17-10-2023
Мозес Израэль Финли | |
Moses Israel Finley | |
Сэр Мозес Финли. Колледж Иисуса, Кембридж. 60-ее гг. ХХ в. |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: |
Историк |
Место работы: | |
Альма-матер: |
Мозес Израэль Фи́нли, сэр (Finley, Sir Moses, наст. фам. Финкельштейн; 20 мая 1912 г., Нью-Йорк — 23 июня 1986 г., Кембридж, Великобритания) — американский и английский историк античности, автор многих работ, в частности по экономической истории Древней Греции.
Родился в семье Натана Финкельштейна и Анны Каценеленбоген. (Сменит фамилию в конце 1930-х, см. далее.) Родственники со стороны матери сыграли важную роль в еврейской культуре Европы, начиная с 1-й половины XVI века[уточнить]. Многие представители этой семьи принадлежали к великим раввинам[уточнить].
В пятнадцатилетнем возрасте Мозес заканчивает Сиракьюсский университет (штат Нью-Йорк), бакалавр искусств. Затем он поступает на исторический факультет Колумбийского университета (г. Нью-Йорк), где в 1929 г. получает степень магистра искусств в области государственного права. В тоже время он увлекается изучением работы М. Блока, А. Пиренна, М. Вебера, З. Фрейда, Г. Моска, а также сочинений К. Маркса, оказавших сильное влияние на становление его мировоззрения.
Интерес к изучению античности проявился у него еще в университете, главным образом под влиянием его преподавателя, известного ученого У. Уэстермана, который в то время занимался разработкой комплекса вопросов, связанных с формами рабской зависимости в античном мире.
По окончании университета Финли с 1930 по 1933 гг. занимается исследовательской деятельностью в редакции «Энциклопедии социальных наук». Через тридцать лет, в 1968 г. он напечатает в новом издании этого труда обобщающую статью «Рабство».
Начиная с 1933 г. Финли начинает преподавать в Колумбийском университете в качестве ассистента профессора римского права А. А. Шиллера. В 1934—1935 гг. начинающий ученый избирается членом совета исторического факультета Колумбийского университета. Параллельно с работой в университете, Финли устраивается на половину ставки преподавателем истории в Сити-колледж города Нью-Йорка, где проработает до 1942 г.
В 1934 г. под влияние А. А. Шиллера Финли пишет свою первую статью, посвященную разбору правового положения указов римских императоров. В дальнейшем история Рима не особо привлекала внимание Финли, отдававшего предпочтение Древней Греции.
В 1935 г. Финли пишет новую статью, посвященную афинской торговле, в которой ставит под сомнение возможность использования категории «капитализм» применительно к древнегреческой экономике.
Первые статьи Финли, как признавал позднее сам автор, были написаны в традиционном духе и были лишены какой-либо оригинальности.
Изменения в мировоззрении Финли происходят под влиянием эмигрировавших в США выдающихся представителей немецкой философии, в особенности М. Хоркхаймера и Г. Маркузе.
Финли участвует в организованных философами семинарах и в 1935 г. печатает в «Журнале социальных исследований», издававшемся М. Хоркхаймером, свою первую рецензию, посвященную вышедшим к этому времени десяти томам «Кембриджской истории древнего мира».
С 1937 по 1939 гг. Финли работает в Институте социальных исследований в качестве переводчика. В это время растет интерес Финли к работам К. Маркса, которые активно интерпретируются представителями Франкфуртской школы.
В конце 30-х гг. Финли окончательно порывает с устоями иудаистской культуры. Это ярко проявляется в смене фамилии Финкельштейн.
В начале 40-х гг. XX в. в США разворачивается широкая кампания солидарности с СССР. Одним из проявлений антифашистской солидарности стало создание фонда «Помощь России в войне». Одним из самых активных участников фонда стал М. Финли. Он отдавал множество сил работе фонда, занимал в нем различные руководящие должности, оставив с 1942 по 1947 гг. научную и преподавательскую деятельность.
