Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Лучизм

03-05-2023

Районизм (Лучизм) — это абстрактное искусство, направление в живописи в русском искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Основывался также на идее возникновения пространств, форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники «Ослиного хвоста». Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.

Смыслом живописи Михаил Ларионов объявил не изображение предметов, а иллюстрирование отраженных от них цветовых лучей, что, по мнению автора, в большей мере близко к тому, как предметы видятся глазу. То есть, согласно теории, иллюстрация приближается к «символической плоскости» картины. Лучизм стирает границы, существующие между натурой и картинной плоскостью.

Основатель течения Михаил Ларионов считал, что луч должен быть условно изображен цветной линией на плоскости. Лучизм причисляют к одной из ранних разновидностей абстрактной живописи, но он имеет и другие, более широкие аспекты, такие как отделение предмета от его оптического восприятия. Вот почему художник должен изображать не предмет, а только лучи, падающие на него. Но так как на наши глаза действуют лучи, падающие не только на данный предмет, но и на ближайшие предметы, то поэтому художник должен «умственно» постигнуть, вообразить и соответственно изобразить, так сказать, лучистый вид предмета. «Это почти то же самое, — говорит Ларионов, — что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой». В «лучистой» картине предметы реального мира не имеют никакого значения, кроме, как называет Ларионов, «реалистического лучизма», где предмет служит точкой отправления. Луч условно изображают цветной линией и таким образом, утверждает Ларионов, лучше всего может быть выявлено существо самой живописи — «комбинация цвета, его насыщенности, отношение цветовых масс, углубленность, фактура на всем этом…».

Лучизм стал одним из первых примеров абстрактной живописи. Выставка Тёрнера, которую Ларионов увидел в Лондоне в 1906, приводит его к размышлениям о цвете в живописи, и художник начинает воспринимать форму как световые лучи, откуда и произошел термин «лучизм». Лучизм Ларионова нашумел в свое время как одно из многих сенсационных явлений, модных тогда в искусстве. То были годы, когда в России, и особенно в Москве, по словам С. Дягилева, «двадцать школ рождались в месяц: футуризм, кубизм — это уже античность, предыстория… Выставки организуются в дворцах и в мансардах…».

В 1909 в Московском Обществе свободной эстетики Ларионов показал свою первую картину в новом стиле — «Стекло» (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхайма); картина была выставлена только один день и в следующий раз показана только спустя три года на выставке «Ослиного хвоста» вместе с другими лучистскими работами. В 1910 к нему присоединились Наталья Гончарова и братья Давид и Владимир Бурлюки. Они образовали группу «Бубновый валет», на выставках которой принимали участие Глез, Лефоконье, Кандинский.

В 1911 Ларионов покидает «Бубновый валет» и готовит «Манифест лучизма», который подписали 11 художников. Опубликованный лишь в 1913, этот манифест раскрывает принципы Ларионова: цель живописи - передать четвертое измерение, следовательно, картина должна сама находиться вне времени и пространства, для чего она должна состоять из световых лучей, не только потому, что цвет является движущим «законом», но и потому что его тональность и сила придают новым формам смысл. И хотя публикация манифеста сильно запоздала (а совпала по времени с «Черным квадратом» Малевича), использование «лучей» чистого цвета остается одним из самых ранних примеров не фигуративной живописи.

В 1914 году Ларионов устраивает в Париже выставку, предисловие к каталогу которой написал Аполлинер. После этого Ларионов вместе со своей женой создает эскизы и декорации для группы русского балета Дягилева и почти перестает заниматься живописью. Только Гончарова, уже в пожилом возрасте, после 1956 года, снова возвращается к живописи. Я. Тугендхольд написал по поводу ее ретроспективной выставки еще в 1913 году в Москве, что «еженедельно отзываясь на все модные веяния нашего времени, переходя от одного «лучизма» к другому... изображая одного и того же павлина в десяти стилях, она не нашла времени, чтобы углубить свой талант, сосредоточить свои силы, что всякую моду можно найти у нее, но только не «саму Наталию Гончарову, ее художественное «я».

Ссылки

  • Лучизм в Большом энциклопедическом словаре
  • Иньшаков А.Н. Лучизм в русской живописи и мировой авангард. Мифология света в новом искусстве. Искусствознание 2/99.С.354-371
  • Иньшаков А. Н. «Лучизм Ларионова и лучизм художников „Ослиного хвоста“». Искусствознание 2/01 — Издание Государственного института искусствознания и Научного совета по историко-теоретическим проблемам искусствознания Отделения литературы и языка Российской Академии наук Москва 2001 год, стр. 430.
  • Иньшаков А. Н. «Лучизм по С. М. Романовичу» (в книге: С. М. Романович. От авангарда к мифотворчеству. Галарт. Москва 2006 г. Стр.73).

См. также

Лучизм.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28