Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Новицкий, Пётр Карлович

16-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Пётр Новицкий

П. К. Новицкий обучает фотографии М. И. Ульянову
Род деятельности:
Дата рождения:

26 апреля 1885(1885-04-26)

Место рождения:

Украина, Российская империя

Гражданство:

Российская империя Российская империяСССР СССР

Дата смерти:

7 сентября 1942(1942-09-07) (57 лет)

Место смерти:

СССР

Награды и премии:

Викискладе

Пётр Ка́рлович (Константи́нович) Нови́цкий (26 апреля 1885, Украина, Российская империя — 7 сентября 1942, СССР) — российский и советский фотограф, оператор кинохроники и документального кино. Автор исторических киносюжетов и фоторепортажей о событиях Первой мировой и Гражданской войн, Февральской и Октябрьской революций, четырёх полярных экспедициях О. Ю. Шмидта (1929—1934). Кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1932) и Красной Звезды (1934)[1].

Биография и творчество

Дореволюционный период. Балканская и Первая мировая войны

Пётр Новицкий родился в 1885 году на Украине. В 1909 году окончил Киевское художественное училище по классу живописи. Со студенческих лет занимался фотографией. За год до окончания училища вступил в фотографическое общество «Дагер», осваивал фотоискусство под руководством фотохудожника-пикториалиста Н. А. Петрова. Первая фоторабота — жанровая постановочная фотография «Утро», опубликованная в журнале «Вестник фотографии» (1910. № 3), посвящена учителю[2][3][4][5].

По окончании училища работал фоторепортёром в газете «Киевская мысль». В 1910 году переехал в Москву. Работал кинооператором в московском отделении французской фирмы «Gaumont». Снимал хронику городской и губернской жизни, торжества, происшествия. В 1912 году был командирован для съёмок на боевые участки фронта Балканской войны, куда добирался на паровозном тендере и буйволах. Два года работал военным кинооператором на фронтах Болгарии, Сербии, Турции. Проявленными в работе смелостью и оперативностью обратил на себя внимание руководства фирмы, в 1914 году был приглашён в Париж для заключения контракта о съёмках событий надвигающейся Первой мировой войны[6][3].

С началом войны вернулся из Парижа в Москву. Определившись военным кинооператором в Скобелевский просветительный комитет, отправился на фронт. До начала Февральской революции работал на передовой в составе 96-го Омского полка, им были засняты взятие русскими войсками Перемышля, бои на Гнилой Липе, у Белявы и другие события Первой мировой войны. В периоды затишья военных действий обращался к художественной фотографии, производил съёмки на прифронтовой полосе. Трижды был ранен[7][3].

Революции и Гражданская война. Лениниана

Мне пришлось наблюдать исключительную выдержку и храбрость хроникёра П. Новицкого. На съёмке взорванных <…> артиллерийских складов в Хорошёве он спокойно снимал под дождём падающих осколков, меняя места, выбирая лучшие точки, и чудом остался невредимым…

В 1917 году Новицкий делал сюжеты для киножурнала «Свободная Россия». Снимал события Февральской революции в Москве. В дни Октябрьской революции вёл съёмки на улицах Петрограда в составе киногруппы под руководством сотрудника Скобелевского комитета журналиста Михаила Кольцова, его съёмки вошли в фильм «Октябрьский переворот» (1917). В 1918—1922 годах работал в Московском кинокомитете Наркомпроса и Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса, в 1918—1919 годах снимал сюжеты для журнала «Кинонеделя»[9][5].

В январе 1918 года Новицким было задокументировано открытие Учредительного собрания в Таврическом дворце. В апреле того же года под пулемётным обстрелом кинооператор заснял восстание анархистов в Москве и их разоружение — согласно воспоминаниям Новицкого, штативом для камеры служили станок и щиток от пулемёта. В том же году снял празднование 1 мая на Ходынском поле — военный парад и другие эпизоды праздника. Кинокадры его хроники, запечатлевшие В. И. Ленина с женой и сестрой в автомобиле, впоследствии многократно воспроизводились в виде отдельных фотографий[10].

