Маои́зм или иде́и Ма́о Цзэду́на, маоцзэдунъиде́и[1] ( кит. упр. 毛泽东思想, пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г., наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя составляет основу идеологии Компартии Китая по настоящее время.
В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). Маоизм утратил популярность на Западе, после того, как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции.
В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством.
Характеристика
Официальная наука в КНР в состав «идей Мао Цзэдуна» включает следующие теоретические разработки:
- в области философии — в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;
- в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;
- в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория «новой демократии», в которой указан «правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»; разработано учение о стратегии и тактике революции;
- в области экономики — программа «новодемократической революции», предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;
- в области международных отношений — теория «трёх миров», принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях[2].
Соответственно, в современной официальной науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными.
Критики маоизма указывают на следующие черты[3][4][5][6][7][8]:
- Создание террористического подполья.
- Экспорт революций в другие страны.
- Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.
- Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР).
Советские пропагандисты в годы раскола делали акцент на его решениях и идеях периода до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение.[9][10][11] Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики[12][нет в источнике].
См. также
Примечания
- Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая, статью О всесторонней диктатуре над буржуазией и брошюру Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира — огромный вклад в марксизм-ленинизм. Термин «маоизм» использовался советской пропагандой в годы советско-китайского раскола и имел уничижетльную окраску
- ↑ Смирнов, 2005, с. 232-233
- ↑ Богословский В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. М.: Политиздат, 1975.
- ↑ Богословский В. А., Москалев А. А. 1984. Национальный вопрос в Китае (1911—1949). М.: Наука.
- Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010, с.288-474
- ↑ Рахимов Т. Национализм и шовинизм — основа политики группы Мао Цзэ-дуна. М.: Мысль, 1968.
- ↑ Маам Д. Маогийн бодлогод хэлмэгдэж буй Товд орон. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1975, х.40-72.
- ↑ Smith W.W. Tibetan Nation. A History of Tibetan Nationalism and Sino-Tibetan Relations. Boulder: Westview, 1996, p.341-359
- Маоизм в Большой Советской Энциклопедии
- ↑ Опасный курс, в. 1-4. М., 1969—1973
- ↑ Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977.
- Лукин А. В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР
Литература
- Смирнов Д. А. Идейно-политические аспекты модернизации Китая. — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. — 324 с. — 300 экз.
Основные события (1945–1964) |
Основные события (1964–1991) |
Специальные статьи |
Основные персонажи и участники |
Общая хронология
1940-е:
1950-е:
1960-е:
|
1960-е (продолжение):
1970-е:
1980-е:
1990-е:
|
Понятия:
Продолжающиеся конфликты:
|
Лидеры:
Прочие статьи:
|
Культурная революция в Китае |
|
Главные события |
|
Предшествующие события
|
|
|
Первый этап (май 1966 года — апрель 1969 года)
|
|
|
Второй этап (май 1969 года — август 1973 года)
|
|
|
Третий этап (сентябрь 1973 года — октябрь 1976 года)
|
|
|
Последующие события
|
|
|
|
|
|
Главные деятели |
|
Центральный комитет КПК (Политбюро ЦК КПК)
|
|
|
Центральный комитет КПК (Секретариат ЦК КПК)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоги Культурной революции |
|
|
Исследователи Культурной революции |
|
|
|
|