Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Невский-25 (объединение)

21-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Афиша выставки объединения "Невский-25". Ленинград. 1989.

«Невский-25» — объединение художников и одноимённая сквот-мастерская существовавшая с 1987 по 1990 год в центре Ленинграда, на последнем этаже Дома Казанского собора.

История объединения

История сквота началась 13 марта 1987 года, в день, когда четвертый этаж был аннексирован молодыми художниками экспериментаторами, самовольно вселившимися в бывшую коммунальную квартиру № 20, поставленного на капремонт (но не полностью расселенного) дома 25 по Невскому проспекту (угол Невского и улицы Плеханова).

Невский проспект у Казанской площади. Июнь 1987 года. Слева дом № 25 (Дом Казанского собора).

Организаторами мастерской-коммуны стали Алексей Парыгин и Леонид Кипарисов. Основная цель мастерской – возможность свободной работы и неформального общения людей, связанных с искусством и литературой [1]. Объединение не только не имело официального статуса, но было в прямом смысле андеграундом: входные двери искусно замаскированы – забиты метровыми листами кровельного железа с приколоченными крестом дюймовыми досками и торчащими гвоздями. Замков не было, снаружи дверь открывалась при помощи хитроумного скрытого приспособления. Но попасть внутрь можно было только по рекомендации «своих». Подобные меры являлись неизбежной реакцией художников на неоднократные попытки выселения, со стороны местных властей и милиции, периодически устраивавших рейды [2].

А. Парыгин. Автопортрет в мастерской. Коллаж. 1989 год. 24 х 34 см.

В сквот приезжали музыканты из Киева, фотографы из Прибалтики, собиратели живописи и студенты из США, Германии и других стран. Регулярно проводились поэтические чтения и диалоги по современному искусству. Было напечатано несколько самиздатовских литературных сборников [3]. В том числе, с одноименным названием «Невский 25» [4] (авторы: Алексей Парыгин, Андрей Вермишев, Дмитрий Стрижов, Анатолий Лукхитян и другие) [5]; "Котоводство и кошколовство" Леонида Кипарисова (авторы: Л. Кипарисов, С. Никольский и другие). Издавались малотиражные авторские книги: "Зеленая книга" [6], "Моя мансарда" [7][8], "Цветные звуки" [9], "Песок" [10] (1989-1990) Алексея Парыгина, впоследствии неоднократно экспонировавшиеся на международных и отечественных выставках, каталогизированные [11] и описанные в профильной профессиональной литературе [12], и получившие музейную оценку [13][14][15]. Проводились эксперименты по созданию и записи шумовой музыки.

Объединение вынужденно закончило своё существование к июню 1990 года, через полгода после отключения всех коммуникаций и полного расселения дома, пережив не один потоп, нашествие бомжей, пожары в соседних квартирах и прочие напасти [16].

Участники объединения

Всего, за три года существования объединения в его работе приняло участие несколько сот человек: художники, поэты, музыканты, философы и просто любители и коллекционеры искусства. Постоянными участниками процесса или частыми гостями сквота были: Марина Парыгина, Саша Крылова, Елена Григорьянц, Андрей и Ольга Вермишевы, Тамара Митина, Наталья Плеханова, Валентин Чиков, Александр Борков[17], Владимир Иосифов [18], Андрей Ефи, Александр Федоров, Анатолий Ясинский [19], Константин Кубланов [20], Антон Николаев, Наталья Муретова, Митя Бахтин, Сергей Фирсов, Андрей Акишин[21], Ольга и Александр Палатниковы и многие другие.

Выставки (выборочно)

Художники объединения принимали участие в ряде городских выставок второй половины 1980-х годов, несколько экспозиций было организовано непосредственно на территории сквот-мастерской (1988-1989).

  • Молодежная выставка. ВЗ на Отхе. Июнь 1990. Ленинград.
  • Без жури. ВЗ на Отхе. Апрель 1989. Ленинград.
  • Молодежная выставка. ВЗ на Отхе. 1989. Ленинград.
  • Антарктида. Сквот-мастерская Невский 25. (Л. Кипарисов, А. Парыгин, В. Иосифов). Лето 1989. Ленинград.
  • Живопись. Фойе кинотеатра «Молодежный». (А. Акишин, Л. Кипарисов, А. Парыгин). Лето 1989. Ленинград.
  • Союз № 0. Сталепрокатный завод. (А. Борков, А. Парыгин, А. Вермешев, А. Ясинский и другие). 5—30 декабря 1988. Ленинград.
  • Ленинград, история, люди. ВЗ на Отхе. Июнь 1988. Ленинград.