В июне 1918 года Новицкий был командирован в Киев для съёмок переговоров делегации РСФСР с Украинской радой. Им были сделаны исторические кинокадры с Нестором Махно, Симоном Петлюрой, съёмки парада Белой армии на Софийской площади и др. В 1918—1919 годах Новицкий был кинохроникёром агитационных поездок председателя ВЦИК М. И. Калинина по территории СССР на поезде «Октябрьская революция», впоследствии хроника восьмимесячной поездки легла в основу фильма «Всесоюзный староста» (1927)[11][12].

В годы революции и Гражданской войны Новицким засняты бои отряда П. Е. Дыбенко под Гатчиной, отправка красной артиллерии на бой с войсками генерала П. Н. Краснова, бои с армией генерала Н. Н. Юденича на Красной горке под Петроградом. На один день оператор был командирован в Гельсингфорс для съёмки сцен борьбы финской красной гвардии с белыми. По отснятым материалам был создан фильм «Красная Финляндия». В 1919 году по личному распоряжению В. И. Ленина Новицкий снял хронику вскрытия мощей Тихона Задонского[13].

Ряд киносюжетов Новицкого связан с вождём революции В. И. Лениным. Кинооператор запечатлел его на открытии мемориальной доски в память павших в октябрьских боях в первую годовщину революции, на похоронах Я. М. Сверлова 18 марта 1919 года, выступление с балкона здания Моссовета перед коммунистами, мобилизованными на борьбу с армией генерала А. И. Деникина 16 октября 1919 года, участие в демонстрации на Красной площади 7 ноября 1920 года. Снятые Новицким киносюжеты вошли в специальный выпуск киножурнала «Ленинская киноправда» (Киноправда. 1925. № 21), смонтированного режиссёром Дзигой Вертовым к первой годовщине со дня смерти Ленина[14].

1920-е годы. Совершенствование мастерства

В 1922—1931 годах Новицкий работал кинооператором на московских кинофабриках «Госкино», «Совкино», «Союзкино»[5]. Снимал советское строительство (документальный фильм «Текстильщики» и др.), в 1925 году в составе группы кинодокументалистов «Пролеткино» совершил экспедицию в Сибирь, проделав путь по «Дороге декабристов». Вёл путевые дневники, публиковал их в киножурналах. Выступал в печати также с научно-популярными очерками, статьями, посвящёнными техническому и творческому аспектам фотографии. Консультировал коллег, обучал молодых фотожурналистов искусству фоторепортажа. Обучил съёмке сестру В. И. Ленина М. И. Ульянову, ею были сделаны снимки, запечатлевшие последние годы жизни брата в Горках[15][16].

В. И. Ленин произносит речь на похоронах Я. М. Свердлова.
18 марта 1919

В 1924 году Новицкий участвовал в московской фотовыставке, посвящённой художественной светописи, представив исполненную гуммиарабиковым способом фотокартину «Её прошлое»[15]. В 1928 году принял участие в выставке «Советская фотография за 10 лет», проходившей в помещении бывшего музея Красной Армии на Воздвиженке. Выполненный им крупноплановый фотопортрет Ленина, представляющий увеличенный кадр из киносъёмки в день похорон Свердлова, получил похвальный отзыв — «За удачный выбор из кинематографической ленты и хорошо исполненное увеличение кадра, характерного для обрисовки В. И. Ленина как оратора»[17][18].

Владея европейскими языками, Новицкий следил за новинками зарубежной фототехники, занимался конструированием и совершенствованием фотоаппаратуры. В 1927 году модернизировал фотоаппарат «Лейка», смонтировав к нему фотообъектив с фокусным расстоянием 300 м. Сконструировал малогабаритный осветительный агрегат, обеспечивающий удобство съёмок с искусственным светом. В 1929 году запатентовал набор специальных светофильтров «Микроскрин», позволявший менять освещение при натурной съёмке[19].