Первая его рецензия после столь длительного перерыва появилась лишь в 1948 г. В этом же году Финли возобновляет преподавание античной истории в Рутгерском университете (штат Нью-Джерси). Одновременно его избирают членом руководящего органа американского Совета ученых, занимающихся социальными науками. В 1950 г. в Колумбийском университете Финли присваивается степень доктора философии в области истории.
В 1952 г. публикуется первая книга Финли «Исследование о земле и кредите в древних Афинах 500—200 гг. до н. э.» («Studies in land and credit in Ancient Athens. 500—200 B. C., the Horos Inscriptions»). В этой работе Финли исследовал вопрос об экономическом и социальном значении ипотеки в Афинах, анализировал известные по закладным надписям случаи ипотеки. В итоге работы Финли пришел к выводу, что изученные им материалы не позволяют говорить о кризисе мелкого землевладения в Афинах IV в. до н. э.
В конце 40-х гг. США были охвачены так называемой «Красной паникой». Широко практиковались обвинения в связях с так называемыми «Коммунистическими организациями», которые влекли за собой потерю работы и занесение в «черные списки», не дававшие возможности ее вновь найти. Столь печальная участь не прошла мимо М. Финли. В 1952 г. он был уволен из университета Рутгерса, а в 1954 г. был вызван в Подкомиссию по вопросам внутренней безопасности Сената США. Он решительно отказался сотрудничать с Подкомиссией, сославшись на Пятую поправку Конституции США, позволяющую не свидетельствовать против самого себя.
В 1954 г. выходит новая работа Финли «Мир Одиссея» («The World of Odysseus»), в которой Финли, стремясь воссоздать систему социально-экономических отношений так называемого гомеровского общества, утверждал, что в поэмах Гомера нашло отражение общество 10 — 9 вв. до н. э., которое «бесконечно ближе» восточной деспотии, чем греческому миру 8 — 7 вв. до н. э.
Оставшись без работы и возможности ее получить, Финли в 1955 г. переезжает в Великобританию. До 1964 г. он работает преподавателем классического отделения Кембриджского университета. Одновременно в 1960—1964 гг. Финли исполняет обязанности библиотекаря Колледжа Иисуса (Jesus College) того же университета.
В 1964 г. он избирается экстраординарным профессором социальной и экономической истории древнего мира в Кембриджском университете. В 1970 г. Финли стал профессором древней истории все в том же университете.
Первые работы Финли, написанные им в Великобритании, затрагивают, главным образом, вопросы экономической истории. Продолжая исследование микенского общества, он углубляет намеченное ранее в книге «Мир Одиссея» положение о близости микенского хозяйства к древневосточным формам экономики.
В 1959 г. Финли издает отрывки работ Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Полибия, используя при этом существующие уже английские переводы, но подвергнув их некоторым уточнениям.
В конце 50-х — начале 60-х гг. Финли начинает уделять внимание анализу античного рабства. Исследуя разнообразные формы зависимости в Древней Греции, Финли считал определяющим фактором экономики преобладающий удельный вес рабского труда. По его мнению, античное общество несомненно было основано на рабском труде.
В 1960 г. под редакцией Финли выходит сборник статей «Рабство в классической древности. Взгляды и разногласия», обобщивший разнообразие точек зрения на эту проблему в исторической науке.
В период с 1959 по 1965 гг. Финли исполнял обязанности секретаря университетского Филологического общества, а с 1967 по 1969 гг. был избран председателем Совета классического факультета Кембриджского университета. С 1969 г. он был главным редактором британской серии «Древняя культура и общество».
С началом 60-х гг. научная карьера Финли начинает приобретать все большее значение. Три раза, в 1962 г. (г. Экс-ан-Прованс), в 1965 г. (г. Мюнхен) и в 1978 г. (г. Эдинбург) Финли избирался членом организационного комитета секции античной истории международной конференции по истории экономики. На Международном историческом конгрессе в г. Брно в 1966 г. он возглавлял одну из секций.
Ярким свидетельством научного авторитета Финли может послужить приглашение его для чтения лекций в ряде зарубежных учебных заведений: в Ратгерский и Калифорнийский университеты (США) в 1972 г., в Коллеж де Франс (Франция) в 1978 г.
