Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Менно Симонс

12-06-2023

Менно Симонс
Menno Simons

Менно Симонс (1554)
Имя при рождении:

Менно Симонс

Род деятельности:

священник, богослов, религиозный лидер

Дата рождения:

1496 год(1496)

Место рождения:

Витмарсум

Национальность:

фриз

Традиция/школа:

католическая, анабаптистская, меннонитская

Дата смерти:

31 января 1561(1561-01-31)

Место смерти:

Бад-Ольдесло

Супруга:

Геертруда

Дети:

сын Ян, две дочери

Значительные идеи:

пацифизм, свобода совести

Значительные работы:

«Основание христианской доктрины», «Духовное воскресение»

Оказавшие влияние:

Обби Филипс, Мельхиор Хоффман, Ганс Денк

Последователи:

меннониты

Менно Симонс (ок. 1496(1496)31 января 1561) — выдающийся лидер анабаптистского движения в Нидерландах в XVI веке. Его последователи впоследствии стали известны под именем меннонитов. Симонс противостоял радикальным хилиастическим взглядам мельхиоритов, совершивших мюнстерскую революцию. Благодаря влиянию Симонса, голландские анабаптисты заняли позиции пацифизма и смогли сохраниться как религиозное движение.

Содержание

Биография

Ранние годы и служение в Католической церкви

Менно Симонс был рождён предположительно в 1496 году в небольшой голландской деревушке Витмарсум в Фрисландии. Практически ничего не известно о его семье: его родители, жившие в Витмарсуме, были скорее всего фермерами. Отца Менно звали Симон, отсюда его имя Менно Симонс (Симонзоон). В 1524 году в возрасте 28 лет Менно становится католическим священником, пройдя обучение в одном из фрисландских монастырей. После рукоположения в Утрехте, Менно был направлен служить в Пингъюм, вблизи Витмарсума.

Поначалу Менно не проявил себя как особо посвящённый служитель церкви, пьянствуя и играя в азартные игры с другими священниками. Но уже через год после принятия сана, можно обнаружить, что Менно подвергся определённому влиянию со стороны сакраменталистов — широко распространённому в то время в Нидерландах движению сторонников Радикальной Реформации. Прежде всего это проявилось в выражаемых им сомнениях по поводу пресуществления хлеба и вина во время Причастия. Менно воспринял сомнения как нашёптывания сатаны. Но после того, как ни молитвы, ни посты, ни исповеди не смогли удалить сомнения, он обратился непосредственно к Библии, чтобы разобраться в сути вопроса. Читая Писание, Менно пришел к выводу, что взгляды сакраментистов являются библейскими. Стоя перед выбором на чей авторитет положиться, авторитет Церкви или Писания, Менно, читая труды Лютера, остановился на авторитете Писания. Вскорости он стал известен как «евангелический проповедник» в католическом приходе.

В 1530 году Менно узнал о том, что в Леевардене, ученик Мельхиора Хоффмана Ян Фолькерц Трипмакер преподаёт крещение взрослым. Для Менно это событие стало очередным богословским потрясением, и он снова начал исследовать Библию, обнаружив, что в ней не содержится прямых указаний на возможность крещения младенцев. Большим потрясением для Менно было, что Лютер и другие лидеры Реформации поддерживали крещение младенцев, "обосновывая его своим собственным разумом, " а не Библией. Таким образом, Менно признал, что взгляды анабаптистов на крещение более соответствуют Библии, нежели взгляды католиков или других реформаторов. Тем не менее, он не собирался порывать с Католической церковью, даже наоборот, принял, предложенный ему, приход в Витмарсуме, в котором он нёс священническое служение вплоть до 1536 года.

