15-04-2023
Погребе́ние за́живо — способ смертной казни, убийства или пытки, а также возможный результат несчастного случая (например, при обрушении зданий, авариях в шахтах и т. п.), когда живой человек оказывается погребён под слоем земли, обломков и т. п. Кроме того, возможно ошибочное погребение заживо (похороны живого человека, ошибочно считаемого мёртвым, — к примеру, находящегося в состоянии летаргического сна). Страх быть погребённым заживо (тафофобия) является одной из распространённых человеческих фобий. По российскому законодательству умышленное погребение заживо, приведшее к смерти, квалифицируется как убийство с особой жестокостью.[1]
Содержание |
Как способ смертной казни известно в Древнем Риме. К примеру, весталка, нарушившая обет девственности, погребалась заживо с запасом пищи и воды на один день (что не имело особого смысла, так как смерть обычно наступает от удушья в течение нескольких часов). Путём погребения заживо были казнены многие христианские мученики. В 945 г. княгиня Ольга приказала закопать живьём древлянских послов вместе с их ладьёй. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Запорожской Сечи убийцу хоронили заживо в одном гробу с его жертвой[2].
Вариант казни — закапывание человека в землю по шею, обрекающее на медленную смерть от голода и жажды. В России в XVII — начале XVIII века заживо закапывали в землю по шею женщин, убивших своих мужей.[3]
Случайное погребение человека, находящегося без сознания или в летаргическом сне, встречалось довольно редко, и не всегда дело доходило до самого погребения. К примеру, в 1344 году итальянский поэт Франческо Петрарка впал в летаргию, был сочтён мёртвым и пролежал в таком качестве 20 часов (причём, в соответствии с итальянскими законами того времени, умершего полагалось похоронить в течение суток после его смерти), после чего пришёл в себя, шокировав этим присутствовавших.
Считается, что при современном уровне медицины в развитых государствах ошибочное погребение заживо исключено полностью. Однако неоднократные случаи неверного установления смерти — как правило, вследствие ошибки обывателей или безграмотности врачей — зафиксированы и в наше время.
Ещё в 1772 году герцог Мекленбургский ввёл обязательную отсрочку похорон до третьего дня после смерти для предотвращения возможного погребения заживо. Вскоре эта мера была принята в ряде стран Европы, и её одобрил, например, философ Мозес Мендельсон. В XIX веке страх быть погребённым заживо стал достаточно распространённой фобией (получив даже имя тафофобия — от др.-греч. τάφος — гроб, могила и φόβος — страх). Такое положение вещей привело к тому, что начиная со второй половины XIX века и вплоть до 1934 года в странах Европы и Северной Америки патентовались и производились специальные «безопасные гробы», оборудованные средствами спасения для погребённых заживо. Эти средства позволили бы похороненному по ошибке подать сигнал другим людям или же самостоятельно выбраться из могилы. Кроме того, подобными приспособлениями оборудовались некоторые склепы. Тем не менее свидетельства о том, что данные средства спасения действительно кому-либо помогли, отсутствуют.
Страх быть погребёнными заживо испытывали ряд известных личностей. К примеру, Гоголь[12] и Цветаева боялись быть похороненными живьём и специально это подчеркнули — Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями», Цветаева в предсмертной записке перед самоубийством[13] (распространённая легенда о том, что Гоголь действительно был похоронен живым — при эксгумации его тело было обнаружено лежащим ниц в гробу, — несостоятельна[12]). Известной жертвой страха погребения заживо был Альфред Нобель, у которого этот страх являлся «наследственным» — его отец, изобретатель Эммануил Нобель, также боялся быть похороненым заживо и даже изобрёл один из первых «безопасных гробов». Британский писатель Уилки Коллинз также страдал данной фобией, причём в настолько сильной форме, что каждую ночь оставлял «предсмертную записку», в которой просил читающего тщательно удостовериться в его смерти, если он не проснётся. По этой же причине философ Артур Шопенгауэр завещал ждать со своими похоронами пять дней после смерти, в результате чего похоронам философа мешал запах разложения тела.
Своего рода легендой стала жительница Манчестера Ханна Безуик, богатая англичанка, испытывавшая патологический страх ошибочного погребения заживо[14] (причём у неё были для этого основания: её брата по ошибке чуть не похоронили заживо). В соответствии с завещанием тело Ханны Безуик после её смерти в 1758 году было забальзамировано и более ста лет сохранялось без погребения «для периодической проверки на наличие признаков жизни»[15]. За время своего существования мумия Ханны Безуик приобрела широкую известность под названием Манчестерская мумия, несколько десятилетий являясь экспонатом музея Манчестерского общества естествознания. Лишь в 1868 году, после признания Ханны Безуик «безвозвратно и несомненно мертвой», её тело было наконец предано земле.
Сюжет преждевременных похорон встречается в литературе начиная с XIV века: к примеру, он присутствует в «Ромео и Джульетте» Уильяма Шекспира. Особенного распространения этот мотив достиг в культуре XVIII—XX веков — в частности, в произведениях Эдгара По. Теме погребения заживо посвящён рассказ По «Преждевременное погребение», герой которого, панически боявшийся оказаться живым в могиле и даже изготовивший себе специальный склеп со звонком, очнулся зарытым в землю; как выяснилось позже, на самом деле он не был похоронен, а всего лишь уснул в трюме корабля, перевозившего землю. Нервное потрясение, пережитое во время «похорон», помогло герою избавиться от своего страха. Другой рассказ Эдгара По, где присутствует тема погребения заживо, — «Падение дома Ашеров».
В произведении «Смертельно просто» Питера Джеймса главного героя, которого зовут Майкл, на мальчишнике, друзья кладут в гроб и закапывают на несколько часов ради шутки, оставив ему рацию. Но все друзья погибают в автокатастрофе и Майклу приходится действовать самостоятельно и надеяться на чудо.
Теме погребения заживо посвящена песня «Spieluhr» из альбома «Mutter» группы «Rammstein».
Смертная казнь | ||
---|---|---|
Настоящее время | ||
Исторические виды |
Damnatio ad bestias • Poena cullei • Гаррота • Гильотинирование • Дьявольский ветер • Замуровывание • Колесование • Кровавый орёл • Линчи • Повешение за ребро • Повешение, потрошение и четвертование • Погребение заживо • Посажение на кол • Потрошение • Распятие • Растаптывание слонами • Сварение в кипятке • Сдирание кожи • Сожжение • Сожжение в срубе • Утопление • Утробная кошка • Четвертование |
|
Прочее | Палач |
Погребение заживо.