В 1972 г. Финли впервые получает в университете г. Лестера (Великобритания) высшую в западной гуманитарной науке степень почетного доктора литературы. Впоследствии он получил ее также в Шеффилдском (Великобритания) и Саскачеванском (Канада) университетах в 1979 г.
В 1968 г. Финли публикует сборник статей под названием «Аспекты античности» (второе дополнительное издание — 1977 г.), в который он включил рецензии и популярные статьи, напечатанные в разное время, преимущественно, в массовых журналах. В этом же году Финли издает книгу «Античная Сицилия», представлявшую собой первую часть трехтомной истории острова, создававшуюся по инициативе Д. М. Смита.
В 1970 г. Финли пишет новый труд под названием «Ранняя Греция: бронзовый и архаический века» (второе издание — 1981 г.).
В 1973 г. выходит обобщающая работа «Античная экономика» («The Ancient Economy»). В этой работе Финли утверждает, что античность не знала таких экономических категорий, как «капитал», «продукция», «капиталовложение», «спрос», «предложение»; не существовало представления о полезности и возможности постоянного прогресса технологии. При определении места человека в обществе имели значение: состояние (бедность всегда презиралась), сословие, статус, класс, причем, с точки зрения Финли, марксистская концепция класса вряд ли применима при анализе античного общества. Гибель античного общества, по мысли Финли, проистекает вследствие замены полисного строя бюрократической монархией.
В 1975 г. выходит статья Финли «Спарта», в которой он решительно выступает против тезиса о спартанском милитаризме. С его точки зрения, основная функция Спартанского государства не военная, а полицейская. По мнению Финли, спартанская система не была уникальным явлением в Греции: все элементы, из которых она слагалась, встречались и в других государствах, специфика же заключалась в том, что эти элементы (илотия, царская власть, система возрастных классов, сисситии) соединены воедино.
Начало 70-х гг. — время, когда имя Мозеса Финли начинает звучать особенно громко. 1971 г. принес ему звание члена Британской академии. В 1973—1974 гг. он избирался президентом Классической ассоциации, в 1974 г. был награжден за работы в области истории литературной Вулфсоновской премией. С 1975 г. Финли являлся иностранным членом Датской королевской, а с 1979 г. и Американской академий. С 1976 по 1982 гг. Финли возглавлял основанный в 1964 г. Дарвиновский колледж (Darwin College) Кембриджского университета. В то же время он становится членом ряда Королевских обществ Великобритании (исторического, покровительства искусствам и др.). В ноябре-декабре 1978 г. М. Финли был приглашен для чтения лекций в Коллеж де Франс[1].
В 1979 г. Мозес Финли получает рыцарское звание и титул Сэра. Это событие явилось признанием не только научной, но и педагогической деятельности Финли, а также высокой оценки его вклада в общественную жизнь Великобритании.
В конце 70-х Финли постепенно отходит от активной преподавательской и административной деятельности. Он оставляет должность профессора древней истории в 1979 г. и пост главы Дарвиновского колледжа в 1982 г. Но до конца жизни он носил заслуженное звание профессора Кембриджского университета.
За год до своей смерти, в 1985 г., он издает историографический по своему характеру сборник статей под названием «Античная история: свидетельства и модели» («Ancient History: Evidence and Models»), посвященный двум из его учеников — П. Гэрнси и К. Уитакеру.
Сэр Мозес Израэль Финли скончался 23 июля 1986 г. в возрасте 74 лет, на следующий день после кончины своей горячо любимой супруги. На смерть выдающегося ученого откликнулись крупнейшие английские газеты и исторические журналы ряда стран, поместившие на своих страницах посвященные ему некрологи.
Еще в 1932 г. Финли вступает в брак со школьной учительницей Мэри Тирс, которая до конца жизни оставалась его незаменимой помощницей и верным другом. Они прожили в браке почти пятьдесят четыре года. У четы Финли не было детей. Возможно, именно смерть любимой жены 22 июля 1986 г. и повлияла на его скоропостижную кончину.
Мозес Финли.