Конец 1920-х годов историк фотоискусства и фотожуpналистики Л. Ф. Волков-Ланнит определяет как период «исключительной активности» творчества Новицкого. Мастер выступал в качестве литератора, фотохудожника и фотохроникёра. В 1927—1928 годах в журнале «Советское фото» было опубликовано более 30 его работ, в числе которых «Лето», «Парусник», «Комсомолка из Карачаевской области», «Купанье», «Баржа у пристани», «Дети», «Девушка с земляникой», «Ответ на ультиматум», «Сигнал к сбору», «Семья Ивановых — снайперы», «Батрак», «Военно-Сухумская дорога», «Индустриальный натюрморт» и другие[19][12].

1930-е годы. Полярные экспедиции О. Ю. Шмидта

Начальник экспедиции на ледоколе «Сибиряков» О. Ю. Шмидт. 1932. Фото П. Новицкого

…Новицкий сумел в трудных условиях своеобразного полярного освещения сделать несколько тысяч превосходных снимков, всесторонне иллюстрирующих работу экспедиции. Этот материал, весьма ценный в научном отношении… является основой для широкой популяризации достижений экспедиции.

В 1929—1934 годах Новицкий принимал участие в четырёх полярных экспедициях под руководством О. Ю. Шмидта[16]. Итогом первой экспедиции в качестве кинооператора на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа в 1929 году стала полнометражная хроника «Курс — Норд» (1930; совместно с Н. В. Пинегиным), второй, совершённой на том же судне к Северной Земле в 1930 году, — документальный фильм «К белому пятну Арктики» (1931; совместно с Н. Н. Кармазинским)[21][12].

В 1932 году в качестве фоторепортёра принял участие в экспедиции, ставшей началом освоения Северного морского пути, — задокументировал двухмесячный рейс ледокола «Александр Сибиряков» из Архангельска во Владивосток через Северный Ледовитый океан. Фотохроника Новицкого запечатлела работы экспедиции, будни экипажа, картины природы Арктики[22]. В 1934 году в составе той же экспедиционной группы участвовал в походе парохода «Челюскин» — им были сделаны исторические кадры крушения ледокола, жизни полярников на льдине и спасения экипажа. В экстремальных условиях, когда от низкой температуры ломалась плёнка и замерзали затворы фотоаппаратов, Новицкий вёл фотохронику и дневниковые записи, наравне с полярниками выходил на авралы, делил все тяготы похода[22][23].

Позднее фотограф вспоминал:

…С «лейками» я не расставался даже ночью. Два месяца они были привязаны на мне мёртвыми узлами. Когда я ложился спать, то чехол со снятым материалом, плёнками и дневниками пристёгивал к ремню ручных часов. Если бы меня разбудили ночью, то я выскочил бы из мешка и на мне болтались бы три «лейки», а на левой руке около запястья висел бы пристёгнутый заснятый материал[23].
Ледокол «Челюскин». 1933. Фото П. Новицкого

Командир отряда по спасению челюскинцев Н. П. Каманин писал о «необычайной изобретательности» Новицкого в поиске кадра — фотограф «залезал на торосы, пролезал под самолёт…»[22].

На обратном пути экспедиции Новицкий сделал серии фотоочерков, посвящённых этнографии, людям и животному миру Севера. В посёлке Уэлен им было заснято празднование 1 мая «во всех его своеобразных оттенках», серия снимков посвящена быту и прикладному искусству Чукотки, лирический фотоочерк «Собачья душа» отразил жизнь полярной собаки — со щенячьего возраста до последних дней. Серия фотографий посвящена самолёту-амфибии «Ш-2», использовавшемуся в экспедиции[22][23].

