Мита (исп. mita, на языке кечуа — обязательная очерёдность) — форма принудительного труда в сельских общинах Империи Инков, а позже в испанских колониях в Америке, при которой выделение людей на общественные работы производилось с помощью жеребьёвки. Из нескольких индейцев жребием выбирался один, который должен был отрабатывать миту в течение определённого времени.
Мита в Империи Инков
Изобретённая инками мита означала обязанность всех (или почти всех) подданных империи работать на строительствах государственного значения, а также выполнять другие необходимые работы, в том числе на государственных рудниках [1]. Существовали также пастушья мита, мита, возлагавшая на индейцев обязанность прислуживать в домах королевских чиновников, воинская служба, мита по посадке коки и пр[1][2].
Как правило, мита ограничивалась тремя месяцами в году[2], на рудниках не более одного месяца[1]. Миту должны были отрабатывать мужчины в возрасте от 25 до 50 лет, которых запрещалось переводить в климатические условия, отличные от тех, в которых они привыкли жить[2]. Люди старше 60 лет освобождались от трудовой повинности, а люди старше 50 лет работали значительно меньше других[1]. Неспособные отрабатывать миту (больные, а также вдовы), получали от государства бесплатно одежду и пищу.
Мита давала государству инков возможность за несколько дней сосредоточить на важных работах десятки тысяч людей. Благодаря ей, очень быстрыми темпами строились дороги, водопроводы, оросительные системы, мосты, дворцы, святилища и крепости[1].
Мита в испанских колониях в Америке
Испанские завоеватели Латинской Америки использовали миту для эксплуатации индейцев в своих колониях. Так, на основе миты, индейцев отправляли на принудительные работы продолжительностью до 300 дней в году. За свой каторжный труд индеец получал лишь 14—18 песо в год, причём из его «жалованья» колониальная администрация удерживала ещё до его выплаты 8 песо налога и 3 песо за рабочую одежду. Соответственно, даже самый прилежный индеец за целый год рабского труда практически не получал ничего. Более того, часто его «повинности» даже превышали годовой заработок, и для оплаты «долга» им приходилось трудиться сверх положенного срока, то есть фактически индеец был вынужден работать непрерывно[1].
В результате подобной эксплуатации, индейское население стало стремительно вымирать. В начале XIX века мита была отменена.
Источники
- ↑ Стингл М. Индейцы без томагавков/ Пер. с чешского В. А. Каменской, О. М. Малевича. Под ред. Р. В. Кинжалова. — М.: Прогресс, 1984—510 с.
- ↑ Галич. М. История доколумбовых цивилизаций — М.: Мысль, 1990. — 408 с — ISBN 5-244-00419-0.
См. также
Инки |
Предыстория |
Кильке | Мольо | Тиуанако | Уари |
Регионы |
Королевство Куско | Антисуйу | Кунтисуйу | Кольасуйу | Чинчайсуйу |
Города |
Вилькабамба | Вилькасуаман | Виткос | Гран-Пахатен | Ингапирка | Инкальяхта | Инкауаси (Аякучо) | Инкауаси (Каньете) | Кахамарка | Кито | Кориуайрачина | Кота-Кока | Куско | Куэлап | Льяванту | Льяктапата | Мачу-Пикчу | Морай | Ольянтайтамбо | Пайтити | Пайхан | Паккаритампу | Пачакамак | Писак | Потоси | Пука-Пукара | Пума Пунку | Ракчи | Саксайуаман | Тамбо-Колорадо | Тамбомачай | Тарауаси | Типон | Тиуанаку | Тукуме | Тумебамба | Уаманмарка | Уиньяй-Уайна | Учкус-Инканьян | Учуй-Коско | Чинчеро | Чокекирао | Шинкаль | Юкай |
Правители |
Сапа Инка | Манко Капак | Синчи Рока | Льоке Юпанки | Майта Капак | Капак Юпанки | Инка Рока | Йауар Уакак | Виракоча | Пачакутек | Тупак Инка Юпанки | Уайна Капак | Уаскар | Атауальпа | Манко Инка Юпанки | Сайри Тупак | Титу Куси Юпанки | Тупак Амару I |
Другие персоналии |
Руминьяви | Кура Окльо |
Соперники, соседи, завоевания |
Каньяри | Колья | Покра | Сикан | Тастиль | Чанка | Чачапойя | Чиму | Чинча |
Войско, оружие |
Армия инков | Оружие | Полководцы | Тактика |
Общество, семья, экономика |
Инкское право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Мосты | Торговля | Почта (Часки) | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Кипукамайоки |
Мифология и религия |
Религия инков | Мифология инков | Амаруканча | Апу | Виракоча | Инти | Кай Пача | Кориканча | Мама Килья | Кавильяке | Пача Камак | Пачамама | Супай | Уака | Уку Пача | Ханан Пача | Ванакаури |
Язык, письменность |
Аймара | Капак сими | Кечуа | Кипу | Токапу | Керо | Пукина | Уру | Рукопись из Варочири | Сообщение кипукамайоков | Тетрадь Бласа Валера | Хроники Монтесиноса |
Символика |
Випала | Чакана |
Науки, философия |
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Система координат | Система счёта, мер и весов инков | Тупу | Юпана |
Культура, искусства, литература |
Музыка | Кена | Тарка | Флейта Пана | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Апу-Ольянтай | Уткха-Павкар | Суримана | Скульптура | Архитектура | Живопись | Ткачество | Настольные игры |
Разное (быт, личности, другое) |
Айлью | Курака | Кухня инков | Мате | Лапачо | Мита | Пукара | Чульпа | Чакира | Кока | Лама | Гуанако | Викуньи | Альпака | Бальса | Картофель | Кукуруза | Киноа | Арракача | Красный перец | Чайот | Авокадо | Угни | Перуанский перец | Морская свинка |
См. также: Доколумбовы цивилизации | Доколумбова хронология Перу |