Переходу Менно в анабаптизм предшествовал ряд событий, который и стал ключевым для его решения. Гонения на анабаптистов заставили Хоффмана на время прекратить крещения (либо же делать их подпольно) в 1532-33 годах. Усиление гонений и его особый акцент на Втором пришествии Христа, привели к тому, что Хоффман провозгласил скорое возвращение Христа и устроение Им «Нового Иерусалима» в Страсбурге в 1533 году. Отправившись в Страсбург, Хоффман был арестован, а его последователи, мельхиориты, подпали под влияние радикальных хилиастов Яна Матиса и Яна Лейденского. Будучи сильными лидерами, Матис и Лейденский смогли прийти к власти в Мюнстере, где организовали религиозно-коммунистическое сообщество, известное под названием Мюнстерская коммуна.

Милитаристский характер коммуны, по убеждению Менно, противоречил истинному библейскому христианству, которое должно нести мир, а не войну. Поэтому, хотя и убеждённый в необходимости реформирования Католической церкви, Менно считает, что мельхиориты больше нуждаются в возвращении на христианский путь. Он совершает поездку в Мюнстер, где находится, присоединившийся к анабаптистам двумя годами ранее его брат Питер. Попытки переубедить лидеров коммуны не увенчались успехом, и Менно возвращается в Витмарсум ни с чем. 7 апреля 1535 года при обороне Ольде-Клоостер возле Больсварда погибает Питер Симонс. Это событие становится поворотным в жизни Менно.

Анабаптизм

В 1536 году Менно переходит в анабаптизм. С этого момента жизнь Менно превращается в череду переездов. Согласно его собственному признанию, написанному в 1544 году, он «ни в одной стране не мог найти избу или хижину, в которой моя бедная жена и мои маленькие дети могли бы оставаться в безопасности в течение года или хотя бы полугода». Это был его рок с 1536 по 1554 год. Первые годы Менно провёл очевидно в Голландской провинции Гронинген. Но нигде он не мог остановиться на долго. Так, Тйаард Рениккс из Кимсверда был казнён в 1539 году в Леевардене за то, что укрывал Симонса. Официальные документы Леевардена утверждают, что Симонс появлялся в Фрисландии как минимум дважды в год, приобретая всё новых сторонников. 7 декабря 1542 года власти Леевардена объявили вознаграждение в сотню гульденов за информацию о месте нахождения Симонса, который периодически появлялся, проповедуя и крестя новых последователей.

Имеющаяся информация указывает на то, что после своего отхода от католицизма, Менно укрылся в Восточной Фрисландии. Правитель этих земель, Ульрих фон Дорнум из Олдерсума, давно отличался приверженностью Реформации и симпатиями к анабаптистам. Сам он дружил с Андреасом Карлштадтом и Себастьяном Франком, почитал Ганса Денка. Двое из его дочерей вышли замуж за анабаптистов; одна из них за Кристофера ван Евсума, укрывавшего Менно в Гротингене, и которого герцог Альба называл «главным меннонитом». Эта провинция, в которой Мельхиор Хоффман крестил 300 человек в городе Эмдене, была укрытием для многих нидерландских сакраменталистов. Тем не менее, Менно навряд ли имел возможность личной встречи с Ульрихом фон Дорнумом, который умер ранней весной 1536 года. Во время его пребывания в Восточной Фрисландии, делами церкви заведовал суперинтендант Джон а Ласко, находившийся под властью графини Анны Ольденбургской.

Хотя Анна была толерантной правительницей, император повелел ей что-то сделать с множеством религиозных групп, находящихся в её владениях. Посему Анна согласилась изгнать всех тех, кого Ласко сочтёт еретиками. В первую очередь это касалось тех, кто был наиболее близок по религиозным взглядам. В январе 1544 года у Менно состоялся богословский диспут с Ласко, целью которого было обратить Симонса и его последователей в реформаторство. Дискуссия касалась вопросов воплощения, крещения, первородного греха, оправдания, и призвания к служению. Хотя дискутирующие стороны не пришли к полному согласию по данным вопросам, Менно был отпущен в миролюбивой манере, и ему было позволено изложить свои взгляды на бумаге, что он и сделал в трактате под названием «Краткое и ясное исповедание и духовная декларация относительно Воплощения…» В конце этого же года Ласко в тайне от Симонса напечатал этот трактат, и начал использовать его против самого Менно. В начале 1545 года графиня Анна издала декрет, согласно которому последователи Давида Йориса и Батенбурга должны быть подвержены повешению, в случае, если они не покинут подвластные графине территории. Согласно этому же декрету, Менно и его последователи должны быть испытаны Ласко, и только после этого будет принято решение относительно их дальнейшей судьбы. В этом декрете впервые прозвучало название меннониты, указывающее на признание того, что Менно был одним из важнейших лидеров анабаптистского движения в данном регионе.

