Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Мастера аналитического искусства (группа)

15-10-2023

«Мастера аналитического искусства» (МАИ) — художественное объединение учеников и последователей П. Филонова, существовавшее в Ленинграде с 1925 по 1941 год (формально до 1932 года).

Содержание

История

Коллектив «Мастеров аналитического искусства» («группа Филонова», «школа Филонова») возник в 1925 году из числа учащихся ленинградского ВХУТЕИНа, занимавшимися под руководством П. Н. Филонова и увлечённых его живописным методом. В основе идеологии группы лежали взгляды П. Филонова на изобразительное искусство, изложенные им в своих основных теоретических работах «Сделанные картины» (1914), «Декларация Мирового Расцвета» (1923), «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» (1923)[1]. Члены коллектива стремились воплощать в своих картинах, графике, театральных и декоративно-оформительских работах филоновский принцип «сделанности», выявлять внутреннюю суть социального бытия человека, благодаря чему создаваемые ими образы нередко выражали советскую действительность с «оттенком сюрреалистического отчуждения». Занятия группы проходили на квартире Филонова на Петроградской стороне (ул. Литераторов, 19). Её состав постоянно менялся, за годы существования в занятиях участвовали свыше 70 художников (Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич, С. Л. Закликовская, Е. А. Кибрик, П. М. Кондратьев, А. И. Порет, А. Т. Сашин, М. П. Цыбасов и др.). Официально группа «Мастеров аналитического искусства» существовала до весны 1932 г., однако встречи и совместные занятия последователей метода Филонова в его мастерской продолжались вплоть до смерти художника в начале декабря 1941 года.

Единственная выставка коллектива «Мастеров аналитического искусства» состоялась в 1927 году в ленинградском Доме печати (П. Филонов в выставке не участвовал). В дальнейшем работы отдельных участников коллектива экспонировались на выставках «Современные ленинградские художественные группировки» (1928-29), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932-33), и некоторых других. Члены коллектива совместно работали над оформлением театрального зала и фойе ленинградского Дома печати и постановки там в 1927 году пьесы Н. Гоголя «Ревизор» (режиссёр И. Г. Терентьев). В начале 1930-х в результате разногласий из коллектива ушли Б. И. Гурвич, Е. А. Кибрик, В. А. Сулимо-Самуйлло и некоторые другие художники. Последней совместной работой группы Филонова стало оформление в 1933 году издания «Калевалы» по мотивам карело-финского эпоса. Некоторые из представителей коллектива МАИ впоследствии стали известными художниками, однако, как справедливо отемечали Манин В., Муратов А. и Рощин А., «никогда не достигали уровня учителя».[2]

Участники


Примечания

  1. Живописи 20—30-х годов. СПб., Художник РСФСР, 1991. С.13.
  2. Живописи 20—30-х годов. СПб., Художник РСФСР, 1991. С.30.

См. также

Библиография

  • Ефимов П. Объединение «Коллектив Мастеров Аналитического искусства» (школа Филонова) // Из истории русских художественных группировок. // Панорама искусств. М., 1990. С.103-132.
  • Живописи 20—30-х годов. СПб., Художник РСФСР, 1991.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб., Первоцвет, 2007.


Ссылки

  • Мастера аналитического искусства


Шаблон:Живописцы-члены ЛСХ


Мастера аналитического искусства (группа).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28