Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Надежда (крейсер)

17-10-2023

«Надежда»
Крейсер «Надежда» в Варне
Служба:  Болгария
Класс и тип судна Торпедная канонерская лодка, в Болгарии — крейсер
Строительство начато 1897 год
Спущен на воду 1898 год
Введен в эксплуатацию 1900 год
Статус Разобрана на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 717 тонн
Длина 67 м
Ширина 9,4 м
Осадка 3,1 м
Двигатели 2 паровые машины
Мощность 3100 л. с. (2,28 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 18 узлов (33,3 км/ч)
Экипаж 97 человек
Вооружение
Артиллерия 2 × 100-мм,
2 × 65-мм,
2 × 47-мм
Минно-торпедное вооружение два 380-мм торпедных аппарата

«Надежда» — торпедная канонерская лодка ВМС Болгарии, получившая известность благодаря восстанию ее экипажа в декабре 1918 года.

Содержание

Служба

Корабль построен по заказу Болгарии во Франции, в Бордо, в 1897—1898 годах. Проект разработан на базе французского авизо «Касабланка». Корабль, будучи самым крупным кораблем ВМС Болгарии, официально числился крейсером[1], хотя по существу являлся мореходной торпедно-канонерской лодкой.

Принимал участие в обеих Балканских войнах. В начале Первой мировой войны 100-мм орудия с корабля были демонтированы, после чего крейсер стал брандвахтой в Варне[1].

16 сентября 1918 г. «Надежда» пришла в Севастополь для ремонта.

Восстание и дальнейшая судьба

Получив в сентябре сообщение о демобилизации болгарской армии, командир крейсера отправил в Болгарию большую часть экипажа, оставив 24 человека из числа наиболее благонадежных. Сам крейсер продолжал находится в Севастополе. Постепенно на корабль распространилась большевистская агитация, матросы корабля создали Комитет, во главе с портупей-юнкером Спасом Спасовым, который установил связь с подпольной большевистской организацией Севастополя[2].

10 декабря состоялось первое заседание комитета, на котором от командира крейсера Стателова требовалось улучшить питание матросов, также матросы требовали у командира выделить средства для поездки делегации в Болгарию, требовали прекращения всякой работы на корабле, кроме несения караульной службы.

Требования были предъявлены командиру крейсера, который отказался их удовлетворить и покинул корабль.

Управление крейсера перешло в руки комитета. 15 декабря 1918 г. на корабле вспыхнуло большевистское восстание под руководством портупей-юнкера Спаса Спасова. В схватке один из офицеров бросился с оружием на С. Спасова, но был убит[2].

К вечеру восстание было подавлено английской морской пехотой, вызванной командиром крейсера.

По просьбе командира крейсера ночью болгарские моряки были арестованы английским караулом и посажены на английский крейсер «Темерер», который вышел в море и взял курс к болгарским берегам.

В годы гражданской войны «Надежда», оказавшись брошенной, продолжала находится в Севастополе. Разобрана в Севастополе, в конце 1920-х гг.

В 1968 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденами группа бывших матросов болгарского крейсера «Надежда», которые подняли восстание в декабре 1918 года в Севастополе «в защиту завоеваний Великого Октября и в знак солидарности с рабочим классом Советской России, против буржуазного строя в Болгарии, за свободу своего народа». [3]

В 1956 году в Болгарии был снят художественный фильм, посвященный этим событиям.

Галерея

Примечания

  1. ↑ http://wunderwaffe.wrz.hu/MK/1999_03/09.htm
  2. ↑ http://www.gosarhiv.sev.net.ua/fulldoc/pdf/hronika_grahdanskoj_voini.pdf
  3. РАЗГРОМ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ИНТЕРВЕНТОВ И БЕЛОГВАРДЕЙЦЕВ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Надежда (крейсер).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28