Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Нападение ихэтуаней на КВЖД

15-10-2023

Нападение ихэтуаней на КВЖД
Ихэтуаньское восстание

Железнодорожные пути ЮМЖД (станция Далянь)
Дата

6 июля 1900 — 27 июля 1900

Место

Маньчжурия, ЮМЖД (КВЖД)

Итог

Фактическая победа России,
стратегическая победа Китая

Стороны
 Российская империя Империя Цин
Ихэтуани
Силы сторон
~
Потери
242 убито
1 283 ранено[1]
~
 
Ихэтуаньское восстание

Нападение ихэтуаней на КВЖД — эпизод Ихэтуаньского восстания, произошедший в июле 1900 года, в ходе которого силы Китайской Императорской армии и ихэтуаней предприняли попытку уничтожения российских железнодорожных путей в Маньчжурии, чтобы препятствовать вторжению русских войск на территорию Цинского Китая.

Содержание

Предпосылки и цели

Главной задачей ихэтуаней и китайских войск, вынужденных поддержать восстание, было создание условий, при которых вторжение русских войск в Маньчжурию было бы невозможным. Наиболее простым способом достижения таких условий были погромы на железнодорожных путях, многие из которых находились только на стадии строительства. Согласно императорскому указу, изданному накануне нападения, китайские войска должны были полностью подчинить себе ЮМЖД.

Ход событий

6 июня произошла первая атака ихэтуаней на строящиеся пути КВЖД. Китайцы разрушали участки железной дороги: как построенные, так и недоделанные, уничтожали телеграфные линии[2] и угольные шахты[3], жилые и служебные помещения на железнодорожных станциях, поджигали мосты[4]. Во время одного из нападений китайцы убили казака[5]. Еще 15 русских было убито во время столкновения с китайскими кавалеристами[6]. В результате этого многие строители и станционные работники были вынуждены покидать места работы и спасаться бегством; некоторые погибали. За несколько дней китайским войскам удалось захватить большую часть ЮМЖД.

Основными целями русских войск были возврат контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, рекой Амур, и нанесение поражения китайским силам на этом участке[7]. Уже 23 июля русские войска взяли Инкоу, а в начале августа коалиционные силы Альянса восьми держав, включая русские, развернули масштабное контрнаступление, вследствие чего угроза нового нападения со стороны ихэтуаней была ликвидирована, а железнодорожные пути вновь перешли под контроль России[8].

Итоги

В общей сложности ущерб от разрушений на КВЖД, причиненный ихэтуанями во время июльских набегов, составил свыше 72 миллионов рублей: из 1 300 верст железнодорожного пути было разрушено около 900. В особенности пострадал западный участок КВЖД. Пути на отдельных участках были восстановлены лишь в 1901 году и защищены надежной охраной в виде сил новообразованного Заамурского округа Пограничной стражи[9].

Примечания

  1. ВОССТАНИЕ «ИХЭТУАНЕЙ». РУССКИЕ В ПЕКИНЕ. ПОГРОМ КВЖД
  2. История Амурской области
  3. The Russo-Chinese War. — Diplomatic Press, 1967. — P. 14.
  4. The Russo-Chinese War. — Diplomatic Press, 1967. — P. 14.
  5. Imperialism. — Nova History Publications, 2003. — P. 406. — ISBN 159033664X
  6. The Russo-Chinese War. — Diplomatic Press, 1967. — P. 50.
  7. The Russo-Chinese War. — Diplomatic Press, 1967. — P. 160.
  8. The Manchurian Railways and the Opening of China: An International History. — M.E. Sharpe, 2009. — P. 22. — ISBN 0765625156
  9. Харбин: страницы истории

Нападение ихэтуаней на КВЖД.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28