Ната́лия Рома́новна Мака́рова (род. 21 ноября 1940, Ленинград) — прима-балерина, балетмейстер и актриса, продюсер, заслуженная артистка РСФСР (1969)[1].
Биография
Наталия Макарова родилась 21 ноября 1940 года в городе Ленинграде. В детстве занималась в хореографической студии отдела художественного воспитания Ленинградского Дворца пионеров. В 1959 году окончила Ленинградское хореографическое училище по классу педагога Е. В. Ширипиной.
После окончания училища до 1970 года была стала ведущей солисткой Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова. Артистка лирико-драматического амплуа, Наталия Макарова стала первой исполнительницей в балетах Леонида Якобсона «Клоп» (1962) и «Страна чудес» (1967).
4 сентября 1970 года, во время гастролей Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова в Лондоне, Макарова попросила политическое убежище в Великобритании. В октябре 1970 года состоялось её первое выступление в статусе «невозвращенки» — запись для телеканала Би-би-си «чёрного па де де» из балета «Лебединое озеро» в дуэте с Рудольфом Нуреевым и миниатюры «Лебедь».
С декабря 1970 года — прима-балерина Американского театра балета, с сентября 1972 года — Приглашённая звезда Лондонского Королевского балета, с декабря 1984 года — Постоянная Приглашённая звезда Лондон Фестивал Балет. Также много танцевала в труппе Национальный балет Марселя Ролана Пети, поставившего специально для неё балет «Голубой ангел». Неоднократно выступала с труппами крупнейших балетных театров мира: Дойч Опера, Гамбургский балет, Штутгартский балет, Шведский королевский балет, Национальный балет Канады, Государственная парижская опера и других.
Она была первой партнёршей эмигрировавших из СССР Михаила Барышникова («Жизель» в Американском театре балета 27 июля 1974 года) и Александра Годунова (па де де из балета «Дон Кихот» на Гала в честь 40-летия Американского театра балета в «Метрополитен-опера» 13 января 1980 года).
В 1974 году дебютировала как балетмейстер, поставив в Американском театре балета акт «Теней» из балета «Баядерка» Л. Минкуса, а в 1980 году — этот спектакль целиком.
А в декабре 1982 года состоялся её дебют как драматической актрисы на Бродвее — специально для неё был возобновлён мюзикл Ричарда Роджерса, Лоренца Харта, Джорджа Эббота и Джорджа Баланчина «На пуантах» (On Your Toes). За главную роль танцовщицы Веры Бароновой в этом спектакле Макарова получила несколько престижных международных наград.
В годы перестройки, благодаря усилиям главного балетмейстера Кировского театра Олега Виноградова (одноклассника балерины в школьные годы), началось постепенное возвращение Наталии Макаровой на родину. 6 августа 1988 года она впервые за 18 лет выступила с труппой Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова — на гастролях в Лондоне она станцевала Одетту в «белом акте» «Лебединого озера» с Константином Заклинским. А в 1989 году Наталия Романовна выступила в Санкт-Петербурге, куда после почти 20-летней эмиграции приехала, чтобы исполнить несколько фрагментов из балета «Онегин» Джона Крэнко. В январе 1991 года участвовала в транслировавшемся на многие страны мира марафоне «Санкт-Петербург-возрождение», где исполнила номер «Луна» с Хосе Антонио. После этого она оставила балетную сцену.
Карьеру драматической актрисы Макарова продолжила в 1991 году, выступив в роли Великой княгини Татьяны Петровны в спектакле «Товарищ» по пьесе Ж. Дюваля сначала на Чичестерском театральном фестивале, а затем — на сцене Театра Пиккадили в Лондоне. Её партнёром был известный актёр Роберт Пауэлл. В том же году она записала на русском и английском языке сказки для детей: «Снежная королева», «Принцесса-лягушка» и «Жар-птица», изданные компанией Delos Records. В 1992 году Наталия Романовна сыграла роль Гитель в спектакле Романа Виктюка «Двое на качелях» по пьесе У. Гибсона.
В 1995 году специально для Макаровой и легендарного французского танцовщика Жана Бабиле хореограф Миша ван Хук (Misha Van Hoecke) создал миниатюру «Феллини», которую они исполнили на Вилле Боргезе в Риме на Фестивале памяти Федерико Феллини. В том же году на Чичестерском театральном фестивале состоялась премьера спектакля «Неугомонный дух» по пьесе Ноэла Кауарда с Макаровой в роли Эльвиры. В 1997 году она сыграла Лину в пьесе Джорджа Бернарда Шоу «Мезальянс», а в 1998 году выступила в роли Лидии Лопуховой в спектакле «Любовные письма балерины Лидии Лопуховой и Джона Мейнарда Кейнса».
Макарова постоянно проживает в Соединённых Штатах. В настоящее время Наталия Романовна много занимается благотворительностью, принимает участие в различных международных театральных и балетных проектах, переносит свои версии классических балетов на сцены многих театров мира.
Семья
В Ленинграде была замужем за режиссёром Леонидом Квинихидзе, развелась.
