25-07-2023
Одесский ипподром — место проведения скачек, бегов и полетов аэронавтов в Одессе.
Содержание |
В 1889—1890 Новороссийское Общество поощрения коннозаводства построило и открыло в Одессе ипподром на четвертой станции Большого Фонтана.
Центральным сооружением новооткрытого был «павильон скачек» — специально построенное здание оригинальной конструкции с площадкой для оркестра, открытыми ложами и трибунами для зрителей. Высокий шпиль, легкие навесы, тонкие колонны, тенты, арки — все это сообщало павильону «воздушность», которая вполне соответствовала стремительности регулярно устраиваемых бегов и скачек.
8 марта 1910 года осталось в истории русской авиации: в этот день с одесского ипподрома ушел в небо коренной одессит Михаил Ефимов на аэроплане «Фарман-4», снабженном мотором «Гном» мощностью в пятьдесят лошадиных сил. Это был первый в России полет русского летчика, который только месяц с небольшим назад получил во Франции диплом пилота-авиатора.
После полета Ефимова созданный в 1908 одесский аэроклуб решил установить в его честь почетную мраморную доску с надписью: «Одесса. 8 марта 1910 года. Пилот-авиатор Михаил Никифорович Ефимов, первый русский, совершил официальный полет на аэроплане в России».
Павильон скачек сгорел в 1918 году и тогда же была утрачена доска, посвященная этому полету. Но в 1972 на ипподроме установили новую мемориальную доску.
Через месяц после полета Ефимова с ипподрома стартовал аэроплан, пилотируемый легендарным велогонщиком и воздухоплавателем Сергеем Уточкиным. «31 марта в Одессе на беговом ипподроме состоялся экзаменационный полет Уточкина на звание пилота-авиатора»- сообщил выходивший в России специальный журнал «Библиотека воздухоплавания». По предложению комиссии, Уточкин выполнил тогда так называемую «Восьмерку», крутые развороты и другие «условия подъема, полета и спуска», а на следующий день получил грамоту на звание пилота-авиатора, первую, выданную одесским аэроклубом.
В ноябре того же года на аэроплане впервые поднялся русский литератор А. И. Куприн, годом раньше совершивший полёт на воздушном шаре с Сергеем Уточкиным . Куприн полетел пассажиром со своим другом - борцом, ставшим авиатором, Иваном Заикиным. Среди зрителей на ипподроме 12 ноября 1910 года был тринадцатилетний Валентин Катаев, на всю жизнь запомнивший мгновения, когда «аэроплан побежит вперед, оторвется от земли и достигнет рекордной высоты в триста метров, навеки прославив покорителей воздушной стихии и силы земного притяжения, великого борца среднего веса Ивана Заикина и знаменитого писателя Куприна»
.
Этот полет мог обернуться трагедией и для русской авиации, и для борьбы, и для литературы: аэроплан потерпел аварию, но благодаря мастерству и выдержке Заикина пилот и пассажир совершенно не пострадали, но аппарат был разрушен полностью. Заикин, может быть, одним из первых совершил тогда то, о чем сегодня в подобных случаях пишут как о примере величайшего мужества и благородства. Предвидя падение, он в ставшей критической ситуации начал уводить аппарат от переполненного зрителями поля ипподрома в сторону ближайшего кладбища и упал, не причинив никому вреда. Но машина была погублена. Это вызвало нарекания ее владельцев, одесских богачей Пташниковых, которые обвинили в аварии пилота.
Обстоятельства этого полета Куприн изложит спустя два месяца в очерке «Мой полет», появившемся в петербургском «Синем журнале»:
Куприн в тот же день написал оправдательное письмо в редакцию, появившееся в завтрашнем номере «Одесских новостей»: «Милостивый государь господин редактор! Несомненно, что виною падения И. М. Заикина вместе с аэропланом и мною был только я, нижеподписавшийся. Год тому назад во время одного из осенних полетов, когда Заикину впервые пришла мысль летать, он тут же на ипподроме дал мне обещание поднять меня одним из первых. Сегодня, несмотря на мой -правда, слабый- протест, он сдержал свое обещание. Вряд ли он поверил моим словам, что во мне весу около 6 пудов, если не с лишним. Но 13 с половиною пудов, при довольно сильном ветре вверху, оказались для аппарата чрезмерным грузом.. Искренне благодарю И. М. Заикина за многое: за спасение нескольких человеческих жизней (падение во всяком случае было неизбежно), за его находчивость, хладнокровие, смелость, наконец и за мое собственное существование, которым я всецело обязан ему… Я же утверждаю, что Заикин сделал все возможное сначала для того, чтобы не задеть людей, а затем, чтобы спасти аппарат. Прошу, милостивый государь господин редактор, поместить это письмо. Его цель -благодарность И. М. Заикину и ограждение имени этого чудесного авиатора от сплетен. А. Куприн».
Заступничество известного писателя мало чем помогло Заикину. Полет оказался для него роковым, и он вынужден был вернуться к цирковой борьбе. Но на всю жизнь сохранил он признательность, дружбу и переписку с Куприным.
Осенью 1941 года небо над ипподромом наполнилось мощным гулом боевых самолетов «И-16» и «Ил-12» ВВС РККА. Неподалеку соорудили полевой аэродром 69-го истребительного авиационного полка майора Л. Шестакова, защищавшего небо осажденной Одессы. Памятник «шестаковцам», как их называли в городе, сейчас установлен рядом со старым, вступившим во второе столетие одесским ипподромом.
Будущее Одесского ипподрома не внушает оптимизма. Существуют проекты застройки территории ипподрома жилыми высотными зданиями с современной инфраструктурой. Существует вероятность строительства современного футбольного стадиона на территории Одесского ипподрома.
Одесский ипподром.