Однако сам Менно покинул Восточную Фрисландию до провозглашения этого декрета, направившись в район Нижнего Рейна, в окрестности Кёльна и Бонна, где также обращал многих. Деятельность Симонса в этом регионе совпала с последними годами епископства архиепископа Германа фон Вида, изгнанного с кёльнской кафедры за реформаторскую деятельность. Гарденберг, активист реформаторского движения в этом регионе, находясь под влиянием Ласко, начал противодействовать Менно в этом регионе. После изгнания фон Вида и ужесточения политики католической церкви в епархии, Менно переезжает в провинцию Шлёзвиг-Гольштейн.

Осенью 1546 года в окрестностях Любека Менно принимает участие в дебатах с последователями Давида Йориса, руководимых его зятем Николаасом Мейндерцом ван Блесдийком (нидерл. Nicolaas Meyndertsz van Blesdijk). Сам Йорис в это время находился в Базеле. Менно и его сторонники осудили революционный радикализм и крайний спиритуализм группы Йориса, которые ставили личное «откровение» выше Писания, утверждали, что крещение является необязательным и что нет нужды принадлежать к организованной церкви. Йорис и его последователи были отлучены Симонсом. Его в этом решении поддержал ряд других анабаптистских лидеров, присутствовавших на дебатах: Дирк Филипс, Леенарт Боувенс, Гиллис ван Акен и Адам Пастор.

После 1546 года постоянные переезды Симонса продолжаются. Известно, что он некоторое время жил в Любеке, Эмдене, Нижнем Рейне, Леевардене, Мекленбурге, Висмаре, Данциге. Сотрудник Симонса Дирк Филипс стал первым пастором Меннонитской церкви Данцига. Преследования Менно продолжались. Например, в апреле 1549 года Симонс провёл одну ночь в доме Клааса Янса, который за это был казнён в Леевардене 1 июня этого же года.

Известно, что зиму 1553—1554 Менно провёл в ганзейском городе Висмар. Этой зимой из Лондона прибыла группа беженцев, принадлежащих к церкви Ласко. Поскольку Висмар был лютеранским городом, этой реформатской группе отказали в праве причалить в городском порту. Тогда Менно со своими последователями, пройдя по льду, принесли беженцам всё необходимое. В результате этих контактов возникла необходимость нового религиозного диспута, состоявшегося 6 февраля 1554 года, центром которого снова стал вопрос о воплощении Христа. Реформаты пригласили в качестве своего представителя Мартена Микрония. Дебаты приняли очень жесткий поворот, приведя к враждебным выпадам, и закончились тем, что реформаты донесли городским властям Висмара о том, что в городе скрывается Симонс. В результате Менно и его последователи были изгнаны из города. 11 ноября 1554 года был издан декрет, запрещающий анабаптистам находиться в городе.

дом в Бад-Ольдесло, где, как утверждается, жил и трудился Менно

После изгнания из Висмара, Менно с последователями переселились в город Бад-Ольдесло в Гольштейне. Здесь меннониты и сам Менно наконец-то нашли пристанище под покровительством владетеля местных земель Бартоломеуса фон Алефельдта, который предоставил им одно из своих крупнейших имений — Вюстенфелде. Здесь Менно смог отредактировать свои сочинения, написать и издать новые книги. В конце своей жизни Менно уже с трудом передвигался. Один из наиболее ранних портретов Менно, написанный в конце его жизни, изображает его с костылями. Здесь же, в Вюстенфелде 31 января 1561 года Менно Симонс окончил свой земной путь.

