17-10-2023
«Надежда» | |
---|---|
Служба: | Болгария |
Класс и тип судна | Торпедная канонерская лодка, в Болгарии — крейсер |
Строительство начато | 1897 год |
Спущен на воду | 1898 год |
Введен в эксплуатацию | 1900 год |
Статус | Разобрана на металл |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 717 тонн |
Длина | 67 м |
Ширина | 9,4 м |
Осадка | 3,1 м |
Двигатели | 2 паровые машины |
Мощность | 3100 л. с. (2,28 МВт) |
Движитель | 2 |
Скорость хода | 18 узлов (33,3 км/ч) |
Экипаж | 97 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 2 × 100-мм, 2 × 65-мм, 2 × 47-мм |
Минно-торпедное вооружение | два 380-мм торпедных аппарата |
«Надежда» — торпедная канонерская лодка ВМС Болгарии, получившая известность благодаря восстанию ее экипажа в декабре 1918 года.
Содержание |
Корабль построен по заказу Болгарии во Франции, в Бордо, в 1897—1898 годах. Проект разработан на базе французского авизо «Касабланка». Корабль, будучи самым крупным кораблем ВМС Болгарии, официально числился крейсером[1], хотя по существу являлся мореходной торпедно-канонерской лодкой.
Принимал участие в обеих Балканских войнах. В начале Первой мировой войны 100-мм орудия с корабля были демонтированы, после чего крейсер стал брандвахтой в Варне[1].
16 сентября 1918 г. «Надежда» пришла в Севастополь для ремонта.
Получив в сентябре сообщение о демобилизации болгарской армии, командир крейсера отправил в Болгарию большую часть экипажа, оставив 24 человека из числа наиболее благонадежных. Сам крейсер продолжал находится в Севастополе. Постепенно на корабль распространилась большевистская агитация, матросы корабля создали Комитет, во главе с портупей-юнкером Спасом Спасовым, который установил связь с подпольной большевистской организацией Севастополя[2].
10 декабря состоялось первое заседание комитета, на котором от командира крейсера Стателова требовалось улучшить питание матросов, также матросы требовали у командира выделить средства для поездки делегации в Болгарию, требовали прекращения всякой работы на корабле, кроме несения караульной службы.
Требования были предъявлены командиру крейсера, который отказался их удовлетворить и покинул корабль.
Управление крейсера перешло в руки комитета. 15 декабря 1918 г. на корабле вспыхнуло большевистское восстание под руководством портупей-юнкера Спаса Спасова. В схватке один из офицеров бросился с оружием на С. Спасова, но был убит[2].
К вечеру восстание было подавлено английской морской пехотой, вызванной командиром крейсера.
По просьбе командира крейсера ночью болгарские моряки были арестованы английским караулом и посажены на английский крейсер «Темерер», который вышел в море и взял курс к болгарским берегам.
В годы гражданской войны «Надежда», оказавшись брошенной, продолжала находится в Севастополе. Разобрана в Севастополе, в конце 1920-х гг.
В 1968 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденами группа бывших матросов болгарского крейсера «Надежда», которые подняли восстание в декабре 1918 года в Севастополе «в защиту завоеваний Великого Октября и в знак солидарности с рабочим классом Советской России, против буржуазного строя в Болгарии, за свободу своего народа». [3]
В 1956 году в Болгарии был снят художественный фильм, посвященный этим событиям.
Надежда (крейсер).