В экспедициях 1932 и 1934 годов Новицкий отснял свыше 20 000 плёночных негативов. Исследователь Арктики С. О. Шмидт отмечал научную ценность фотографий Новицкого, демонстрировал его снимки на лекциях в виде диапозитивов. В 1934 году был выпущен специальный номер журнала «СССР на стройке», иллюстрированный его арктическими работами. Фотографии Новицкого и его очерк о походе были опубликованы в издании «Поход „Челюскина“» (1934)[22][12][20].

За участие в полярных экспедициях 1932 и 1934 годов П. К. Новицкий был удостоен государственных наград[12][22].

Котёнок Бимс — участник экспедиции ледокола «Сибиряков». 1932. Фото П. Новицкого

В 1937 году произведения Новицкого экспонировались на Первой Всесоюзной фотовыставке, где была представлена технически усовершенствованная версия известного ленинского портрета, работы, сделанные в арктических экспедициях, — «Земля Рудольфа», «Баренцево море», «Девятый вал», «Медведица с медвежонком», «В Арктике»[24]. Работы Новицкого арктической серии выставлялись на международных фотовыставках в Париже, Лондоне, Вене. В 1939 году его фотокомпозиция «Ночь в Арктике» получила Большую серебряную медаль фотосалона в Антверпене[12][25].

В 1930-х годах Новицкий снимал И. В. Сталина. В 1938 году совместно с А. Александровым снял фильм «На почётном посту»[16].

П. К. Новицкий умер 7 сентября 1942 года[26][5].

Операторские работы

С 1911 по 1938 год П. К. Новицкий как оператор снял свыше 60 документальных фильмов[27]. В Российском государственном архиве кинофотодокументов хранится 400 м отснятой им плёнки, зафиксировавшей историческую хронику событий революции 1917 года[28].

Фильмография[5]
1911
  • Живописная Москва (совместно с А. Винклером)
  • Муром (Город Муром; Муром зимой)
  • Неурожайные губернии в России (Голодные места в России; Голод в России)
  • Торжества 35-летнего юбилея Минского вольно-пожарского общества
1912
  • Бородинские торжества в присутствии государя императора и его августейшего семейства
  • Затмение солнца в Москве 4 апреля 1912 г.
  • Майские торжества в Москве в 1912 г. (Майские торжества)
  • Открытие памятника Петру Великому в Туле
  • Пожар Голофеевской галереи в Москве
  • Юбилейные торжества императорского Тульского (Петра I) оружейного завода (в присутствии Е. И. В. великого князя Сергея Михайловича)
1913
  • К делу Бейлиса
  • Производство плетёной мебели
  • Юбилейные торжества в Москве (Чтение манифеста на Красной площади)
1914
1915
  • Наши казаки на войне
  • Падение и сдача Перемышля 9 марта 1915 г.
1916
  • Английские войска в Москве
  • Бой в Буковине (совместно с Н. Топорковым)
  • Буковинский прорыв (Боевые действия кавалерии в Буковине; совместно с Н. Топорковым)
  • Галицийский прорыв (Боевые действия армии генерала Щербачёва)
  • Кощунство немцев в Дубно
  • Кощунство немцев в Почаевской лавре
  • Немецкие кощунства над православными святынями в освобождённых нашими доблестными войсками городах Дубно и Почаеве
  • Полёты военных лётчиков на кавказском фронте (Полёты над завоёванной землей в Анатолии; совместно с Н. Топорковым)
1917
  • Великие дни Российской революции с 28 февраля по 4 марта 1917 года
  • Октябрьский переворот (Вторая революция)
  • Украинское движение
1918
  • Всероссийский съезд Советов
  • Красная Финляндия (февраль 1918 г.)
  • Открытие и роспуск Учредительного собрания
  • Первомайские торжества 1918 г. в Москве
  • Полтора пуда
  • Похороны 5 января
  • Разоружение московских анархистов (совместно с Э. Тиссэ)
1919
  • VII съезд Советов
  • VIII съезд РКП (б)
  • Вскрытие мощей Тихона Задонского
  • Вступление украинских войск в Киев
  • Поезд «Октябрьская революция»
  • Похороны Я. М. Свердлова
  • Похороны жертв революции в Киеве (совместно с А. Дорэдом)
  • Председатель ВЦИК товарищ М. И. Калинин
  • Прибытие в Москву отрядов революционного Китая (Китайский батальон)
  • Проводы Ф. Э. Дзержинского в Польшу
  • Речь В. И. Ленина с балкона Моссовета
1920
  • Разгром Врангеля (совместно с Э. Тиссэ)
1921
  • 1 мая в Москве
1923
  • 1 мая 1923 г. в Москве (Праздник Первого мая 1923 г. в Москве)
  • Борьба Гладильщикова с медведем
  • На заводе «Мостяжарт»
  • Шестая годовщина Октябрьской революции (VI годовщина Октябрьской революции)
1924
  • Открытие Семиреченской железной дороги
  • Похороны тов. Ленина (Похороны В. И. Ленина)
  • Счастливы втрое при советском строе
1925
  • Ленинская киноправда (Киноправда. № 21)
  • Лицом к селу (совместно с Э. Тиссэ)
  • Текстильное производство (Текстильщики)
1927
  • Всесоюзный староста
1928
  • Всесоюзная спартакиада 1928 г. (операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков)
  • Лихое золото (совместно с В. Солодовниковым)
1929
  • Весенняя спартакиада
  • Законы улицы
1930
1931
  • Велопоход (совместно с И. Манаковым)
  • Вторая большевистская весна
1932
  • Совкиножурнал № 26 (операторы: П. Новицкий, М. Ошурков, В. Игнатов, Гродский, Карасёв, И. Беляков, Н. Юдин)
1933
  • Пионерия № 3 (операторы: С. Гусев, П. Новицкий, Н. Урванцев, М. Лившиц, Филин, Мясников)
1938
  • На почётном посту (совместно с А. Александровым)

