Ekb-oskab.ru

Прием лома металлов

Порто-франко в Батуме

21-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

Порто-фра́нко в Батуме (1878—1886) — «свободный порт», созданный в соответствии с решениями Берлинского конгресса на территории, подконтрольной России[1]. Конечный пункт железной дороги Баку — Батум. Развивался как центр экспорта керосина и нефтепереработки в российском Причерноморье[2][3].

Площадь порто-франко на 1884 год составляла чуть более 324 десятин[4].

История

Вероятно, российское правительство задумывалось о присоединении Батума ещё ко времени принятия Грузии в русское подданство. Многие источники отмечают важное стратегическое значение города[5]: последний находился в непосредственной близости от русско-турецкой границы и обладал едва ли не «самой безопасной гаванью на всём побережье от Керчи до Синопа»[6]. В результате русско-турецкой войны (1877—1878) Батум должен был отойти России[7]. Установление в нём режима порто-франко различные исследователи объясняют стремлением европейских держав не допустить усиления России на Чёрном море[8][9][10].

Берлинский конгресс 1878 года

Берлинский конгресс. Антон фон Вернер (1881). На переднем плане — сцена рукопожатия Бисмарка и Шувалова. Сидящий левее Горчаков с раздражением смотрит на своего «подопечного», думая о закате своей карьеры.[11]

Уже в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов противоречия между Россией и рядом европейских стран достигли критического уровня. В мае 1878 г. российский посол в Лондоне (П. А. Шувалов) и британский министр иностранных дел (маркиз Солсбери) подписали «меморандумы о достигнутой договоренности»[12], которые, в числе прочего, предусматривали сохранение Батума за Россией[13].

Летом 1878 г. в Берлине состоялся международный конгресс, на котором, по требованию европейских держав, были пересмотрены условия Сан-Стефанского мирного договора (согласно ему, русские приобретали в Закавказье Батум и ряд других территорий). В итоге Петербург вынужден был согласиться на компромиссный вариант: Турция уступала Батум России, однако последняя обязалась объявить его порто-франко[7]:

Е. И. В. Император Всероссийский заявляет, что его намерение — превратить Батум в свободный порт, открытый, главным образом, для торговли.

— Ст. 59 Берлинского трактата // Ян Верзайл. Международное право в исторической перспективе (том III)[14] (пер. с фр. и с англ.)

Примечательно, что на конгрессе представители Британии, словно «забыв» о майской договорённости, наотрез отказались включать Батум в состав России. Шувалову не удалось переубедить Солсбери, так что в конфликт «пришлось вмешаться» российскому министру иностранных дел, А. М. Горчакову[15]. Позднее Александр Михайлович отзывался о событиях тех дней, как о «самой черной странице» в его биографии[16].

Порто-франко в 1878—1886 гг.

Батум в 1870-е годы

25 августа, согласно договоренности с турецкой администрацией, русские войска заняли Батум.[17]

В то время город представлял собой «деревушку, в которой было до трех тысяч жителей. Лучшие дома были деревянные, крытые черепицей»; располагались они в хаотичном порядке. Вместо улиц город пересекали «узкие коридоры», где не могли разъехаться даже два экипажа. Батум «казался вымершим, и только единственно набережная была оживлена, так как на ней помещались… кофейни и рестораны». Некоторые магазины были закрыты, «так как хозяева их — турки ушли, оставив дома свои с выбитыми стеклами и сорванными дверями». После войны в городе какое-то время ощущалась нехватка продовольствия, так что хлеб завозили из Одессы[18].

Герретсон в своей «Истории Royal Dutch» описывает Батум при османах как небольшое мусульманское селение, «окруженное болотами узкой полосы побережья»[10]. По свидетельству Дж. Брайса[19], посетившего порт за год до его передачи России, то был опустевший «сонный городок на Чёрном море…», расположенный в болотистой местности с нездоровым климатом. Тем не менее, будущий виконт и посол Великобритании в США предрекал Батуму стремительное развитие в случае, если бы городом овладели русские[20].