22 февраля 1976 года в Сан-Франциско вышла замуж за бизнесмена Эдварда Каркара. Её свидетелем на свадьбе был Михаил Барышников.
1 февраля 1978 года родила сына Андрея.
Репертуар (основные партии)
- 1959 — «Хореографические миниатюры» на сборную музыку, балетмейстер Л. Якобсон — Поцелуй и Размышление
- 1959 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Жизель
- 1960 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Белая кошечка
- 1960 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Ноктюрн и Прелюд
- 1960 — «Медный всадник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Царица бала
- 1960 — «Хореографические миниатюры» на музыку М. Понсе «Estrellita», балетмейстер Л. Якобсон — Слепая
- 1960 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Мария
- 1961 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, редакция К. Сергеева — Па де труа
- 1961 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Фея нежности
- 1961 — «Маскарад» Л. Лапутина, балетмейстер Б. Фенстер — Нина
- 1962 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский — Джульетта
- 1962 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Принцесса Флорина
- 1962 — «Клоп» Ф. Отказова и Г. Фиртича, балетмейстер Л. Якобсон — Зоя Берёзкина — первая исполнительница
- 1962 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, редакция К. М. Сергеева — Одетта-Одиллия
- 1962 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Мазурка и Седьмой вальс
- 1963 — «Далёкая планета» Б. Майзеля, балетмейстер К. Сергеев — Планета
- 1963 — «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, редакция Ф. Лопухова — Царь-Девица
- 1963 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, редакция В. Пономарёва, В. Чабукиани и К. Сергеева — Гамзатти
- 1963 — «Новеллы любви» на музыку М. Равеля, балетмейстер Л. Якобсон — Второй вальс и Седьмой вальс — первая исполнительница
- 1964 — «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер К. Сергеев — Кривляка (возобновление) — первая исполнительница
- 1965 — «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер К. Сергеев — Золушка
- 1965 — «Жемчужина» Н. С. Симонян, балетмейстер К. Боярский — Жемчужина
- 1966 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Раймонда
- 1966 — «Страна чудес» И. Шварца, балетмейстер Л. Якобсон — Девица-Краса
- 1968 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Принцесса Аврора
- 1968 — «Ленинградская симфония» на музыку Д. Шостаковича, балетмейстер И. Бельский — Девушка
- 1968 — «Горянка» М. Кажлаева, балетмейстер О. Виноградов — Асият
- 1970 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Жизель
- 1970 — «Коппелия» Л. Делиба, хореография Э. Мартинеса — Сванильда
- 1970 — «Сильфиды (Шопениана)» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Мазурка и Седьмой вальс
- 1971 — «Сиреневый сад» на музыку Э. Шоссона, балетмейстер Э. Тюдор — Каролин
- 1971 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, постановка Д. Блэра — Одетта-Одиллия
- 1971 — «Река» на музыку Д. Эллингтона, балетмейстер Э. Эйли — Дуэт с Эриком Бруном — первая исполнительница
- 1971 — «Сильфида» Х. Левенсхольда, хореография А. Бурнонвиля, постановка Э. Бруна — Сильфида
- 1971 — «Ромео и Джульетта» на музыку Ф. Делиуса, балетмейстер Э. Тюдор — Джульетта
- 1971 — «Чудесный мандарин» Б. Бартока, балетмейстер У. Гадд — Девушка — первая исполнительница
- 1972 — «Тема с вариациями» на музыку П. И. Чайковского, балетмейстер Д. Баланчин — Солистка
- 1972 — «Скорбные элегии» на музыку Г. Малера, балетмейстер Э. Тюдор — Солистка
- 1972 — «Огненный столп» на музыку А. Шёнберга, балетмейстер Э. Тюдор — Агарь
- 1972 — «Видение розы» на музыку К. М. Вебера, хореография М. Фокина — Девушка
- 1972 — «Весна священная» И. Ф. Стравинского, балетмейстер Д. Тарас — Избранница — первая исполнительница
- 1973 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, постановка Д. Романофф — Лиза
- 1974 — «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского, балетмейстер Д. Баланчин — Терпсихора
- 1974 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, постановка Д. Блэра — Принцесса Флорина
- 1975 — «Па де катр» Ч. Пуни, хореография А. Долина — Тальони
- 1975 — «Эпилог» на музыку Г. Малера, балетмейстер Д. Ноймайер — Дуэт с Эриком Бруном — первая исполнительница
- 1976 — «Серенада» на музыку П. И. Чайковского, балетмейстер Д. Баланчин — Солистка
- 1976 — «Танцы на вечеринке» на музыку Ф. Шопена, балетмейстер Д. Роббинс — Солистка
- 1976 — «Ритуалы» на музыку Б. Бартока, балетмейстер К. Макмиллан — Солистка
- 1976 — «Другие танцы» на музыку Ф. Шопена, балетмейстер Д. Роббинс — Солистка — первая исполнительница
- 1976 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, постановка Мэри Скипинг — Принцесса Аврора