Оценки

Современники Петра Новицкого свидетельствовали об его оперативности, выдержке и бесстрашии в работе в опасных для жизни ситуациях, умении выбрать кадр и планово построить съёмку, «неистощимой работоспособности». Режиссёр и искусствовед С. М. Эйзенштейн называл Новицкого «неистовым художником», коллега по Скобелевскому комитету кинооператор Э. К. Тиссэ отмечал его «быструю ориентировку на фронте хроникёрской работы», киновед и мастер киномонтажа Э. И. Шуб — «умелую руку и глаз», фотограф и публицист Бор. Громов — «редчайшие по замыслу и красоте кадры»[29][30].

Историки кино и фотографии Н. А. Лебедев, Л. Ф. Волков-Ланнит, В. Вальран называют Петра Новицкого одним из лучших кинодокументалистов эпохи[31][12]. Указывая, что оператор сам монтировал отснятые им сюжеты, «предвосхитив многие приёмы» мастеров монтажа конца XX века, Л. Ф. Волков-Ланнит отмечает его быстрый профессиональный рост от «оперативного фоторепортёра» до «тонкого фотохудожника»[19].

Динамичные и насыщенные светом кадры говорят о высоком профессионализме кинооператора. Он умел находить выразительные точки съёмки и безупречно владел фотографическими процессами. <…> Вкус и опыт помогали ему обращать обычные репортажные кадры в композиционно законченные сюжеты[24].

Художник и историк фотографии В. Вальран отмечает, что сделанные Новицким снимки В. И. Ленина, Н. К. Крупской, М. И. Ульяновой, М. И. Калинина «вошли в золотой фонд фотохроники революции»[12].