Военное и гражданское управление

Константин Виссарионович Комаров — первый губернатор Батумской области[18]

Уже 1 сентября 1878 года, после занятия вновь приобретённых территорий русскими войсками, военное положение было снято «со всех частей Кавказа и Черноморского побережья». В том же месяце было принято решение о создании особого Батумского округа под управлением военного губернатора. Округ вошёл в состав новообразованной Батумской области, вместе с двумя другими округами (Аджарским и Артвинским) и портовым городом Батумом. Последний исключался из общей системы военного управления краем.[17][21]

Режим порто-франко действовал только на территории порта и самого города Батума. У побережья находилась главная складская таможня, взимавшая сборы по провозу и вывозу товаров и осуществлявшая надзор за гаванью вне линии порто-франко. За пределами Батума были созданы таможенные заставы Чорохская и Озургетская и пост Кахаберский. Из-за увеличения грузо- и пассажиропотоков по реке Чороха, близ её устья была открыта застава Усть-Чорохская.[22]

Штат батумской таможни был учрежден по образцу штата тифлисской складской таможни и включал в себя должности «переводчика европейских языков, корабельного смотрителя и его помощника».[22]

Несмотря на статус «вольной гавани», в порту сохраняли силу все карантинные постановления, необходимые для предотвращения эпидемий[23]. Ещё в 1878 году в городе был образован Батумский военный госпиталь[18].

В Батуме действовал областной меджлис (иначе — народный суд); иностранцы не подпадали под его юрисдикцию. Наряду с меджлисом, в городе имелся и мировой судья.[24]

Батум являлся центром одноимённой области до 1883 года, когда она стала частью Кутаисской губернии[22][25].

Экономический подъём. Развитие нефтяного экспорта, морского и железнодорожного транспорта

Батум. Л. Ф. Лагорио (1881)

По некоторым данным, проникновение российского капитала в Аджарию происходило «ещё при турецком господстве» в регионе. Однако лишь после вхождения Батума в состав России экономическое развитие края заметно ускорилось, во многом благодаря возможности беспошлинной торговли в городе и порте.[23]

По словам Герретсона, «новый промышленный центр рос в условиях лихорадочного бума»[26]. А. Х. Абашидзе приводит следующую статистику: за шесть неполных лет существования режима «порто-франко» (1878—1884) в городе «было построено 305 жилых домов, открылись 4 табачные фабрики, 8 гостиниц, 4 кондитерские, 27 пекарен… 49 прачечных, 15 галантерей, 12 обувных фабрик»[27].

Ускоренными темпами развивалась и портовая инфраструктура, что превращало Батум в важнейший порт Закавказья[6]. Так, за один лишь 1882 год величина экспорта товаров достигла 6,5 млн французских франков, тогда как размер импорта составил около 1,1 млн франков, соответственно[28].

Батуми во время англо-французской интервенции (в 1918—1920-х гг.)

Примечания

  1. Verzijl, J. H. W. International Law in Historical Perspective… — С. 242—243
  2. Gerretson, F. C. History… (т. 2) — С. 102—104
  3. Tolf, Robert W. The Russian Rockefellers… — С. 84—87
  4. Половцов, А. А. Комментарии // Дневник государственного секретаря. — М.: Центрполиграф, 2005. — С. 558. — 605 с. — ISBN 5-9524-1196-7
  5. Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 109
  6. 1 2 Harlaftis, Gelina. A History… — С. 84
  7. 1 2 Виноградов, В. Н. Русско-турецкая война… — С. 134, 141
  8. Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 100—103
  9. Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 110—111
  10. 1 2 Gerretson, F. C. History… (т. 2) — С. 102
  11. Anton von Werner, The Berlin Congress, 1878. GHDI (German History in Documents and Images). Проверено 13 октября 2012. Архивировано из первоисточника 13 октября 2012.  (англ.)
  12. Виноградов, В. Н. Русско-турецкая война… — С. 137
  13. Виноградов, В. Н. Русско-турецкая война… — С. 140
  14. Verzijl, J. H. W. International Law in Historical Perspective… — С. 242
  15. Виноградов, В. Н. Русско-турецкая война… — С. 140—141
  16. ГОРЧАКОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ. Архивировано из первоисточника 2 августа 2012.
  17. 1 2 Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. — 117
  18. 1 2 3 Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 114
  19. James Bryce, 1st and last Viscount Bryce. thepeerage.com. Проверено 20 октября 2012. Архивировано из первоисточника 20 октября 2012.
  20. Tolf, Robert W. The Russian Rockefellers… — С. 86
  21. Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 113
  22. 1 2 3 Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 119
  23. 1 2 Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 119—120
  24. Гражданские иски и различные правонарушения местных жителей разбирались в меджлисах, за исключением тяжких преступлений (государственная измена, грабежи, умышленные убийства и т. п.), которые «подлежали суду по общим законам Российской Империи». См. Абашидзе, А.Х. Аджария… — С. 118—119
  25. Отечественная история / История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия / Янин, В. Л.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — Т. I. — С. 175. — ISBN 5-85270-076-2
  26. Gerretson, F. C. History… (т. 2) — С. 102—103
  27. Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 120
  28. Абашидзе, А. Х. Аджария… — С. 121

