15-10-2023
«Мастера аналитического искусства» (МАИ) — художественное объединение учеников и последователей П. Филонова, существовавшее в Ленинграде с 1925 по 1941 год (формально до 1932 года).
Содержание |
Коллектив «Мастеров аналитического искусства» («группа Филонова», «школа Филонова») возник в 1925 году из числа учащихся ленинградского ВХУТЕИНа, занимавшимися под руководством П. Н. Филонова и увлечённых его живописным методом. В основе идеологии группы лежали взгляды П. Филонова на изобразительное искусство, изложенные им в своих основных теоретических работах «Сделанные картины» (1914), «Декларация Мирового Расцвета» (1923), «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» (1923)[1]. Члены коллектива стремились воплощать в своих картинах, графике, театральных и декоративно-оформительских работах филоновский принцип «сделанности», выявлять внутреннюю суть социального бытия человека, благодаря чему создаваемые ими образы нередко выражали советскую действительность с «оттенком сюрреалистического отчуждения». Занятия группы проходили на квартире Филонова на Петроградской стороне (ул. Литераторов, 19). Её состав постоянно менялся, за годы существования в занятиях участвовали свыше 70 художников (Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич, С. Л. Закликовская, Е. А. Кибрик, П. М. Кондратьев, А. И. Порет, А. Т. Сашин, М. П. Цыбасов и др.). Официально группа «Мастеров аналитического искусства» существовала до весны 1932 г., однако встречи и совместные занятия последователей метода Филонова в его мастерской продолжались вплоть до смерти художника в начале декабря 1941 года.
Единственная выставка коллектива «Мастеров аналитического искусства» состоялась в 1927 году в ленинградском Доме печати (П. Филонов в выставке не участвовал). В дальнейшем работы отдельных участников коллектива экспонировались на выставках «Современные ленинградские художественные группировки» (1928-29), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932-33), и некоторых других. Члены коллектива совместно работали над оформлением театрального зала и фойе ленинградского Дома печати и постановки там в 1927 году пьесы Н. Гоголя «Ревизор» (режиссёр И. Г. Терентьев). В начале 1930-х в результате разногласий из коллектива ушли Б. И. Гурвич, Е. А. Кибрик, В. А. Сулимо-Самуйлло и некоторые другие художники. Последней совместной работой группы Филонова стало оформление в 1933 году издания «Калевалы» по мотивам карело-финского эпоса. Некоторые из представителей коллектива МАИ впоследствии стали известными художниками, однако, как справедливо отемечали Манин В., Муратов А. и Рощин А., «никогда не достигали уровня учителя».[2]
|
|
---|---|
1922 | 1923 | 1924 | 1925 | 1926 | 1927 | 1928 | 1929 | 1930 | 1931 | 1932 | 1933 | 1934 | 1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | 1966 | 1967 | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 |
Это заготовка статьи по истории искусства. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Мастера аналитического искусства (группа).