Библиография

Цитата из статьи, с. 188:

Часть окон занятой нами квартиры выходило в небольшой внутренний двор, часть на Казанский собор, а часть на Невский проспект и Лютеранскую церковь св. Петра и Павла, в которой в то время еще был действующий бассейн.

  • «Автографическая книга» в рамках направления Artists book» (книга художника) // ХХ век. Две России – одна культура: сб. н. трудов по материалам 14-х Смердинских чтений, том 160 — СПб: СПб ГУКИ, 2006. — С. 96-108.
  • Григорьянц Е. "Книга художника": к феноменологии жанра. — Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 7., СПб: АИС, 2006. С. 260-267.

Цитата из статьи (о книге "Моя мансарда"), с. 265:

...художник использует элементы фото-графики, вводя в книгу обработанные фотографии с видами Невского, Казанского собора, интерьера мастерской. Они дополняются его собственными графическими работами, а также аппликацией из цветной бумаги, кусочков обоев со стен мастерской. Настоящие обои художник использует и в качестве форзаца, усиливая, таким образом, ощущение от крышки переплета как двери в пространство особого мира.

  • Парыгин А. Б. Объединение художников «Невский-25″ в контексте своего времени // Вестник СПб Государственного университета технологии и дизайна. — 2014. — Серия 3. № 1, СПб: СПб ГУТД, 2014. — С. 84-92.
  • АКТ Литературный самиздат/ Выпуск 15/ август-ноябрь/ 2004. СПб. – С. 21-22.
  • Кипарисов Л. Литературный альманах Котоводство и кошколовство. - Л. (машинописный самиздат), 1987. - 21 с.

Примечания

  1. Каменский А. А. Что значит быть современным? Ответ на этот вопрос ищут молодые художники. — Газета Правда, 9 сентября 1988
  2. Парыгин А. Б. Невский-25. Субъективные записки художника. — Петербургские искусствоведческие тетради, № 31, СПб: АИС, 2014. — С. 190.
  3. АртРу.инфо. Книги и стихи из сквота: Алексей Парыгин и др
  4. Альманах НЕВСКИЙ 25. – Ленинград, 1990. 30,7 Х 22,2 см. - 37 с.
  5. АКТ Литературный самиздат/ Выпуск 15/ август-ноябрь/ 2004. СПб. – С. 22.
  6. knizhnica.com Парыгин А. Зеленая книга (pdf)
  7. Парыгин А. Моя мансарда. 1990.
  8. knizhnica.com Парыгин А. Моя мансарда (pdf)
  9. Парыгин А. Цветные звуки. 1989.
  10. knizhnica.com Парыгин А. Песок (pdf)
  11. Die Verwandlung. 25 Jahre russische Künstlerbücher 1989-2013. LS collection Van Abbemuseum Eindhoven (каталог выставки). Eindhoven, 2013
  12. Григорьянц Е. «Автографическая книга» в рамках направления Artists book» (книга художника) // сб. н. трудов по мат. 14-х Смердинских чтений. Том 160 — СПб, 2006. — С. 101-105.
  13. LS Collection Van Abbemuseum. Katalog: Aleksei Parygin
  14. Sächsische Landesbibliothek. Staats- und Universitätsbibliothek (Dresden). Katalog: Parygin, Aleksej
  15. Moderne Buchkunst seit 1960
  16. Парыгин А. Б. Невский-25. Субъективные записки художника. — Петербургские искусствоведческие тетради, № 31, СПб: АИС, 2014. — С. 192
  17. Художник Александр Борков.
  18. АртРу.Инфо Иосифов, Владимир Владимирович.
  19. АртРу.Инфо Ясинский, Анатолий Геннадьевич.
  20. АртРу.Инфо Кубланов, Константин Леонидович.
  21. Андрей Акишин в галерее "Митьки-ВХУТЕМАС".

Ссылки

Невский-25 (объединение).

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28