Источники

  • Абашидзе, А. Х. Аджария. История, дипломатия, международное право. — М.: РАУ-Университет, 1998. — 326 с. — ISBN 5-86014-116-5
  • Виноградов, В.Н. Русско-турецкая война 1877-1878 годов и европейские державы. Архивировано из первоисточника 2 августа 2012.
  • Катковъ, М. Н. Собранiе передовыхъ статей Московскихъ вѣдомостей. — М.: Изданiе С. П. Катковой, 1898. — Т. 1878 годъ.
  • Катковъ, М. Н. Собранiе передовыхъ статей Московскихъ вѣдомостей. — М.: Изданiе С. П. Катковой, 1898. — Т. 1879 годъ.
  • Катковъ, М. Н. Собранiе передовыхъ статей Московскихъ вѣдомостей. — М.: Изданiе С. П. Катковой, 1898. — Т. 1881 годъ.
  • Катковъ, М. Н. Собранiе передовыхъ статей Московскихъ вѣдомостей. — М.: Изданiе С. П. Катковой, 1898. — Т. 1882 годъ.
  • Катковъ, М. Н. Собранiе передовыхъ статей Московскихъ вѣдомостей. — М.: Изданiе С. П. Катковой, 1898. — Т. 1883 годъ.
  • Катковъ, М. Н. Собранiе передовыхъ статей Московскихъ вѣдомостей. — М.: Изданiе С. П. Катковой, 1898. — Т. 1884 годъ.
  • Катковъ, М. Н. Собранiе передовыхъ статей Московскихъ вѣдомостей. — М.: Изданiе С. П. Катковой, 1898. — Т. 1886 годъ.
  • Менделеев, Д. И. Часть 4 // Проблемы экономического развития России..
  • Gerretson, F. C. History of the Royal Dutch = Geschiedenis der Koninklijke. — 2. — The Hague, 1958. — Т. I.  (англ.)
  • Gerretson, F. C. History of the Royal Dutch = Geschiedenis der Koninklijke. — 2. — The Hague, 1958. — Т. II.  (англ.)
  • Gerretson, F. C. History of the Royal Dutch = Geschiedenis der Koninklijke. — 2. — The Hague, 1958. — Т. III.  (англ.)
  • Harlaftis, Gelina. A History of Greek Owned Shipping. — Routledge, 1996. — ISBN 0-415-00018-1  (англ.)
  • Tolf, Robert W. The Russian Rockefellers: The Saga of the Nobel Family and the Russian Oil Industry. — Hoover Press, 1976. — ISBN 0-8179-6581-5  (англ.)
  • Verzijl, J. H. W. International Law in Historical Perspective. — Leyden, 1970. — Т. III. — С. 242—243. — ISBN 90-218-9050-X  (англ.)

Ссылки

  • Аджария. История, дипломатия, международное право (авт. — Абашидзе, А. Х.) на сайте nasledie.ru

Порто-франко в Батуме.

© 2018–2023 ekb-oskab.ru, Россия, Челябинск, ул. Горького 53, +7 (351) 992-98-28