- 1977 — «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, хореография М. Фокина — Жар-птица
- 1977 — «Что-то специальное» на музыку , Назарета, балетмейстер Д. Ачкар — Солистка — первая исполнительница
- 1977 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, балетмейстер М. Барышников — Клара
- 1978 — «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, хореография А. Горского, редакция М. Барышникова — Китри
- 1979 — «Contredances» на музыку А. Веберна, балетмейстер Г. Тетли — Солистка — первая исполнительница
- 1979 — «Желание» на музыку А. Н. Скрябина, балетмейстер Д. Ноймайер — Солистка
- 1979 — «Па де де на музыку Чайковского», балетмейстер Д. Баланчин — Солистка
- 1979 — «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, балетмейстер Д. Роббинс — Солистка
- 1980 — «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и редакция Н. Макаровой — Никия — первая исполнительница
- 1981 — «Павана мавра» на музыку Г. Пёрселла, хореография Х. Лимона — Дездемона
- 1981 — «Дикий мальчик» на музыку Г. Кросса, балетмейстер К. Макмиллан — Солистка — первая исполнительница
- 1982 — Гран па из балета «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. Петипа, постановка М. Барышникова — Раймонда — первая исполнительница
- 1972 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа, постановка Н. Сергеева — Жизель
- 1972 — «Сильфиды (Шопениана)» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Мазурка и Седьмой вальс
- 1972 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, постановка Н. Сергеева, редакция Ф. Аштона — Одетта-Одиллия
- 1973 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография К. Макмиллана — Джульетта
- 1973 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, постановка Н. Сергеева, редакция К. Макмиллана — Принцесса Аврора
- 1974 — «Дуэт на музыку И. Ф. Стравинского», балетмейстер К. Макмиллан — первая исполнительница
- 1974 — «Манон» на музыку Ж. Массне, балетмейстер К. Макмиллан — Манон
- 1974 — «Песня о земле» на музыку Г. Малера, балетмейстер К. Макмиллан — Солистка
- 1975 — «Шахматы» А. Блисса, хореография Н. де Валуа — Чёрная королева
- 1975 — «Элитные синкопы» на музыку С. Джоплина, балетмейстер К. Макмиллан — Солистка
- 1975 — «Лани» Ф. Пуленка, хореография Б. Нижинской — Девушка в синем
- 1975 — «Золушка» С. С. Прокофьева, хореография Ф. Аштона — Золушка
- 1976 — «Voluntaries» на музыку Ф. Пуленка, балетмейстер Г. Тетли — Солистка
- 1976 — «Adagio Hammerklavier» на музыку Л. Бетховена, балетмейстер Х. ван Манен — Солистка
- 1977 — «Урок» на музыку Ж. Делерю, балетмейстер Ф. Флиндт — Ученица
- 1980 — «Месяц в деревне» на музыку Ф. Шопена, хореография Ф. Аштона — Наталья Петровна
Фильмография
Награды
Постановки
Мемуары
- Makarova N. A Dance Autobiography. — N.Y.: Knopf, 1979.
- рус. пер. Н. Макарова. Биография в танце. — М.: АРТ, 2011. — 376 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-87334-095-8
Библиография
- Smakov G. The great russian dancers. — N.Y.: Knopf, 1984. — 342 с. — ISBN 978-0394510743
- Clarke M., Crisp C. Ballerina: The Art of Women in Classical Ballet. — L., 1987.
- Наталья Макарова. Восемнадцать лет спустя. — М.: АРТ, 1993. — 224 с. — 5000 экз. — ISBN 5-87334-070-6
- Иванова З. Рождение балерины/Смена.—1959.—23 июня
- Чистякова В. Танцовщик, спектакль, время/Театр.—1963.—№ 11
- Прохорова В. Сильнее смерти/Театральная жизнь.—1963.—№ 23
- Красовская В. Росчерки современности/Театр.—1965.—№ 10
- Бродская Г. Новая Жизель/Театр.—1968.—№ 1
- Кремшевская Г. Всегда неожиданная/Театральная жизнь.—1969.—№ 8
- Богданов-Березовский В. М. Наталия Макарова // Музыкальная жизнь : журнал. — М., 1969. — № 10.
- Карп П. После долгого отсутствия/Театр.—1989.—№ 11
- Бродская Г. «Я прежнею Татьяной стала…»/Театр.—1992.—№ 12
- Николаевич С. Танцуя Fellini/Домовой.—1995.—№ 10
- Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 300—330. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2
- Яковлева Ю. Девушка с характером/Коммерсантъ.—2000.—22 ноября
Ссылки
- Наталия Макарова на сайте Кино-Театр. Ру
- Наталья Макарова: «Умирающий лебедь» на YouTube
- «белый» акт&hl=ru Видео на YouTube — Наталья Макарова и Энтони Доуэл — фильм на YouTube, показ канала «Культура»
- Наталья Макарова-Галерея. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 23 февраля 2011. (англ.)
- Наталья Макарова-биография (англ.). DanceClassMusic. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 23 февраля 2011.
Примечания
- Макарова, Наталия Романовна // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
- Theatre World Awards (англ.). Theatre World Awards. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.