Учение

Основу учения Менно Симонса составлял строгий библицизм. Его обращение к Священному Писанию было очень широким. Каждое его сочинение, каждый памфлет был испещрён ссылками на Библию. Также в каждом его издании на титульной странице был напечатан девиз: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Этот девиз стал основой всего учения Менно, которое было строго христоцентрично. Всё учение и практика Менно и его последователей строились на учении Библии и прославлении Христа, как главной цели существования религиозной общины.

Поскольку христоцентричность в понимании Менно заключалась в том, чтобы быть истинными учениками Христа, он ставил строгий акцент на ученичестве и дисциплине. Поэтому в меннонитском учении важное место занимает понятие членства в церкви. Согласно учению, лишь тот, кто возрождён духовно и согласен нести крест Христов, может быть членом истинной Христовой Церкви. Менно соглашался с Лютером в том, что спасение человек приобретает только через веру. Но истинная вера должна быть выражена во внешних действиях, в ученичестве, в следовании за Христом, в готовности пострадать за Его Имя.

Таким образом, Менно согласно с Лютером отверг католическое учение, заменившее спасительную веру, на спасение по делам. В то же время Менно не мог согласиться и с Лютером, который уклонился в крайность, провозглашая необходимость одной только веры. Дела для Божьей славы важны не менее чем вера. Но дела эти должны быть делами благими. Здесь Менно разошёлся во взглядах с крайними анабаптистами: мы не можем силой привести Божье Царство на землю, мы можем лишь жить, как представители этого Царства, согласно законам Царства. Под законами Царства Менно понимал прежде всего учение Иисуса — нагорную проповедь. Основываясь на ней, Менно пришёл к пониманию, что истинные последователи Христа должны быть пацифистами.

Влияние

Менно Симонс, его жизнь и учение, оказали значительное влияние на религиозную жизнь Европы и мира в целом. Прежде всего, благодаря его влиянию и деятельности, северное крыло анабаптистского движение смогло сохраниться, перестроившись и консолидировавшись не вокруг отдельных лидеров, но вокруг вероучения. Хотя Менно не был столь выдающимся богословом, как другие протестантские лидеры, его жажда жить согласно Писанию и искреннее следование за Христом, стали примером для многих его последователей.

Во-вторых, создание меннонитских общин и их формулирование их вероучения, принесло в религиозный и общественный мир понятия, которые в современном мире выглядят как сами собою разумеющиеся, но в то время были революционными. Такие понятия как отделение церкви и государства, свобода совести, добровольное членство в церкви, демократическое церковное управление, святая жизнь, христианское миротворчество были инновационными и даже радикальными в мировоззрении людей того времени. Но зародились они именно в учении Менно Симонса.

В-третьих, Менно и его учение оказали влияние на создание и формирование в христианстве евангельского движения, пионерами которого стали баптисты. Хотя они не являются прямыми наследниками меннонитов, основные идеи, провозглашенные Менно Симонсом легли в основу всех последующих деноминаций евангельского направления, и даже оказали влияние на более древние деноминации.

Труды

  • Dat Fundament des Christelycken leers (1539-40; «Основание христианской доктрины»)
  • Van de Geestlijke Verrijsenisse (ca. 1536; «Духовное воскресение»)
  • De nieuwe Creatuere (ca. 1537; «Новое рождение»)
  • Christelycke leringhen op den 25. Psalm (ca. 1538; «Размышления над двадцать четвёртым псалмом»)

Ссылки

  • Menno Simons. Меннонитская энциклопедия (англ.). Архивировано из первоисточника 12 мая 2012.

Литература

  • Dutch Anabaptism: Origin, Spread, Life and Thought (1450—1600), by Cornelius Krahn
  • The Anabaptist Story: An Introduction to Sixteenth-Century Anabaptism, by William Roscoe Estep ISBN 0-8028-0886-7
  • The Complete Writings of Menno Simons…, translated by Leonard Verduin and edited by John C. Wenger, with a biography by Harold S. Bender ISBN 0-8361-1353-5

См. также

Менно Симонс.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28