Награды

Библиография

  • Героическая эпопея : в 3 т. / под общ. ред. О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. — М. : Изд. ред. «Правды», 1934. — Т. 1: Поход «Челюскина». — 472 с. — 100 000 экз. — Т. 2: Поход «Челюскина». — 471 с. — Т. 3: Как мы спасали челюскинцев / А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнёв, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Дорогнин. — 407 с.
  • Новицкий П. Кино на войне // Советский экран : журн. — М., 1925. — № 6.
  • Новицкий П. Пролетарское фото : журн. — М., 1933. — № 1. — С. 17—19.

Примечания

  1. Кино: Энциклопедический словарь, 1987, с. 300—301.
  2. Волков-Ланнит, 1980, с. 98—99.
  3. 1 2 3 Вальран, 2016, с. 43—44.
  4. Морозов, 1985, с. 141—145.
  5. 1 2 3 4 5 Энциклопедия отечественного кино, 2005—2011.
  6. Волков-Ланнит, 1980, с. 99, 106.
  7. Волков-Ланнит, 1980, с. 99.
  8. Волков-Ланнит, 1980, с. 109.
  9. Волков-Ланнит, 1980, с. 100—101.
  10. Волков-Ланнит, 1980, с. 101—102, 109—110.
  11. Волков-Ланнит, 1980, с. 102—104.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 Вальран, 2016, с. 44.
  13. Волков-Ланнит, 1980, с. 101, 106—109.
  14. Волков-Ланнит, 1980, с. 109—112.
  15. 1 2 Волков-Ланнит, 1980, с. 113.
  16. 1 2 3 Музей ЦСДФ.
  17. Волков-Ланнит, 1980, с. 112.
  18. Советское фото : журн. — М., 1928. — № 6.
  19. 1 2 3 Волков-Ланнит, 1980, с. 114.
  20. 1 2 Шмидт, 1933, с. 3.
  21. Волков-Ланнит, 1980, с. 114—115.
  22. 1 2 3 4 5 6 7 8 Волков-Ланнит, 1980, с. 115.
  23. 1 2 3 История и люди в документальном кино.
  24. 1 2 Волков-Ланнит, 1980, с. 112, 114.
  25. Морозов, 1985, с. 209.
  26. Кино: Энциклопедический словарь, 1987, с. 300.
  27. Вальран, 2016, с. 43.
  28. Волков-Ланнит, 1980, с. 100.
  29. Волков-Ланнит, 1980, с. 104, 109.
  30. Громов, 1933, с. 4.
  31. Волков-Ланнит, 1980, с. 106, 100.

Литература

  • Громов Бор. Пролетарское фото : журн. — М., 1933. — № 1. — С. 4.
  • Пролетарское фото : журн. — М., 1933. — № 1. — С. 5.
  • Шмидт О. Ю. Пролетарское фото : журн. — М., 1933. — № 1. — С. 3.
  • Волков-Ланнит Л. Ф. История пишется объективом : фотокнига / Леонид Волков-Ланнит. — 2-е изд. — М.: Планета, 1980. — С. 98—115. — 256 с. — 15 000 экз.
  • Морозов С. А. Творческая фотография / Сергей Морозов. — М.: Планета, 1985. — С. 145. — 413 с.
  • Новицкий Пётр Карлович // Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич ; редкол. Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С. 300—301. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Пётр Новицкий // Энциклопедия отечественного кино / Мастерская «Сеанс» ; под ред. Л. Аркус. — [Б. м.], 2005—2011.
  • Вальран В. Советская фотография. 1917—1955 / Валерий Вальран. — СПб.: Лимбус Пресс, 2016. — С. 43—44. — 288 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-8370-0793-4.

Ссылки

  • ЦСДФ. Проверено 22 мая 2017.
  • Фотограф П. Новицкий. С фотоаппаратом в походе. Музей ЦСДФ. — История и люди в документальном кино. Проверено 22 мая 2017.
  • Московский Дом фотографии. Проверено 24 мая 2017.

Новицкий, Пётр Карлович.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28