьюзен лук, стрелы и рог, Люси — кинжал и волшебный сок огнецвета, одна капля которого излечивает любые раны. Встретившись с Великим Львом, дети просят его помочь спасти Эдмунда. Что и происходит. Эдмунд же понимает насколько он был не прав. Но все же он стал предателем и теперь принадлежит королеве. Аслан совершает обмен: он остается в руках Белой Колдуньи, а Эдмунда отпускают. Ночью королева убивает Аслана. Потом Аслан воскресает. На следующий день происходит сражение за Нарнию.
Питер помогает победить Белую Колдунью. После победы его провозглашают Питером Великолепным, верховным королём в Кэр Паравале, он правит Нарнией 15 лет вместе с сестрами и братом: Сьюзен Великодушной, Люси Отважной и Эдмундом Справедливым. Но как-то раз во время охоты на белого оленя они попадают обратно в Англию. Оказывается, что там не прошло и минуты.
В начале книги рассказывается о том, что четверо главных героев были отправлены из Лондона за город из-за бомбёжек. Во время второй мировой войны это происходило со многими лондонскими детьми. В доме у Льюиса также жили дети. Прототипом профессора Керка, очевидно, был профессор У. Т. Керкпатрик, у которого Льюис учился и жил с 1914 по 1917[2][3].
«Лев, Колдунья и Платяной шкаф» соединяет в себе как христианские мотивы, так и элементы скандинавской, греческой, кельтской и других мифологий. Так, например, фавн — персонаж греческой мифологии, а Отец Рождество — английского фольклора. Аслан жертвует собой за Эдмунда также, как Христос за грешников. Вместо креста используется Каменный стол (каменные столы использовались в кельтской религии). Белая Колдунья символизирует дьявола (также она напоминает Снежную королеву из сказки Г. Х. Андерсена, а Эдмунд соответственно Кая). Долгая зима позаимствована из скандинавской мифологии, в которой существует «Фимбулвинтер», которая предшествует Рагнарёку.
После битвы за Кэр-Паравэл, Аслан «добывает» еду для своего воинства — едва ли менее чудесным образом, чем Христос, пятью хлебами накормивший тысячи человек.
Лев, Колдунья и Платяной шкаф.